Femme fatale

редактировать
Стандартный персонаж; красивая, но озорная и предательская женщина Роковые женщины были обычным делом в крутых криминальных историях 1930-х годов криминальном чтиве.

A роковой женщине (или ; французский: ), иногда называемый людоедом или вампиром, стандартный персонаж загадочной, красивой и соблазнительной женщины, чьи чары заманивают в ловушку ее любовников, часто заводя их в компрометирующие смертельные ловушки. Она архетип литературы и искусства. Ее способность очаровывать, соблазнять и гипнотизировать свою жертву заклинанием в самых ранних историях считалась буквально сверхъестественной; следовательно, роковая женщина сегодня все еще часто описывается как обладающая силой, сродни чародейке, соблазнительнице, ведьме, обладающей властью над мужчинами.

По мнению Вирджинии Аллен, одна из наиболее распространенных черт роковой женщины включает беспорядочные половые связи и «отказ от материнства», которые рассматриваются как «одно из ее самых угрожающих качеств, поскольку отрицание его бессмертия и его потомков приводит к к окончательному уничтожению мужского пола ». Роковые женщины, как правило, злодейки или, по крайней мере, неоднозначны в моральном плане и всегда связаны с чувством мистификации и беспокойства.

В американских фильмах начала 20 века роковые женщины назывались вампами, в отношении Теды Бара, которая сыграла соблазнительную женщину, названную «вампиром » в фильме 1915 года Был дурак. Многие мафиози-женщины (особенно члены итало-американской мафии или русской мафии ) были известны как роковые женщины во многих фильмах нуар, а также в Джеймсе Бонде фильмы.

Фраза по-французски означает «роковая женщина». Роковая женщина пытается достичь своей скрытой цели, используя женские уловки, такие как красота, очарование или сексуальное очарование. Во многих случаях ее отношение к сексуальности вялое, интригующее или легкомысленное. В некоторых случаях она использует ложь или принуждение, а не очарование. Она также может использовать какое-нибудь подавляющее оружие, такое как спящий газ, современный аналог магических сил в старых сказках. Она также может быть (или подразумевать, что является) жертвой, попавшей в ситуацию, из которой она не может сбежать; Дама из Шанхая (нуар 1947 фильм ) является одним из таких примеров. Младшая или несовершеннолетняя версия роковой женщины называется fille fatale, или «роковая девушка».

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Древние архетипы
    • 1.2 Ранняя западная культура до XIX века
    • 1.3 Жанры начала XX века
  • 2 См. Также
  • 3 Использование в уголовных процессах
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература

История

Древние архетипы

Роковая божественная женщина в индуистской мифологии Мохини описана как зачаровывающая богов, демонов и мудрецов

Роковая женщина архетип существует в культуре, фольклоре и мифах многих культур. Древние мифические или легендарные примеры включают Лилит, Мохини, Цирцею, Медею, Клитемнестра, Лесбия, Тамамо-но Маэ и Виша Каньяс. Исторические примеры классических времен включают Клеопатру и Мессалину, а также библейские персонажи Далилу, Иезавель и Саломею. Примером из китайской литературы и традиционной истории является Даджи.

Ранняя западная культура до 19 века

Саломея на картине 1906 года Франца фон Штука

Роковая женщина была обычным явлением. фигура в европейском средневековье, часто изображающая опасности необузданной женской сексуальности. Унаследованная до средневековья библейская фигура Евы служит примером, как и злая соблазнительная чародейка, представленная в Morgan le Fay. Королева ночи в «Волшебной флейте» Моцарта показывает ее более приглушенное присутствие в эпоху Просвещения

Роковая женщина процветала в романтический период в произведениях Джон Китс, в частности «La Belle Dame sans Merci » и «Lamia ». Вместе с ними появился готический роман Монах с участием Матильды, очень могущественной роковой женщины. Это привело к ее появлению в творчестве Эдгара Аллана По и в роли вампира, особенно в Кармилле и Невестах Дракулы. Монахом очень восхищался маркиз де Сад, для которого роковая женщина символизировала не зло, а все лучшие качества женщин; его роман Джульетта, пожалуй, самый ранний, в котором торжествует роковая женщина. Прерафаэлиты живописцы часто использовали в качестве сюжета классические персонификации роковой женщины.

В западной культуре конца девятнадцатого и начала двадцатого веков роковая женщина стала более модной тропой, и ее можно найти на картинах художников Эдварда Мунк, Густав Климт, Франц фон Штук и Гюстав Моро. Роман А перебивает Йорис-Карл Хьюисманс включает эти лихорадочные представления об изображении Саломеи на картине Моро:

Она больше не была просто танцующей девушкой, которая вымогает крик похоти и похоти старика из-за похотливых искажений ее тела; кто ломает волю, овладевает разумом Короля зрелищем ее дрожащих грудей, вздымающегося живота и трясущихся бедер; теперь она была раскрыта в некотором смысле как символическое воплощение древнего порока мира, богиня бессмертной Истерии, проклятие красоты, превосходящее все остальные красоты каталептическим спазмом, который шевелит ее плоть и закаливает ее мускулы, - чудовищное чудовище. Апокалипсис, безразличный, безответственный, бесчувственный, отравляющий.

Йорис-Карл Хьюисманс, А возражает, Сестры Саломеи

Она также считается заметной фигурой в конце девятнадцатого и двадцатого века. опера века, появляющаяся в Рихард Вагнер «Парсифаль (Кундри ), Жорж Бизе « Кармен ", Камилла Сен-Санс '" Самсон и ДалилаАльбан Берг " Лулу "(по пьесам" Erdgeist "и" Die Büchse der Pandora "Фрэнк Ведекинд ).

В fin-de-siècle декадансе Оскар Уайльд заново изобрел роковую женщину в пьесе Саломея : она манипулирует своим помешанным на похоти дядей, Царь Ирод с ее соблазнительным Танцем семи покрывал (изобретение Уайльда), чтобы согласиться с ее властным требованием: «принесите мне голову Иоанна Крестителя ». Позже Саломея стала героем оперы Штрауса и была популяризирована на сцене, на экране и в кинотеатрах в бесчисленных реинкарнациях.

Еще одна непреходящая икона гламура, соблазнения и моральной низости - Маргарета Гертруида Зелле.. Работая экзотической танцовщицей, она взяла сценический псевдоним Мата Хари. Она была обвинена в немецком шпионаже и была казнена французским расстрелом. После ее смерти она стала героем многих нашумевших фильмов и книг.

Другими весьма известными роковыми женщинами являются Изабелла из Франции, Хедда Габлер из Кристиании (ныне Осло), Мария-Антуанетта из Австрии и, самый известный, Лукреция Борджиа.

Жанры начала 20 века

Элис Холлистер, «оригинальный вампир» экрана Актриса Теда Бара в фильме Был такой дурак.

Согласно одной традиционной точке зрения, роковая женщина изображается как сексуальный вампир ; ее чары похищают мужественность и независимость влюбленных, оставляя им оболочки самих себя. Редьярд Киплинг черпал вдохновение у вампира, нарисованного Филипом Бёрн-Джонсом, образ, типичный для эпохи 1897 года, для написания своего стихотворения «Вампир». Стихотворение послужило вдохновением для создания одноименного фильма 1913 года Вампир режиссера Роберта Виньола, который часто называют самым ранним из сохранившихся фильмов о вампирах. Главный герой Элис Холлистер в то время часто называли «изначальным вампиром».

Как и многие стихи Киплинга, он стал очень популярным, и его припев: «Дурак там был... ", описывающий соблазненного мужчину, стал названием популярного фильма 1915 года Был дурак, сделавшего Теду Бара звездой. Стихотворение было использовано в рекламе фильма. По этой причине на американском сленге той эпохи роковая женщина называлась вампиром, сокращенно от вампира.

Роковые женщины появляются в детективной литературе., особенно в его «крутом» поджанре, который в значительной степени возник из криминальных историй Дэшилла Хэммета в 1920-х годах. В конце того десятилетия франко-канадская злодейка Мари де Сабревуа придала современный вид очень историческим романам Кеннета Робертса, действие которых разворачивается во время войны за независимость США..

Для кинозрителей злодейка тоже часто казалась иностранкой, как правило, неопределенного восточноевропейского или азиатского происхождения. Она была сексуальным партнером таких хороших актрис, как Лилиан Гиш и Мэри Пикфорд. Среди известных вампиров немого кино были Теда Бара, Хелен Гарднер, Луиза Глаум, Валеска Суратт, Мусидора, Вирджиния Пирсон, Ольга Петрова, Розмари Тиби, Нита Налди, Пола Негри, Эстель Тейлор, Джетта Гоудал и, в первых проявлениях, Мирна Лой.

История «Соблазнительница Башни Пыток и Грехов» проиллюстрирована на обложке Avon Fantasy Reader.

154>фильм-нуар эпоха 1940-х и начала 1950-х годов роковая женщина процветала в американском кино. Примеры включают Бриджид О'Шонесси, изображаемую Мэри Астор, которая убивает партнера Сэма Спейда в Мальтийском соколе (1941 ); манипулирующая нарциссическая дочь Веда (изображаемая Энн Блит ) в Милдред Пирс, которая эксплуатирует свою снисходительную мать Милдред (изображается Джоан Кроуфорд ) и фатально разрушает повторный брак своей матери. отчим Монте Баррагон (изображаемый Захари Скотт ); Джин Тирни в роли Эллен Брент Харланд в Оставьте ее на небесах (1945 ) и певицу кабаре, которую играет Рита Хейворт в Гильда (1946 ), нарциссические жены, манипулирующие своими мужьями; Филлис Дитрихсон (Барбара Стэнвик ) в Двойное страхование (1944 ), Ава Гарднер в Убийцы и Кора (Лана Тернер ) в Почтальон всегда звонит дважды по романам Эрнеста Хемингуэя и Джеймса М. Кейна соответственно, манипулируют мужчинами, заставляя их убивать своих мужей.

В фильме Хичкока Дело Парадина (1947 ), Алида Персонаж Валли стал причиной смерти двух мужчин и близкого уничтожения еще одного. Другой часто цитируемый пример - персонаж Джейн, которую играет Лизабет Скотт в Слишком поздно для слез (1949 ); Во время своего стремления удержать грязные деньги от их законного получателя и своего мужа, она использует яд, ложь, сексуальные поддразнивания и оружие, чтобы держать мужчин вокруг пальца. Джейн Грир остается известной как роковая женщина-убийца, использовавшая свои уловки на Роберте Митчам в Из прошлого (1947 ). В фильме Хичкока 1940 года и романе Дафны дю Морье 1938 года Ребекка одноименная роковая женщина полностью доминирует в сюжете, хотя она уже мертва, и мы никогда не видим ее изображения. Наташа Фатейл из Рокки и Буллвинкля, фигуристая шпионка, получила свое имя от роковой женщины-персонажа.

См. Также

  • Литературный портал

Использование в уголовных процессах

Этот термин использовался в связи с широко разрекламированными уголовными процессами, такими как судебные процессы над Джоди Ариас и Аманда Нокс.

Ссылки

Дополнительная литература

  • Доминик Майнон и Джеймс Урсини (2009) Femme fatale, ISBN 0879103698. Исследует контекст нуара фильма.
  • Джузеппе Скарафия (2009) Femme fatale, ISBN 9788838903960.
  • Тони Бентли (2002) Сестры Саломеи, ISBN 9780803262416. Саломея считается архетипом женских желаний и грехов и последней роковой женщиной.
  • Брэм Дейкстра (1986) Идолы порочности: фантазии женского зла в культуре Фин-де-Сикль, ISBN 0195056523. Обсуждает стереотип роковой женщины.
  • Брэм Дейкстра (1996) Злые сестры: угроза женской сексуальности в культуре двадцатого века, ISBN 0805055495.
  • Элизабет K. Mix Evil By Design: создание и маркетинг роковой женщины, ISBN 9780252073236. Обсуждается происхождение роковой женщины во французской поп-культуре XIX века.
  • Марио Праз (1933) Романтическая агония, ISBN 9780192810618. См. Главы четвертую «La Belle Dame Sans Merci» и пятую «Византия».
Последняя правка сделана 2021-05-20 13:36:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте