Эли (библейский персонаж)

редактировать
Картина 1645 года Яна Викторса из Ханна представляет своего сына Самуил Илию, сидящему справа.

Эли был, согласно Книгам Самуила, Первосвященником из Шайло. Когда Ханна пришла к Силому, чтобы помолиться за сына, Эли сначала обвинил ее в пьянстве, но когда она заявила о своей невиновности, Эли пожелал ей всего наилучшего. Возможный ребенок Ханны, Самуил, был воспитан Илием в скинии. Когда Илию не удалось обуздать оскорбительное поведение своих сыновей, Яхве пообещал наказать его семью, что в конечном итоге привело к смерти Илая и его сыновей. В более поздних библейских отрывках упоминаются состояния нескольких из его потомков, и он занимает видное место в самаритянской традиции.

Содержание
  • 1 Библейское повествование
    • 1.1 Ханна
    • 1.2 Сыновья Илия
    • 1.3 Самуила обучение
    • 1.4 Атака филистимлян и смерть Илая
    • 1.5 Эра
    • 1.6 Генеалогия
    • 1.7 Потомки
  • 2 Другие источники
    • 2.1 Талмуд
    • 2.2 В раввинской литературе
    • 2.3 Финеас / Противоречие Итамара
    • 2.4 Переход священства
      • 2.4.1 Потомки
    • 2.5 Самаритянские источники
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Библейское повествование

Эли был первосвященником (коэн гадол) Шило, предпоследним израильтянином судьей (его сменил только Самуил) до правления царей Израиля и Иудеи.

Ханна

Эта история Анны, с которой начинаются Книги Самуила, касается Илая. Ханна была женой Элканы. Она была бездетной. У Елканы была еще одна жена (Пенинна ), которая родила ему детей. Пенинна при любой возможности дразнила и критиковала Ханну за ее бесплодие, вплоть до глубокого отчаяния. Их муж Элькана увидел страдания Ханны и попытался выяснить причину ее страданий, спросив: «Анна, почему ты плачешь? Почему ты не ешь? Почему твое сердце грустно? Разве я для тебя не больше десяти сыновей?»

История показывает, что Ханна не ответила на вопросы, а вместо этого встала и предстала перед Богом. Она горько плакала в храме Силома. В отчаянии Ханна молилась Яхве о ребенке и пообещала, что, если ее молитва будет удовлетворена, она посвятит своего сына Богу. Когда Эли нашел Ханну в храме, она молилась, шевеля губами. Эли стал свидетелем этого необычного поведения и пришел к выводу, что Ханна была в состоянии алкогольного опьянения. После объяснения Ханной ее трезвости, Эли благословил ее миром и гарантией, что Яхве удовлетворит ее просьбу. Ханна вернулась домой, полная надежды. Впоследствии Ханна забеременела; ее ребенка звали Сэмюэл. Когда Ханна приносила ежегодную жертву в храме, она оставалась дома. Она пообещала пойти в храм, когда Самуила отняли от груди и планировали оставить его с Илием, чтобы он обучался как назорей.

Сыновья Илая

Изображение Илая и Самуила Джона Синглтона Копли, 1780.

Сыновья Илия Офни и Финеес тем временем вели себя нечестиво, например, забирая себе все лучшие куски мяса с жертв и прелюбодействуя с женщины, которые служат у входа в святилище. Эли знал об их поведении, но слишком легко упрекнул их и в конечном итоге не остановил их. Сыновья продолжали свое грешное поведение, и «человек Божий» пророчествовал Илию, что Илий и его семья будут наказаны за это, и все потомки мужского пола умрут, не дожив до старости, и будут поставлены на должности, подчиненные пророкам из других родов. Проклятие отсылает к предыдущему обещанию Бога о преемственности Илая, продолжающемуся вечно (Эли является потомком Аарона, которому изначально было дано обетование [Исход 28]) (ср. Аналогичные обещания до царя Давида и Ионадава ). Хотя это продолжение не было отменено, на всех потомков Илая мужского пола было наложено проклятие навсегда. В знак верности этого будущего Илию было сказано, что его сыновья умрут в тот же день.

Обучение Самуила

Илай продолжил обучать Самуила. Когда Самуил услышал, как Бог говорит с ним, он сначала принял Бога за Илию; Илий, который не слышал, как Бог зовет Самуила, в конце концов осознал истину и наставил Самуила, как ему ответить. Самуилу было сказано, что Божья угроза исполнится над Илием и его семьей. Илий спросил Самуила, что ему сказали, настаивая на том, чтобы ему рассказали всю правду, и Самуил так и сделал; Эли отреагировал, сказав, что Бог поступит так, как Он судит лучше всех.

Нападение филистимлян и смерть Илая

Смерть Илая, гравюра на дереве 1860 года, автор Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Несколько лет спустя, когда Самуил был взрослым, филистимляне напали на Эбен-Эзер, в конце концов захватив Ковчег Завета у израильтян и убив сыновей Илия, сопровождавших Ковчег, чтобы сражайтесь как священники. Израильтяне принесли Ковчег с собой на битву, исходя из предположения, что Бог не может позволить ему попасть в руки врага, и это предположение оказалось неверным. Илай, который был почти слепым, сидел у парадных ворот и слышал, как возвращающиеся солдаты возвращаются, не подозревая об этом событии, пока он не спросил обо всех волнениях в городе. Через задние ворота вернулся солдат и сообщил народу новости о битве. Затем он рассказал Эли о том, что произошло. В ответ на известие о том, что Ковчег Божий был захвачен, Илий упал со стула спиной и умер от перелома шеи.

. Он был судьей Израиля в течение 40 лет и умер в ему было 98 лет. Его невестка, жена Финееса, была беременна и почти рожала. Когда она услышала новость о том, что Ковчег Божий захвачен и что ее тесть и муж умерли, у нее начались схватки и роды, но схватки охватили ее. Когда она лежала при смерти, женщины, которые ее обслуживали, сказали: «Не отчаивайтесь; ты родила сына. Но она не ответила и не обратила никакого внимания. Она называет мальчика Икабод, говоря, что Слава покинула Израиль - из-за захвата Ковчега Божьего и смерти ее тестя и ее мужа.

Эра

Вторжения филистимлян продолжались 40 лет; и Самуил, который боролся с набегами филистимлян, судил Израиль 20 лет. Некоторые ученые, такие как Кесслер и Новак, утверждали, что, вероятно, было некоторое совпадение между временами Самуила и Илая. Однако в Книге Судей всегда упоминаются годы угнетения в отличие от периода правления судьи; поскольку первые периоды правления Илая, похоже, не происходят во времена угнетения, это, по-видимому, исключает какое-либо совпадение с филистимским притеснением, в котором жил Самсон, предыдущий судья.

Генеалогия

Хотя его собственная генеалогия не приводится в тексте, ряд ученых определили генеалогию Илая, основываясь на данных его сыновьям в других отрывках. Авиафар описан в Книге Паралипоменон как прямой (по отцовской линии) потомок Итамара ; в Книгах Самуила говорится, что Авиафар был сыном Ахимелеха и что Ахимелех был сыном Ахитува, брата Ихавода. Следовательно, поскольку в повествовании говорится, что Икабод был сыном Финееса, а Финеес был сыном Илая, ряд ученых пришли к выводу, что Эли должен быть потомком Итамара.

Потомки

Элиды, или Дом Илия, включали:

  • Ахимелех, правнук Илия, убитый Идомитянином Доиком, выполнив часть проклятия Дома Илия, которое ни один из его потомков мужского пола не дожил бы до старости.
  • Авиафар, сын Ахимелеха: праправнук Илия; единственный оставшийся в живых после резни в Нобе и последний первосвященник Дома Илия, отстраненный от должности царем Соломоном, тем самым выполнив другую часть проклятия на Дом Илия, что священство перейдет от его семьи (1 Царств 2: 26-27).
Другие источники

Талмуд

Талмуд перечисляет Илии как пророка.

Раввины описывают Самуил, ученик Илия, постановил, что миряне законно закалывать жертвоприношения, поскольку галаха настаивал только на том, чтобы священники приносили кровь (ср. Левит 1: 5, Зевахим 32а). Говорят, что Илай отреагировал на эту логику Самуила, заявив, что это было правильно, но Самуила следует предать смерти за то, что он сделал юридические заявления, в то время как Эли (его наставник) присутствовал.

В раввинской литературе

Противоречие между Финеасом и Итамаром

Раввинские комментаторы объясняют, что преемственность первосвященства передается потомкам Финеаса из этого отмеченного стиха. Согласно некоторым раввинским комментаторам, Финеас согрешил из-за того, что не воспользовался своим служением наставлениями Торы массам во время, предшествовавшее битве при Гиве. Кроме того, он также не смог удовлетворить потребности в освобождении Иеффая от его обета. Как следствие, первосвященство было отнято у него и передано (временно, см. Следующий раздел) потомкам Итамара, по сути, Илию и его сыновьям.

Переход священства

После греха сыновей Илия, Офни и Финееса, было предсказано, что первосвященство будет возвращено сыновьям Елеазара :

И я воздвигну надежного священника, который будет действовать сердцем моим и душой моей, и я построю ему надежный дом, и он будет идти перед моим Помазанником на все дни

— 1 Самуил 2:35

Ряд ученых указывает, что Садок был предметом пророчества Илию, когда Садок, который, как говорят, был потомком Елеазара, в конечном итоге был назначен первосвященником.

Садок, как потомок по отцовской линии Финеес (сын Елеазара ) принял первосвященство. Его сыновьями были Ахимааз и Азария, за которыми следовали его потомки, которые были первосвященниками до разрушения Первого Храма, а после постройки Второй Храм, возобновил первосвященство, согласно Первосвященнику Иисусу Навину (вместе с Ездрой ), происходящим из Сыновей Садока.

Потомки

В дополнение к людям, происхождение которых от Илия может быть определено из библейского текста, раввинская литература цитирует других людей как потомков Илия.

Рабба умер в возрасте 40 лет, а его племянник Абай умер в возрасте 60 лет.

Самаритянские источники

Самаритяне утверждают, что гора Геризим с тех пор была священным местом Израиля. что Иисус Навин победил Израиль, и десять колен заселили землю. Согласно Библии, история горы Гаризим возвращает нас к истории того времени, когда Моисей приказал Иисусу Навину отвести Двенадцать колен Израилевых в горы около Сихема и поместить половину колен, числом шесть, на вершину горы. Гора Геризим (Гора Благословения), а другая половина - Гора Гевал (Гора Проклятия). Две горы использовались, чтобы символизировать значение заповедей и служить предупреждением для всех, кто их не слушался.

Самаритяне настаивали на том, что они прямые потомки северных израильских племен Ефрема и Манассии, которые пережили разрушение северного Израильского царства ассирийцами в 722 г. до н. э. В надписи Саргона II говорится о депортации относительно небольшой части израильтян (27 290, согласно анналам), так что вполне возможно, что осталось значительное население, которое могло идентифицировать себя как израильтяне, термин что самаритяне предпочитают для себя. Самаритянская историография установила фундаментальный раскол с оставшейся частью Израиля после того, как двенадцать колен завоевали землю Ханаана во главе с Яхшуа. После смерти Яхшуа священник Илий оставил скинию, которую Моисей воздвиг в пустыне и установил на горе Гаризим, и построил еще одну под своим владением на холмах Шило (1 Царств 1: 1-3; 2: 12-17). Таким образом, он установил как незаконное священство, так и незаконное место поклонения.

Абу л-Фатх, который в четырнадцатом веке н.э. написал главный труд по истории самаритян, так комментирует происхождение самаритян:

Разразилась ужасная гражданская война между Эли, сыном Яфни, из рода Итамара, и сыновьями Финеаса, потому что Эли, сын Яфни, решил узурпировать Первосвященство у потомков Финеаса. Он приносил жертвы на каменном алтаре. Ему было 50 лет, он был наделен богатством и руководил сокровищницей сынов Израилевых...

Он принес жертву на жертвеннике, но без соли, как будто он был невнимателен. Когда Великий Первосвященник Оззи узнал об этом и обнаружил, что жертва не была принята, он полностью отрекся от него; и (даже) сказано, что он упрекнул его.

После этого он и группа, которая сочувствовала ему, подняли восстание, и сразу же он, его последователи и его звери отправились в Силом. Таким образом, Израиль раскололся на фракции. Он послал их вождям сказать им: «Кто хочет увидеть чудесные вещи, пусть приходит ко мне». Затем он собрал вокруг себя большую группу в Силоме и построил себе там Храм; он построил место, подобное Храму (на горе Геризим). Он построил алтарь, не упустив ни одной детали - все по частям соответствовало оригиналу.

В это время Дети Израиля разделились на три фракции. Верная фракция на горе Геризим; еретическая фракция, последовавшая за ложными богами; и фракция, которая следовала за Илием, сыном Яфни, на Силом.

Далее, или Новая Хроника, которая, как полагают, была составлена ​​в 18 веке н.э. с использованием более ранних хроник в качестве источников, говорится:

И сыновья Израиля в его дни разделены на три группы. Один поступал согласно мерзостям язычников и служил другим богам; другой последовал за Эли, сыном Яфни, хотя многие из них отвернулись от него после того, как он раскрыл свои намерения; а третий остался у первосвященника Уззи бен Букки, избранного места, горы Геризим Вефиль, в священном городе Сихем.

По мнению самаритян, это означало конец Эпохи Божественной Милости, называемой רידון (Ридхван) или רהוּתה (Рахута), которая началась с Моисея. Так началась וּתה (Fanuta) Эра Божественной опеки, когда Бог отворачивается от людей. Согласно самаритянам, эпоха божественного благоволения вернется только с приходом Тахеба (Мессии или Восстановителя).

Аналогичным образом, согласно самаритянским источникам, первосвященники из рода сыновей Финеас умер в 1624 году нашей эры со смертью 112-го первосвященника Шломии бен Пинхаса, когда священство было передано сыновьям Итамара.

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Эли (Библия) на Wikimedia Commons
Эли (библейский персонаж) Племя Леви
Предыдущий. Самсон Судья Израиля Преемник. Самуил
Предыдущий. Уззи Первосвященник Израиля Преемник. Ахитуб
Последняя правка сделана 2021-05-19 06:32:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте