Энкиду

редактировать
Персонаж из эпоса о Гильгамеше
Энкиду. 𒂗𒆠𒄭
Enkidu, Gilgamesh's friend. From Ur, Iraq, 2027-1763 BCE. Iraq Museum.jpg Изображение Энкиду (2027-1763 гг. До н.э.)
ГруппировкаМифические гуманоиды
ПодгруппаДикий человек
СтранаУрук
РегионШумер
Сцена битвы между зверем и человеком с рогами, копытами и хвост, которого сравнивают с месопотамским быком-человеком, что наводит на мысль о отношениях Инда и Месопотамии. Мохенджо-даро (печать 1357), Цивилизация долины Инда.

Энкиду (𒂗𒆠𒄭 EN.KI.DU 10), был легендарной фигурой в древней месопотамской мифологии, военным товарищем и другом царя Гильгамеша. Их подвиги изложены в шумерских стихах и в аккадском эпосе о Гильгамеше, написанном в 2-м тысячелетии до нашей эры. Он является старейшим литературным изображением дикого человека, повторяющимся мотивом в художественных представлениях в Месопотамии и в литературе Древнего Ближнего Востока. Появление Энкиду как первобытного человека кажется нововведением древневавилонской версии (1300–1000 гг. До н.э.), поскольку изначально он был слугой-воином в шумерских поэмах.

Были предположения, что он мог быть «человеком-быком», изображенным в месопотамском искусстве, с головой, руками и телом человека, а также с рогами, ушами, хвостом и ногами быка. После этого серия взаимодействий с людьми и человеческими привычками приближает его к цивилизации, кульминацией которых является схватка с Гильгамешем, королем Урука. Энкиду олицетворяет дикий или естественный мир. Хотя он равен Гильгамешу по силе и выносливости, он в некотором смысле действует как антитеза культурному королю-воину, воспитанному в городе.

Рассказы о рабстве Энкиду рассказываются в пяти сохранившихся шумерских стихотворениях, превратившись из раба в близкого товарища в последнем стихотворении, в котором Энкиду описывается как его друг. В эпосе Энкиду создается как соперник царя Гильгамеша, который тиранит свой народ, но они становятся друзьями и вместе убивают монстра Хумбабу и Небесного Быка ; из-за этого Энкиду наказывается и умирает, представляя могущественного героя, который умирает рано. Глубокая, трагическая потеря Энкиду глубоко вдохновляет Гильгамеша на поиски спасения от смерти путем обретения благочестивого бессмертия.

Энкиду практически не существует, кроме историй, связанных с Гильгамешем. Насколько нам известно, он никогда не был богом, которому следовало бы поклоняться, и отсутствует в списках божеств древней Месопотамии. Кажется, он появляется в заклинании из палеовавилонской эры, направленном на то, чтобы заставить замолчать плачущего ребенка, текст, который также вызывает тот факт, что Энкиду, как считается, определил измерение течения времени ночью., очевидно, в связи с его ролью хранителя стада ночью в эпосе.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Шумерские стихи
    • 2.1 «Посланники Агги»
    • 2.2 «Повелитель живых» One's Mountain "
    • 2.3" Герой в битве "
    • 2.4" Гильгамеш, Энкиду и Нижний мир "
    • 2.5" Великий дикий бык лежит "
  • 3 Эпос о Гильгамеше
    • 3.1 Создание Энкиду
    • 3.2 Энкиду сталкивается с Гильгамешем
    • 3.3 Лес Хумбаба
    • 3.4 Соблазнение Иштар
    • 3.5 Смерть Энкиду
    • 3.6 Спуск Энкиду в Подземный мир
  • 4 Символизм
    • 4.1 Дикая природа Энкиду
    • 4.2 Становление человека
    • 4.3 Цивилизация против кочевой жизни
  • 5 Современное открытие
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Имя Энкиду шумерский, и обычно пишется в текстах на этом языке с помощью последовательности знаков en.ki.du10 . Фраза ki.du10 (хорошее место) хорошо засвидетельствована в раннединастических личных именах, а имя en.ki.du10.ga (Владыка хорошее место) цитируется на табличках Фара. Отсутствие родительного падежа или каких-либо грамматических элементов было обычным явлением до конца третьего тысячелетия. Однако был предложен альтернативный перевод как «Сотворение Энки.

. В эпосе его имени предшествует определяющий знак божественности дингир 𒀭, что означает, что этот персонаж считался имеющим божественную сущность.

Шумерские поэмы

Бронзовый меч с рукоятью, изображающий Гильгамеша и Энкиду, убивающих Хумбабу (1200-800 г. до н.э.)

«Посланники Агги»

Урук отказывается участвовать в раскопках колодцы на благо Киша, царство которого находилось под гегемонией Шумера. Его король Агга подвергает город осаде. Энкиду отправляют подготовить оружие и ждать приказа Гильгамеша. После битвы Гильгамеш побеждает Аггу и заставляет его вернуться, побежденного и униженного, на Киш.

«Владыка Горы Живого»

Гильгамеш, обеспокоенный смертью своих подданных. и по причине краткости человеческого существования решает переименовать себя. Король Урука и Энкиду отправляются в экспедицию в Кедровый лес, где, с благословения Уту, они пересекают семь гор. Энкиду предупреждает царя, что чудовище Хувава обитает в горной местности, вооруженное семью сверхъестественными аурами. Однако Гильгамеш не боится, его пятьдесят человек рубят деревья, пока не появляется Хувава. Гильгамеш предлагает ему семь подарков в обмен на то, что он оставил свои семь аур, но это ловушка. Он несколько раз ударяет Хуваву, который просит пощады. Гильгамеш смягчает свое сердце, тем не менее, Энкиду обезглавливает чудовище. Энлиль упрекает их в своей смерти и распространяет семь аур на поля, реки, тростниковые заросли, львов, дворец, лес и Нунгал, что объясняет страх и очарование, которое они вызывают. людям.

«Герой в битве»

Инанна в ярости из-за Гильгамеша, она запрещает ей вершить правосудие в своем храме, Эанна, вызывая волнения в окружении короля Урука. Наконец, Инанна с угрозами требует от своего отца Небесного Быка убить Гильгамеша. Бык выпущен в Урук, чей ненасытный голод уничтожает посевы и реки. Энкиду хватает быка за хвост, а Гильгамеш разбивает ему голову. Наконец, они раздают мясо бедным и превращают рога в чашки для мазей для Эанны.

Цилиндрическая печать с Энкиду, побеждающим Небесного Быка - Уолтерс 42786 - Сторона G

«Гильгамеш, Энкиду и Нижний мир»

дуб растет на берегу Евфрат, южный ветер уносит его, и богиня Инанна собирает его и сажает в своем саду, чтобы использовать свои дрова в качестве трона. Внезапно змея находит убежище между своими корнями, гигантский орел на ее вершине и женщина-демон между ними. Инанна напрасно просит о помощи своего брата Уту, а затем Гильгамеша. Он рубит дерево, убивает змея, изгоняет орла на гору, а дьявола в пустыню. Инанна дает Гильгамешу барабан (эллаг) и голени (экидма), в некоторых вариантах - стержень и кольцо. В конце концов они попадают в Netherworld. Энкиду предлагает спасти их, но не раньше, чем получает объяснения от Гильгамеша о том, как вести себя в аду, чтобы не казаться живыми в резиденции мертвых. Энкиду, однако, игнорирует их; следовательно, Энкиду навсегда остается в Подземном мире. Мольба Гильгамеша к богам освободить его, Энки наконец заставляет тень Энкиду восстать, чтобы ненадолго воссоединиться с Гильгамешем. Последний допрашивает, кто отныне называет своим «другом» судьбу мертвых, Энкиду отвечает на каждый ваш вопрос. Текст здесь утерян.

Вы видели того, кто пал в битве?. Я видел его [...] его отца и матери нет рядом, чтобы держать его за голову, а его жена плачет.

«Великий дикий бык лежит»

Гильгамеш умирает. Боги судят его подвиги, после того, как ему было открыто его положение будущего судьи подземного мира, он предлагает дары и жертвы богам. Затем он утешается словами богов; после смерти он воссоединится со своей семьей, священниками, воинами и лучшим другом Энкиду. В конце концов, он умирает.

Эпос о Гильгамеше

Аккадский эпос встречается в различных версиях от Превосходя всех других царей (ок. 1800 - ок. 1600) и Тот, кто видел Бездну (ок. 1300 - ок. 1100), составленный Син-лике-уннинни из более ранних текстов, позже обнаруженных в Библиотеке Ашшурбанипала в 1853 году.

Создание Энкиду

Гильгамеш, царь Урука, оскорбляет свой народ. В ответ на жалобы горожан богиня Аруру создает Энкиду в степи. Обильно волосатый и примитивный, он живет, скитаясь со стадами, пасется и пьет из рек с животными. Однажды охотник наблюдает, как Энкиду уничтожает ловушки, которые он приготовил для животных. Охотник сообщает об этом своему отцу, который отправляет его в Урук просить Гильгамеша о помощи. Царь посылает Шамхат, проститутку, которая соблазняет Энкиду. После двух недель с ней он становится человеком, умным и понимающим словами, однако звери убегают, когда видят его. Шамхат убеждает Энкиду сразиться с тираном Гильгамешем в бою. Тем временем в Уруке королю снятся два сна, предсказывающие прибытие его врага.

Энкиду сталкивается с Гильгамешем

Энкиду учится вести себя как человек, когда пастухи едят, пьют и защищают их от волков и львов по ночам. Достигнув Урука, Энкиду закрывает путь Гильгамешу, который собирался переспать с молодоженом. В ярости, они жестоко дерутся, пока оба не устают, но в конце концов оба ценят силу друг друга и решают стать друзьями. Энкиду подавлен тем, что бросил свою старую дикую природу, и Гильгамеш предлагает отправиться в Кедровый лес, чтобы убить Хумбабу. Но его друг объясняет, что он знал лес, когда был диким существом, и что экспедиция опасна. В конце концов, Гильгамеш решает идти маршем без страха, это решение приветствуют жители Урука, но не старейшины и советники. Столкнувшись с пренебрежением Гильгамеша, старейшины поручают Энкиду защищать своего короля.

Неохеттский рельеф царя Капара (c.950 - ок. 875 г. до н.э.). Два героя сбивают бородатого врага, хватаясь за его острый головной убор. Контекст может быть связан с эпосом Гильгамеша и отображать Гильгамеша и Энкиду в их битве с Хумбабой.

Идущий впереди спасает товарища.. Тот, кто знает маршрут, защищает своего друга.. Пусть Энкиду идет впереди вас; он знает дорогу в Кедровый лес.

Лес Хумбаба

Нинсун, мать Гильгамеша принимает Энкиду как своего сына и ищет защиты у бога солнца Шамаша (защитника династии Урук). Гильгамеш и Энкиду отправляются в Кедровый лес. Они проводят ритуал сновидения на каждой горе, которую пересекают; хотя сны являются изображениями Хумбабы (падающих гор, громовой птицы, дышащей огнем…), Энкиду интерпретирует их как хорошие предзнаменования. У входа в лес они слышат устрашающий рев Хумбабы, который ужасает их.

Недавно обнаруженная Табличка V эпоса о Гильгамеше. Встреча с Хумбабой в Кедровом лесу.

Хумбаба спускается с горы лицом к лицу с обоими героями, там обвиняет Энкиду в предательстве против зверей и угрожает Гильгамешу выпотрошить его и скормить птицам его плоть. Гильгамеш в ужасе, но Энкиду подбадривает его, и битва начинается. Во-первых, Гильгамеш так сильно ударяет Хумбабу, что он разделяет гору Хермон надвое, и небо становится черным, и начинается «дождь смерти». Шамаш связывает Хумбабу 13 ветрами и попадает в плен. Хумбаба умоляет сохранить ему жизнь, предлагает ему стать его рабом и рубить для него священные деревья, Гильгамеш жалеет его, но Энкиду утверждает, что его смерть навсегда утвердит его репутацию. Затем Хумбаба проклинает обоих героев, но они бьют его, обезглавливая голову. Они срубили кедры и огромное дерево, которое Энкиду планирует использовать в качестве ворот для храма Энлиля. Они возвращаются домой по Евфрату с деревьями и головой Хумбабы.

Соблазнение Иштар

Богиня Иштар, очарованная красотой Гильгамеша, предлагает стать его женой в обмен на богатство и славу; эти подношения не влияют на Гильгамеша, который вспоминает все злоключения, которые случились с ее предыдущими возлюбленными, такие как Таммуз.

Иштар, разъяренная и плачущая, идет к своему отцу Ану, чтобы потребовать Небесного Быка отомстить, или она закричит так громко, что мертвые сожрут живых. Ану, в страхе, дает ей быка с небес в обмен на приготовление пищи на семь лет голода, которые город будет страдать от гибели быка. Иштар подчиняется (или лжет) и выпускает быка в Уруке, который убивает большой процент людей. Энкиду хватает быка за рога, а Гильгамеш пронзает его шею. Услышав крик Иштар, Энкиду высмеивает богиню, бросая бычью ногу ей в голову. Ночью город готовит грандиозный праздник.

Смерть Энкиду

Энкиду снится сон, в котором боги решают, что герои должны умереть, поскольку они убили Хумбабу и Небесного Быка. Самаш протестует против этого решения, но это ничего не меняет, и Энкиду приговаривают к смертной казни. Это заставляет Энкиду проклинать дверь, которую он построил из леса и Шамхата, за то, что она изменила его дикую природу. Однако затем он раскаивается и благословляет ее. Он обсуждает свои кошмары с Гильгамешем о свидетельстве перед Эрешкигаль, королевой подземного мира. После этого, больной и прикованный к постели двенадцать дней, он просит Гильгамеша не забывать его. Наконец он умирает.

Гильгамеш призывает горы и весь Урук оплакивать своего друга. Он вспоминает их совместные приключения, делает надгробную статую Энкиду и дарит могильные дары, так что Энкиду живет благоприятной жизнью в царстве мертвых. Энкиду похоронен в реке, как Гильгамеш в шумерской поэме.

Спуск Энкиду в подземный мир

Есть еще одна неканоническая табличка, в которой Энкиду путешествует в подземный мир, но многие ученые считают табличку продолжением или дополнением к оригинальной эпопее. навеяна шумерской поэмой Гильгамеш, Энкиду и мир преисподней.

Символизм

Дикая природа Энкиду

Возможное изображение Энкиду в виде человека-быка, сражающегося со львом, Аккадская империя печать, около 2200 г. до н.э. Энкиду, друг Гильгамеша. Из Ура, Ирак. 2027-1763 гг. До н. Э. Музей Ирака

Часто предполагалось, что эти описания отражают полукочевых амореев, которые со своей родины в Сирийской пустыне проникли на юг Месопотамии и стали доминировать над ней в начало второго тысячелетия. Во фразеологии обычно упоминается «незнание», которое также используется в эпосе. Сравнивая свое поведение с животными, «люди замышляют уничтожение, как звери, как волки». Однако амореи ели сырое мясо и жили в палатках, в то время как Энкиду жил в степи и ел траву; Это означает, что между ними нет корреляции, поскольку Энкиду еще даже не был человеком. Однако Моррис Джастроу предположил, что ранняя жизнь Энкиду была основана на традиции, о которой можно увидеть в этиологических текстах, параллельно с описанием Энкиду.

Спор между скотом и зерном
𒉆𒇽𒍇 𒌓 𒊑𒀀𒆤𒉈.

𒃻 𒅥𒅇𒁉 𒉡𒈬𒌦𒍪𒀀𒀭. 𒌆𒂵 𒈬𒈬𒁉 𒉡𒈬𒌦𒍪𒍑. 𒌦 𒄑𒁺𒈾 𒋢𒁉 𒈬𒌦𒁺. 𒇻𒄀 𒅗𒁀 𒌑 𒈬𒉌𒅁𒅥. 𒀀 𒊬𒊬 𒊏𒅗 𒄿𒅎𒅘𒅘𒉌.

нам-лу 2 -улу 3 уд ре-а-ке 4 -ne.

нинда гу 7-u3- bi nu-mu-un-zu-uc-am 3. буксир 2 -ga mu 4 -mu 4 -bi nu-mu-un- zu-uc-am 3. калам jic-gen-na su-bi mu-un-jen. udu-gin 7 ka-ba u 2 mu-ni- ib-gu 7. a mu 2 -sar-ra-ka i-im-na 8 -na 8 -ne.

Человечество этого время,.

не знали еды хлеба,. не знали ношения одежды,. ходили люди с кожаными телами,. они ели траву ртами своими, как овцы,. Пили воду из канав.

Становление человеком

После спаривания с Шамхатом в течение двух недель, Энкиду пытается воссоединиться со своим стадом, газели убегают от него, а это означает, что: Его больше не принимают между диким видом и Энкиду проиграл его примитивный характер, такой как бег, как газель.

Здесь мы видим мотив передачи отрицательных или положительных качеств (слабости, но знания) от одного существа к другому посредством интимного контакта. Другой мотив - роль женщин как соблазнительниц цивилизации, например, Адам и Ева в Бытие 3. Предложив Адаму плод древа познания, Ева в конечном итоге привлекла его к цивилизованному миру.

Джастроу и Клэй придерживаются мнения, что история Энкиду изначально была отдельной историей, чтобы проиллюстрировать «карьеру и судьбу человека, как посредством полового акта с женщиной он пробуждает чувство человеческого достоинства.... "

Цивилизация против кочевой жизни

Есть тема, которая противопоставляет жизнь человеческой культуре и культуре без нее, это можно увидеть, когда Энкиду проклинает Шамхата, когда она уводила его от дикой жизни и привел его к цивилизации, приведя его к смерти. Бог солнца Шамаш убеждает его, что у него новая жизнь, которой стоит наслаждаться.

Почему, Ο Энкиду, ты проклинаешь блудницу Шамхат,. Кто заставил тебя есть пищу, достойную божественности,. Кто дал тебе пить вино, достойное королевской власти,. Кто одел вас в благородные одежды,. И сделал вас товарищем прекрасного Гильгамеша?

Та же самая тема возникает, когда буфетчица советует Гильгамешу отказаться от поисков бессмертия.

Что до тебя, Гильгамеш [...]. Да вымыть себе голову; купаться в воде.. Обратите внимание на маленького, который держится за вашу руку;. Пусть супруга радуется твоей груди.

Ошибки Энкиду, которые навсегда сделали его пленником преисподней, напоминают советы буфетчиков. Это заставило мертвых признать его живым, цивилизованным человеком.

Он поцеловал свою любимую жену,. Он ударил свою ненавистную жену;. Он поцеловал своего любимого сына, Он ударил своего ненавистного сына.

Как Джеффри Х. Тайгай пишет в своей книге «Эволюция эпоса о Гильгамеше»:

Возвышение Энкиду до человеческой культуры подчеркивает ценности, предпочитаемые эпосом. Это предпочтение может помочь объяснить непреходящую привлекательность эпоса. В то время как военные подвиги были для немногих, простые удовольствия, которые пропагандировала официантка, были тем, к чему могли стремиться многие.

Новое открытие современности

Первый перевод эпоса о Гильгамеше был произведен в начале 1870-х годов Джорджем Смитом., ученый из Британского музея, опубликовавший историю Потопа из Таблицы XI в 1880 году под названием «Халдейское повествование о Бытии». Там имя Энкиду изначально было неправильно истолковано как Эабани .

См. Также

Примечания

Ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Энкиду.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-19 11:10:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте