Лукас Кранах Старший

редактировать
Лукас Кранах Старший
Лукас Кранах д. Ä. 063.jpg Лукас Кранах Старший, портрет в возрасте 77 лет, ок. 1550, Лукас Кранах Младший. Масло на панели, 67 × 49 см. Галерея Уффици, Флоренция
Родившийся Лукас Малер c. 1472 Кронах, Священная Римская Империя
Умер 16 октября 1553 г. (1553-10-16)(80–81 лет) Веймар, Священная Римская империя
Известен Картина
Движение Немецкий ренессанс
Покровитель (ы) Курфюрсты Саксонии

Лукас Кранах Старший ( нем. Lucas Cranach der Ältere [ˈLuːkas ˈkʁaːnax deːɐ̯ ˈʔɛltəʁə] ; c. 1472  - 16 октября 1553) был немецким художником эпохи Возрождения и гравером в ксилографии и гравюре. Он был придворным художником в курфюрстов Саксонии большую часть своей карьеры, и известен своими портретами, как немецких князей и тех лидеров протестантской Реформации, причина которой он принял с энтузиазмом. Он был близким другом Мартина Лютера. Кранах также рисовал религиозные сюжеты, сначала в католической традиции, а затем пытаясь найти новые способы передачи лютеранских религиозных проблем в искусстве. На протяжении всей своей карьеры он продолжал рисовать обнаженные предметы из мифологии и религии.

У Кранаха была большая мастерская, и многие его работы существуют в разных версиях; его сын Лукас Кранах Младший и другие продолжали создавать версии произведений своего отца в течение десятилетий после его смерти. Его считали самым успешным немецким художником своего времени.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
  • 3 Почитание
  • 4 Произведения и искусство
    • 4.1 Религиозные темы
    • 4.2 Мифологические сцены
  • 5 картин
    • 5.1 Портреты
    • 5.2 Религия, мифология, аллегория
  • 6 добытых кранахов
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки

Ранний период жизни

Подпись Кранаха Старшего с 1508 года: крылатая змея с рубиновым кольцом (как на картине 1514 года).

Он родился в Кронахе в верхней Франконии (ныне центральная Германия ), вероятно, в 1472 году. Его точная дата рождения неизвестна. Он научился искусству рисования у своего отца Ганса Малера (его фамилия означает «художник» и обозначает его профессию, а не его происхождение, по манере времени и класса). Его мать по фамилии Хюбнер умерла в 1491 году. Позже название места его рождения было использовано для его фамилии, что было еще одним обычаем того времени. Как обучался Кранах, неизвестно, но, вероятно, это было с местными южногерманскими мастерами, как с его современником Маттиасом Грюневальдом, который работал в Бамберге и Ашаффенбурге (Бамберг является столицей епархии, в которой находится Кронах). Есть также предположения, что Кранах провел некоторое время в Вене около 1500 года.

С 1504 по 1520 год он жил в доме на юго-западном углу рынка в Виттенберге.

Согласно Гундераму (наставнику детей Кранаха), Кранах продемонстрировал свои таланты художника еще до конца 15 века. Затем его работа привлекла внимание герцога Фридриха III, курфюрста Саксонии, известного как Фридрих Мудрый, который присоединил Кранаха к своему двору в 1504 году. Записи Виттенберга подтверждают заявление Гундерама до такой степени: имя Кранаха появляется впервые в Общество сообщает о 24 июня 1504 г., когда он получил 50 гульденов на жалованье за ​​полгода, как pictor ducalis («художник герцога»). Кранах должен был оставаться на службе у курфюрста и его преемников до конца своей жизни, хотя он мог выполнять другую работу.

Краны женились на Барбару Brengbier, дочь мещанина из Готы и также родился там; она умерла в Виттенберге 26 декабря 1540 года. Позже Кранаху принадлежал дом в Готе, но, скорее всего, он познакомился с Барбарой недалеко от Виттенберга, где ее семья также владела домом, который позже также принадлежал Кранаху.

Карьера

Аполлон и Диана, 1530 г. Портрет Мартина Лютера, 1529 г.

Первым свидетельством мастерства Кранаха как художника является картина, датированная 1504 годом. В начале своей карьеры он работал в нескольких областях своей профессии: иногда он работал художником-декоратором, чаще создавал портреты и запрестольные изображения, гравюры на дереве, гравюры и создавал монеты. для электората.

Еще в первые дни своего официального приема на работу он поразил придворных своего господина реализмом, с которым он рисовал натюрморты, дичь и рога на стенах загородных дворцов в Кобурге и Лохе; его изображения оленей и кабанов считались поразительными, и герцог питал свою страсть к этому виду искусства, выводя его на охоту, где он рисовал «свою милость», бегающую оленем, или герцога Иоанна, приставляющего кабана.

До 1508 года он написал несколько алтарей для Замковой церкви в Виттенберге, конкурируя с Альбрехтом Дюрером, Гансом Бургкмайром и другими; герцог и его брат Иоанн изображались в разных позах, были опубликованы его лучшие гравюры на дереве и медные пластины.

В 1509 Кранах отправились в Нидерланды, и покрасили император Максимилиан и мальчик, который впоследствии стал императором Карла V. До 1508 года Кранах подписывал свои работы инициалами. В том же году избиратель подарил ему в качестве эмблемы крылатую змею, или Клейнод, которая заменила инициалы на его фотографиях после этой даты.

Портрет Фридриха III, курфюрста Саксонии, ок. 1530–1535

Кранах был придворным художником выборщиков Саксонии в Виттенберге, районе в самом сердце зарождающейся протестантской веры. Его покровители были сильными сторонниками Мартина Лютера, и Кранах использовал свое искусство как символ новой веры. Кранах сделал множество портретов Лютера и предоставил гравюры на дереве для немецкого перевода Лютера Библии. Несколько позже герцог предоставил ему монополию на продажу лекарств в Виттенберге и патент типографии с исключительными привилегиями в отношении авторских прав на Библии. Прессы Кранаха использовались Мартином Лютером. Его аптекарская лавка была открыта веками и сгорела только в 1871 году.

Кранах, как и его покровитель, с самого начала был дружен с протестантскими реформаторами ; все же трудно определить время его первой встречи с Мартином Лютером. Самое старое упоминание о Кранахе в переписке Лютера датируется 1520 годом. В письме, написанном из Вормса в 1521 году, Лютер называет его своим «сплетником», горячо ссылаясь на его «Геватерин», жену художника. Кранах впервые сделал гравюру с изображением Лютера в 1520 году, когда Лютер был монахом- августинцем ; пять лет спустя Лютер отказался от своих религиозных обетов, и Кранах присутствовал в качестве свидетеля на празднике помолвки Лютера и Катарины фон Бора. Он также был крестным отцом их первенца, Иоганна «Ганса» Лютера, родившегося в 1526 году. В 1530 году Лютер жил в цитадели Весте Кобург под защитой герцога Саксен-Кобургского, и его комната сохранилась там вместе с его картиной.. Герцоги стали известными коллекционерами работ Кранаха, некоторые из которых остались в семейной коллекции в замке Калленберг.

Портрет Мартина Лютера, 1526, Фонд Феба

Смерть в 1525 году курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна в 1532 году не изменила положение Кранаха; он оставался фаворитом Иоанна Фридриха I, при котором он дважды (1531 и 1540) занимал должность бургомистра Виттенберга. В 1547 году Джон Фредерик был взят в плен в битве при Мюльберге, а Виттенберг был осажден. Когда Кранах писал из своего дома гроссмейстеру Альберту, герцогу Прусского в Кенигсберге, чтобы сообщить ему о пленении Джона Фредерика, он продемонстрировал свою привязанность, сказав:

Я не могу скрыть от вашей светлости, что у нас украли нашего дорогого принца, который с юных лет был для нас настоящим принцем, но Бог поможет ему выбраться из тюрьмы, потому что кайзер достаточно смел, чтобы возродить папство, которое Бог точно не допустит.

Охота у замка Хартенфельс, 1540 г.

Во время осады Карл V, император Священной Римской империи, вспомнил Кранаха с детства и вызвал его в свой лагерь в Пистриц. Пришел Кранах и на коленях умолял о добром обращении с курфюрстом Джоном Фредериком.

Три года спустя, когда все сановники Империи встретились в Аугсбурге, чтобы получить приказы от императора, и Тициан прибыл по просьбе Карла, чтобы нарисовать короля Испании Филиппа II, Джон Фредерик попросил Кранаха посетить город; и здесь в течение нескольких месяцев он оставался в доме пленного курфюрста, которого впоследствии сопровождал домой в 1552 году.

Он умер в возрасте 81 года 16 октября 1553 года в Веймаре, где дом, в котором он жил, до сих пор стоит на рыночной площади. Он был похоронен в Jacobsfriedhof в Веймаре.

Den gylne tidsalder, Gullalderen ( Золотой век), 1530, Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна

У Кранаха было два сына, оба художники: Ганс Кранах, чья жизнь неизвестна и умер в Болонье в 1537 году; и Лукас Кранах Младший, родившийся в 1515 году, умер в 1586 году. У него также было три дочери. Одной из них была Барбара Кранах, которая умерла в 1569 году, вышла замуж за Кристиана Брюка (Понтана) и была предком Иоганна Вольфганга фон Гете.

Его внучка вышла замуж за Поликарпа Лейзера Старшего, что сделало его предком семьи богословов Поликарпа Лейзера.

Почитание

Лютеранская церковь вспоминает Кранах как великий христианин 6 апреля вместе с Дюрером, и, возможно, Маттиас Грюневальд или Burgkmair.

Произведения и искусство

Адам и Ева, гравюра на дереве, 1509 г. Эскиз портрета Маргариты Поморской (1518–1569), ок. Рисунок 1545 г., на котором подробно описаны все детали костюма натурщика, был предназначен для использования в будущем и для облегчения работы над большим количеством заказов в ателье художника.

Самая старая сохранившаяся картина Кранаха - « Покой Богородицы во время бегства в Египет» 1504 года. Картина уже демонстрирует замечательное мастерство и изящество, а в сосновом лесу на заднем плане изображен художник, знакомый с горными пейзажами Тюрингии. В пейзажах более позднего времени больше лесного мрака.

После огромного международного успеха гравюр Дюрера другие немецкие художники, намного больше, чем итальянские, посвятили свои таланты гравюрам на дереве и гравюрам. Это объясняет сравнительную непродуктивность художников Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего, а также может объяснить, почему Кранах не был особенно искусен в обращении с цветом, светом и тенью. Постоянное внимание к контуру и черному и белому как граверу, кажется, повлияло на его зрение; и он часто обрисовывал фигуры черным цветом, вместо того, чтобы использовать моделирование и светотень.

Большая часть произведений Кранаха - портреты, и главным образом благодаря ему мы знаем, как выглядели немецкие реформаторы и их князья-сторонники. Он рисовал не только самого Мартина Лютера, но и его жену, мать и отца. Он также изображал выдающихся католиков, таких как Альберт Бранденбургский, архиепископ-курфюрст Майнца, Антони Гранвель и герцог Альва.

Распятие Христа, 1503 г.

Дюжина изображений Фридриха III и его брата Джона датируется 1532 годом. Это характерно для плодовитой работы Кранаха и доказательством того, что он использовал большую мастерскую, он получил плату в Виттенберге в 1533 году за «шестьдесят пар портретов избирателя и его брат "в один прекрасный день. Неизбежно качество таких работ непостоянно.

Религиозные сюжеты

Религиозные сюжеты Кранаха отражают развитие протестантской Реформации и ее отношение к религиозным изображениям. В начале своей карьеры он написал несколько Мадонн; его первая гравюра на дереве (1505 г.) изображает Богородицу и трех святых в молитве перед распятием. Позже он написал свадьбу Святой Екатерины, серию мучеников и сцены из Страстей.

После 1517 года он иногда иллюстрировал старые предметы, но он также выражал некоторые мысли реформаторов, хотя его портреты реформаторов были более распространены, чем картины религиозных сцен. На картине 1518 года, где умирающий предлагает «свою душу Богу, свое тело земле и мирские блага своим родственникам», душа поднимается, чтобы встретить Троицу на небесах, и ясно показано, что спасение зависит от веры. а не на добрые дела.

Другие произведения этого периода посвящены греху и божественной благодати. На одном изображен Адам, сидящий между Иоанном Крестителем и пророком у подножия дерева. Слева Бог производит скрижали закона, Адам и Ева вкушают запретный плод, змей поднимает голову, и наказание проявляется в форме смерти и царства сатаны. Справа Зачатие, Распятие и Воскресение символизируют искупление, и это должным образом запечатлено на Адаме Иоанном Крестителем. В галереях Готы и Праги есть два экземпляра этой композиции, датированные 1529 годом. Его мастерская сделала алтарь со сценой распятия в центре, который сейчас находится в Кройцкирхе, Ганновер.

К концу своей жизни, после того, как первоначальная враждебность Лютера к крупным общественным религиозным изображениям смягчилась, Кранах написал ряд «лютеранских алтарей» Тайной Вечери и других предметов, в которых Христос был изображен в традиционной манере, включая нимб, но апостолы без ореолов были портретами ведущих реформаторов. Он также выпустил ряд жестких антикатолических и антипапских пропагандистских репродукций в более грубом стиле. Самой известной его работой в этом ключе была серия эстампов для брошюры Passional Christi und Antichristi, где сцены из Страстей Христовых были сопоставлены с издевательскими надписями католического духовенства, так что Христос изгнал меновщиков из Храма. соответствовал Папе или Антихристу, подписывающему индульгенции на столе с наличными деньгами (см. галерею ниже). Некоторые из гравюр перекликаются с картинами, такими как « Поклонение пастухов» (ок. 1517 г.).

Одна из его последних работ - алтарь, завершенный после его смерти Лукасом Кранахом Младшим в 1555 году, для Штадткирхе (городской церкви) в Веймаре. Иконографии являются оригинальной и необычной: Христос показан дважды, слева вытаптывании на смерти и сатане, вправо распят, с распущенной кровью из раны копья. Иоанн Креститель указывает на страдающего Христа, в то время как поток крови падает на голову портрета Кранаха, и Лютер читает из своей книги слова: «Кровь Христа очищает от всякого греха».

  • Мадонна под елкой, 1510 г., Архиепископский музей, Вроцлав

  • Рождение Иоанна Крестителя, 1518 г.

  • Младенец Иисус и Иоанн Креститель в детстве

  • Аллегория Закона и Благодати, c. 1529

  • Herderkirche Веймар Кранах Алтарь Лукаса Кранаха Старшего и закончил его сын Лукас Кранах Младший в 1555 году после смерти отца.

Мифологические сцены

Геракл держит земной шар, пока Атлас отдыхает Геркулес освобождает Атлас земного шара, ок. 1530, Национальная художественная галерея

Кранаху также удалось создать серию картин с мифологическими сценами, на которых почти всегда изображена по крайней мере одна стройная женская фигура, обнаженная, за исключением прозрачной драпировки или большой шляпы.

В основном это узкие вертикальные форматы; примеры - несколько Венеры, одна или с Амуром, который иногда крал соты, и жалуется Венере, что его ужалила пчела (Веймар, 1530; Берлин, 1534). Другими такими объектами являются Диана с Аполлоном, стреляющим из лука, и Геракл, сидящий за прялкой, над которым издеваются Омфала и ее служанки. Аналогичный подход был принят с библейскими сюжетами из Саломеи и Адама и Евы. Он и его мастерская также нарисовали более шестидесяти версий Лукреции, самоубийственной языческой героини, смерть которой привела к возникновению Римской республики.

Фонтан молодости ( Der Jungbrunnen), 1546 г.

Эти предметы были созданы в начале его карьеры, когда они демонстрируют итальянское влияние, в том числе Якопо де Барбери, который находился при дворе Саксонии в течение периода до 1505 года. Затем они стали редкостью до смерти Фридриха Мудрого. Более поздние обнаженные тела выполнены в самобытном стиле, который отказывается от итальянского влияния в пользу возрождения стиля поздней готики, с маленькой головой, узкими плечами, высокой грудью и талией. Позы становятся откровенно соблазнительными и даже эксгибиционистскими.

Юмор и пафос иногда сочетаются в таких картинах, как « Ревность» (Аугсбург, 1527; Вена, 1530), где женщины и дети собираются в группы, наблюдая за распрями мужчин, которые бешено дерутся вокруг них. Говорят, что на потерянном полотне 1545 года изображены охотники, ловящие и жарящие зайцев. В 1546 году, возможно, под итальянским влиянием, Кранах написал « Fons Juventutis» ( «Фонтан молодости» ), исполненный его сыном, - картину, на которой пожилые женщины входят в фонтан эпохи Возрождения и выходят из него, превращаясь в юных красавиц.

Картины

Портреты

  • Портрет саксонского принца (возможно, Иоганна, мужа Елизаветы Гессенской), ок. 1517

  • Портрет саксонской принцессы (возможно, невестки Георгия Саксонской Елизаветы Гессенской), ок. 1517

  • Иоанн Фредерик I, 1531 г.

  • Сибилла Клевская, жена Иоанна Фридриха I, 1526 г.

  • Иоганн Куспинян, 1502 г.

  • Жена Иоганна Куспиниана, 1502 год.

  • Лукас Шпильхаузен, 1532, Метрополитен-музей

  • Мужской портрет, 1510 г., Gemäldegalerie, Берлин

Религия, мифология, аллегория

Добытые кранахи

Нацисты особенно любили работы Кранаха и разграбили много картин во время Третьего рейха. Это привело к искам о реституции, особенно от еврейских коллекционеров, преследовавшихся или разграбленных нацистами. Нацисты украли Портрет Джона Фридриха I, курфюрста Саксонии (около 1530-х годов) у еврейского коллекционера произведений искусства Фрица Гутмана, прежде чем убить его, но картина была найдена внуком Гутмана Саймоном Гудманом восемьдесят лет спустя после десятилетий поисков. Картина Кранаха «Амур, жалующийся Венере» прошла в личную коллекцию Гитлера, что заставило Национальную галерею исследовать ее историю, подозревая, что она могла быть разграблена. Диптих Лукаса Кранаха Старшего « Адам и Ева » стал предметом судебного спора между наследниками бывшего владельца, голландским коллекционером произведений искусства Жаком Гудстиккером, и музеем Нортона Саймона в Калифорнии. В 1999 году Комиссия по восстановлению произведений искусства Всемирного еврейского конгресса уведомила Художественный музей Северной Каролины о том, что его ценимая Мадонна Кранаха с младенцем была украдена нацистами у венского еврейского коллекционера искусства Филиппа фон Гомперца. 20 октября 2000 г. суд Будапешта постановил, что ей следует вернуть Кранах и другие картины, принадлежащие внучке известного венгерского коллекционера еврейского искусства барона Герцога, разграбленного нацистами при финансовой полиции Венгрии. В 2012 году наследники Розы и Якоба Оппенгеймеров подали заявку в Национальную галерею Ирландии на картину Кранаха святого Кристофера. Музей нанял частного исследователя происхождения Лори Штайн для расследования обстоятельств продажи в 1934 году, и она пришла к выводу, что Кранах не был продан под принуждением со стороны еврейских владельцев. Большинство исков длятся много лет и проходят несколько апелляций в разные суды.

Рекомендации

дальнейшее чтение

  • Лютер, Мартин (1521) Passional Christi und Antichristi, перепечатанный в WHT Dau (1921) На трибунале Цезаря: отрывки из истории жизни Лютера. Сент-Луис: Конкордия. (Google Книги)
  • Поссе, Ганс (1942) Лукас Кранах д. ä. A. Schroll amp; Co., Вена OCLC 773554 на немецком языке
  • Декарг, Пьер (1960) Лукас Кранах Старший (перевод с французского Хелен Рамсботэм) Oldbourne Press, Лондон, OCLC 434642
  • Румер, Эберхард (1963) Кранах (перевод с немецкого Джоан Спенсер) Файдон, Лондон, OCLC 1107030
  • Фридлендер, Макс Дж. И Розенберг, Якоб (1978) Картины Лукаса Кранаха Tabard Press, Нью-Йорк ISBN   0-914427-31-8
  • Никулин, N (1976) Лукас Кранах, Мастера мировой живописи, издательство Aurora Art, Ленинград
  • Шаде, Вернер (1980) Кранах, семья мастеров- художников (перевод с немецкого Хелен Себба) Патнэм, Нью-Йорк, ISBN   0-399-11831-4
  • Степанов, Александр (1997) Лукас Кранах Старший, 1472–1553 Parkstone, Борнмут, Англия, ISBN   1-85995-266-6
  • Кернер, Джозеф Лео (2004) Реформирование имиджа Чикагского университета Press, Чикаго, ISBN   0-226-45006-6
  • Мозер, Питер (2005) Лукас Кранах: его жизнь, его мир, его изображения (перевод с немецкого Кеннета Винна) Бабенберг Верлаг, Бамберг, Германия, ISBN   3-933469-15-5
  • Бринкманн, Бодо и др. (2007) Королевская академия искусств Лукаса Кранаха, Лондон, ISBN   1-905711-13-1
  • Гейденрайх, Гуннар (2007) Лукас Кранах Старший: материалы для рисования, методы и практика мастерской, Amsterdam University Press, ISBN   978-90-5356-745-6
  • О'Нил, Дж (1987). Возрождение на Севере. Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен.
  • Сорен Фишер (2017): Gesetz und Gnade: Wolfgang Krodel d. Ä., Лукас Кранах д. Ä. und die Erlösung des Menschen im Bild der Reformation, Kleine Schriften der Städtischen Sammlungen Kamenz, Band 8, Kamenz 2017, ISBN   978-3-910046-66-5

Внешние ссылки

Внешнее видео
MPlayer movie.png
значок видео Адам и Ева Кранаха, Smarthistory
значок видео Амур Лукаса Кранаха Старшего жалуется Венере, Smarthistory
значок видео Лукас Кранах Старший: Амур жалуется Венере, Национальная галерея (Лондон)
значок видео Юдифь с головой Олоферна Лукаса Кранаха, Smarthistory
Последняя правка сделана 2023-03-20 01:04:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте