Иезавель

редактировать
Библейская финикийская принцесса

Иезавель, царица Израиля
Иврит : אִיזֶבֶל, Современный : Эзевел, Тибериан : Эзелель
Джон Листон Байам Шоу 003.jpg Картина 19 века Джона Листона Байама Шоу
Личный
Умерc.842 г. до н. Э.
РелигияВаализм
СупругаЦарь Ахав
ДетиОхозия, Иорам и Афалия
РодителиИфобал I

Иезавель (, иврит : אִיזֶבֶל) была дочерью Итобаал I из Тира и жена Ахава, царя Израиля, согласно Книге царей Еврейская Библия (3 Царств 16:31 ).

Согласно библейскому повествованию, Иезавель вместе со своим мужем учредила поклонение Ваалу и Ашере в национальном масштабе. Кроме того, она жестоко изгнала пророков Яхве из Израиля, повредив р. начало династии Омридов. За эти преступления династия Омрид была уничтожена, а сама Иезавель пережила ужасную смерть дефенестрации.

В более поздней христианской традиции Иезавель была связана с лжепророки.

Содержание

  • 1 Значение имени
  • 2 Библейское повествование
    • 2.1 Илия
    • 2.2 Навуфей
    • 2.3 Смерть
  • 3 Историчность
  • 4 Культурный символ
  • 5 In популярная культура
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Значение имени

Иезавель - это англизированная транслитерация иврита אִיזֶבֶל zeel. В Оксфордском путеводителе по людям и местам Библии говорится, что это имя «лучше всего понимать как означающее« Где принц? »» (אֵיזוֹ בַּעַל 'ēyzō ba'al), ритуальный крик с церемоний поклонения в честь из Ваала в периоды года, когда бог считался в подземном мире. В качестве альтернативы, женское Пуническое имя, указанное в Corpus Inscriptionum Semiticarum, 𐤁𐤏𐤋𐤀𐤆𐤁𐤋 b'l'zbl, могло быть родственником первоначальной формы имени, как были известны израильтяне. часто изменять личные имена, которые вызывали имена чужеземных богов (ср. примеры для Ваал, Мемфивосфей и Иш-Босет ).

Библейское повествование

Иезавель и Ахав (ок. 1863) от Фредерика Лейтона

Иезавель вводится в библейское повествование как финикийская принцесса, дочь Итобаал I, царь Тира (3 Цар. 16:31 говорит, что она была «сидонянином», что является библейским термином для финикийцев в целом). Согласно генеалогии, приведенной в Иосифа и других классических источниках, она была двоюродной бабушкой Дидоны, королевы Карфагена. Как дочь Итобаала I, она также была сестрой Баал-Эсера II. В конце концов Иезавель вышла замуж за царя Ахава из Самарии, северного царства Израиля.

. Согласно Ближнему Востоку <113, записана свадебная церемония Ахава и Иезавели.>ученый Чарльз Р. Крахмалков, в Псалом 45. Этот брак стал кульминацией дружеских отношений, существовавших между Израилем и Финикией во время правления Омри, и, возможно, закрепил важные политические замыслы Ахава. Иезавель, как и иностранные жены Соломона, нуждались в приспособлениях для проведения своего поклонения, поэтому Ахав соорудил баалистский жертвенник в доме Ваала, который он построил в Самарии. Джеффри Бромили указывает на то, что финикийский обычай назначать королевскую женщину жрицей Астарты, таким образом, она будет играть более активную роль в храмовых и дворцовых отношениях, чем это было принято в еврейской монархии.

Илия

Цветная иллюстрация бородатого пророка, противостоящего роскошно одетому королю и королеве Иезавель и Ахав встречаются с Илией, отпечаток сэра Фрэнсиса Дикси (1853–1928)

После коронации в качестве королевы, официальная королевская поддержка яхвизма ослабла. Были построены храмы и алтари, посвященные Ваалу, что повысило статус Ваала до национального статуса. Иезавель дополнительно использовала царские провизии для финансирования 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры во время сильного голода в Самарии. Тем временем систематически проводилась чистка от яхвизма. Алтари, посвященные Яхве, были снесены и осквернены. Многие пророки Яхве были убиты, в живых осталось всего 100 человек. Обадия, сторонник Яхвея при царском дворе Ахава, тайно защищал этих выживших в пещере. Илия отмечает, что израильская община из-за возрастающего влияния поклонения Ваалу разделились мнения о поклонении Ваалу или Яхве.

Он решил положить конец этому спору, пригласив пророков Иезавели Ваала и Ашеры на вызов в Гора Кармель. Задача заключалась в том, чтобы увидеть, какой бог, Яхве или Ваал, сожжет жертву быка на жертвеннике. Пророкам Иезавели не удалось вызвать Ваала, чтобы сжечь жертву быка, несмотря на их крики и порезы. Илия, однако, преуспел, когда призвал Яхве, впечатлив израильтян. Затем он приказал людям схватить и убить пророков Ваала и Ашеры на реке Кишон. После того, как пророки были убиты, Иезавель поклялась, что Илия станет подобным ее пророкам (то есть будет убит), даже если это означало принять на себя божественный суд, если она этого не сделает. Илия спасся бегством в пустыню, где он оплакивал преданность Израиля Ваалу и сокрушался о том, что остался единственным поклонником Яхвиста.

Навуфей

По прошествии неопределенного времени, поскольку безымянный пророк особо упрекнул Ахава в том, что он позволил Бен-Хададу выжить (Бен-Хадад планировал захватить «жен» Ахава, включая Иезавель, в качестве грабежа после осады Самарии), он посетил Навуфея резиденция. Резиденция располагалась недалеко от королевского дворца в городе Изреель . Желая приобрести виноградник Навуфея, чтобы он мог расширить свои собственные сады, Ахав попросил купить виноградник Навуфея в обмен на виноградник лучшего качества или финансовую компенсацию. Навуфей отказался, что он оправдал, сообщив Ахаву, что его виноградник является наследственной собственностью. Ахав вернулся в свой дворец, угрюмый и подавленный ответом Навуфея. Иезавель решила утешить его, устроив захват Навуфея, а затем казнь по (ложному) обвинению в богохульстве против Бога и царя. После казни Навуфея за городом его труп вылизали бездомные собаки. Затем Иезавель сообщила Ахаву, что он может успешно овладеть виноградником Навуфея. Тем не менее Илия осудил Ахава за воровство и убийство. В качестве наказания Бог объявил смерть Ахава и уничтожение его царской семьи. Также была объявлена ​​смерть Иезавели, а ее труп должны были съесть собаки.

Смерть

Гравюра, на которой Иезавель выбрасывается из окна ожидающим конным войскам и собакам Смерть Иезавели от Гюстава Доре

Три года спустя Ахав погиб в битве. Его сын Охозия унаследовал трон, но умер в результате несчастного случая, и Охозии наследовал его брат, Иорам. Елисей, преемник Илии, приказал одному из своих учеников помазать Ииуя, главнокомандующего армией Иорама, в качестве царя, чтобы он стал божественным наказанием для семьи Ахава. Ииуй убил Иорама и его племянника Охозию (царь Иудейский и сын Гофолии, который, возможно, был дочерью Иезавели). Позже он подошел к царскому дворцу в Изрееле, чтобы противостоять Иезавели.

Зная, что идет Ииуй, Иезавель накрасилась и надела официальный парик с украшениями и выглянула в окно, насмехаясь над ним. Бромили говорит, что это следует рассматривать не столько как попытку соблазнения, сколько как публичное выступление королевы-матери, наделенной властью королевского дома и культа, перед лицом мятежного полководца. В своем двухтомном Путеводителе по Библии (1967 и 1969) Исаак Азимов описывает последний поступок Иезавели: одевание всех своих нарядов, макияжа и украшений как намеренно символическое, что указывает на ее достоинство, королевский статус и решимость уйти из этой жизни как царица.

Позже Ииуй приказал евнуху слугам Иезавели выбросить ее из окна. Ее кровь забрызгала стену и лошадей, а лошадь Ииуя растоптала ее труп. Он вошел во дворец, где после еды и питья приказал взять тело Иезавели для погребения. Его слуги обнаружили только ее череп, ступни и ладони ее рук - ее плоть съели бродячие собаки, как и предсказывал пророк Илия. Эдвин Р. Тиле датирует смерть Иезавели примерно 850 г. до н. Э..

Историчность

painting of Jezebel's dead body being consumed by dogs as Jehu gestures at her body in triumph Иегу наказал царицу Иезавель, Андреа Селести

Согласно Израилю Финкельштейну, брак царя Ахава на дочери правителя Финикийская империя была знаком силы и престижа Ахава и северного царства Израиля. Он назвал это «блестящим ходом международной дипломатии». Он говорит, что несоответствия и анахронизмы в библейских рассказах об Иезавели и Ахаве означают, что их следует рассматривать «скорее как исторический роман, чем точную историческую хронику». Среди этих несоответствий 3 Царств 20 говорится, что «Бен-Хадад царь Арама» вторгся в Самарию во время правления Ахава, но это событие произошло лишь позже в истории Израиля. Две книги Царей являются частью Девтерономической истории, составленной более чем через двести лет после смерти Иезавели. Финкельштейн заявляет, что на эти рассказы «очевидно повлияла теология писателей седьмого века до нашей эры». Составители библейских повествований об Иезавели и ее семье писали в южном Иудейском царстве столетия спустя после событий и с точки зрения строгой монолатрии. Эти авторы считали политеизм членов династии Омридов грехом. Кроме того, они враждебно относились к северному царству и его истории, поскольку его центр Самария составляла конкуренцию Иерусалиму. По словам доктора Дж. Бимсона из Тринити-колледжа, Бристоль 1 и 2 Короля - это не «прямая история, а история, содержащая свой собственный богословский комментарий». Он указывает на такие стихи, как 3 Царств 14:19, которые показывают, что автор Царств использовал другие более ранние источники.

Печать IX века до н.э., обнаруженная в 1964 году, частично имеет повреждена надпись "Y Z B L ", которая когда-то могла читать "принадлежит Иезавели". Однако у этой теории есть некоторые проблемы. В то время как на печати видно, что надпись начинается с буквы йодх, имя Иезавели начинается с алеф, которого нет на печати; кроме того, притяжательное слово ламэдх, которое переводится как предпосылка "принадлежность...", также отсутствует в печати. Однако вполне возможно, что эти буквы просто могли быть расположены там, где повреждена печать. Тем не менее, ученые не согласны с тем, является ли печать свидетельством историчности библейского персонажа. Некоторые ученые говорят, что размер и сложность печати могли означать, что она использовалась королевской семьей.

Культурный символ

Согласно Джеффри Бромили, Иезавель изображена как «воплощение ханаанских культовых и политических практик, ненавидимых израильскими пророками и лоялистами, дало ей литературную жизнь, намного превосходящую существование тирской принцессы девятого века».

Через века имя Иезавель пришло быть связанным с лжепророками. К началу 20 века он также ассоциировался с падшими или брошенными женщинами. В христианских преданиях сравнение с Иезавелью предполагает, что человек был язычником или отступником, маскирующимся под слугу Бога. Манипулируя и соблазняя, она ввела святых Бога в грех идолопоклонства и сексуальной безнравственности. В частности, христиане связывали Иезавель с распущенностью. Косметика, которую Иезавель применяла перед смертью, также побудила некоторых христиан связывать макияж с пороком. В Средние века летописец Мэтью Пэрис критиковал Изабеллу Ангулемскую, королеву-консорт Иоанна, короля Англии., написав, что она «больше Иезавель, чем Изабель». В современном обиходе имя Иезавель иногда используется как синоним сексуально беспорядочных или властных женщин. Стереотип Иезавели - это репрессивный образ и форма расистского сексуального домогательства, которое началось в эпоху колонизации и рабства в Соединенных Штатах и продолжается сегодня. Хотя этот стереотип потенциально может быть применен к женщинам любого этнического происхождения, образ часто ассоциируется с чернокожими женщинами.

В популярной культуре

фото актрисы классического кино крупным планом с Бетт Дэвис в роли Джули в фильме «Иезавель»
  • Бетти Дэвис снялся в роли плантации южной красавицы по имени Джули в фильме Иезавель (1938). Ее тетя говорит, что серия преступных действий Джули заставила ее провести сравнение между Джулией и «Иезавелью, женщиной, творившей зло в очах Господа».
  • Американская вокальная группа, посвященная евангелию Golden Gate Quartet выпустил сингл «Jezebel» в 1941 году, повествующий историю Иезавели.
  • Фрэнки Лейн записал «Jezebel » (1951), написанный Уэйном Шанклином., ставшая хитом. Песня начинается так:

    Если когда-либо дьявол родился без пары рогов. Это была ты, Иезавель, это были ты. Если когда-либо падал ангел. Иезавель, это была ты, Иезавель, она was you!

  • Iron Wine включили песню "Jezebel" в свой EP Woman King 2005 года. Он содержит много ссылок на библейскую Иезавель, в частности собак, связанных с ее смертью.
  • Полетт Годдар сыграла Иезавель в фильме Грехи Иезавели (1953).
  • "Джесс- Belle "- это эпизод американского телевизионного научно-фантастического сериала и антологии фэнтези The Twilight Zone (1963). В этом эпизоде ​​молодая женщина, отвергнутая мужчиной, которого она любит, становится ведьмой, чтобы Заставь его полюбить ее.
  • Блог-ответвление Gawker Jezebel (запущен в 2007 г.) касается в основном феминистских проблем и интересов женщин.
  • В спекулятивная фантастика роман Рассказ служанки (1985) Маргарет Этвуд, публичный дом называется «Иезавель», а проститутки - «Иезавели».>Серия Хулу (2017) Служанкам, считавшимся риском (развращающим влиянием) реформированной культуры Галаад, были предоставлены два варианта: рабство Иезавелью перед элитой этой культуры или изгнание в токсичные колонии.
  • В популярный историк Лесли Хэзлтон написал ревизионистский отчет «Иезавель: нераскрытая история библейской царицы-блудницы» (2004), представляя Иезавель как изощренную королеву, вступившую в смертельную схватку с пророком-фундаменталистом Илией.
  • Американская Иезавель: необычная жизнь Анны Хатчинсон, женщины, бросившей вызов пуританам (2004), Ева Лапланте, ссылается на библейскую фигуру, рассказывая историю Энн Хатчинсон, которая была обвинен в подстрекательстве к мятежу и ереси Генеральным судом Массачусетса в 1637 году.

В книге Исаака Азимова «Стальные пещеры» жену главного героя зовут Иезабель, и обсуждается история Иезабель.

Ссылки

Внешние ссылки

  • Средства массовой информации, связанные с Jezebel на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-24 09:24:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте