Пагода представляет собой азиатскую многоярусную башню с несколькими карнизами, распространенную в Непале, Индии, Китае, Японии, Корее, Мьянме, Вьетнаме и других частях Азии. Большинство пагод были построены для выполнения религиозной функции, чаще всего буддийской, но иногда и даосской, и часто располагались в вихарах или рядом с ними. Пагода ведет свое происхождение от ступы древней Индии.
Китайские пагоды ( китайский :塔; пиньинь : Tǎ) являются традиционной частью китайской архитектуры. Помимо религиозного использования, с древних времен китайские пагоды хвалили за захватывающие виды, которые они предлагают, и многие классические стихи свидетельствуют о радости взбираться на пагоды. Китайские источники приписывают непальскому архитектору Аранико введение пагоды в Китай.
Самые старые и самые высокие пагоды были построены из дерева, но большинство из тех, что сохранились, были построены из кирпича или камня. Некоторые пагоды цельные, без внутренней отделки. В полых пагодах нет верхних этажей или комнат, но внутри часто есть алтарь или пагода меньшего размера, а также ряд лестниц, по которым посетитель может подняться и увидеть вид из отверстия на одной стороне каждого яруса. Большинство из них имеют от трех до 13 ярусов (почти всегда нечетное число) и классические постепенные многоуровневые карнизы.
В некоторых странах этот термин может относиться к другим религиозным структурам. Во Вьетнаме и Камбодже, благодаря французскому переводу, английский термин « пагода » является более общим термином, относящимся к месту поклонения, хотя слово « пагода » не является точным словом для описания буддийской вихары. Архитектурная структура ступы распространилась по всей Азии, принимая множество разнообразных форм, характерных для каждого региона. Многие филиппинские колокольни находятся под сильным влиянием пагод через китайских рабочих, нанятых испанцами.
Одна из предложенных этимологий происходит от южнокитайского произношения термина, обозначающего восьмиугольную башню, китайское :八角塔, и подкрепляется названием известной пагоды, с которой столкнулись многие первые европейские посетители Китая, «Pázhōu tǎ» ( китайский :琶洲塔), стоящий к югу от Гуанчжоу в Анкоридже Вампоа. Другая предложенная этимология - персидская буткада, от но, «идол» и када, «храм, жилище».
Еще одна этимология происходит от сингальского слова dāgaba, происходящего от санскритского dhātugarbha или пали dhātugabbha: «реликтовое чрево/камера» или «святыня-реликварий», то есть ступа на португальском языке.
Происхождение пагоды можно проследить до ступы (3 век до н.э.). Ступа, памятник в форме купола, использовалась как памятный памятник для хранения священных реликвий и писаний. В Восточной Азии архитектура китайских башен и китайских павильонов смешалась с архитектурой пагод, в конечном итоге распространившись и на Юго-Восточную Азию. Их сооружение было популяризировано усилиями буддийских миссионеров, паломников, правителей и простых почитателей буддийских реликвий.
Всего в Японии до 1850 года построено 22 пятиэтажных деревянных пагоды.
Самые ранние стили китайских пагод были с квадратным и круглым основанием, а башни с восьмиугольным основанием появились в V–X веках. Самая высокая китайская пагода досовременной эпохи - это пагода Ляоди монастыря Кайюань, Динсянь, Хэбэй, построенная в 1055 году нашей эры при императоре Сун Жэньцзуне и имеющая общую высоту 84 м (275 футов). Хотя она больше не существует, самой высокой досовременной пагодой в истории Китая была деревянная пагода Чанъань высотой 100 метров (330 футов), построенная императором Ян Суй, и, возможно, недолговечная пагода Юннин 6-го века. ( 永宁宝塔 ) Лояна на высоте примерно 137 метров. Самая высокая досовременная пагода, сохранившаяся до наших дней, — это пагода Ляоди. В апреле 2007 года для публики была открыта новая деревянная пагода Храм Тяньнин в Чанчжоу, самая высокая в Китае, высотой 154 м (505 футов).
Китайская иконография заметна в китайской и других восточноазиатских архитектурах пагод. Также видна буддийская иконография, такая как образ Шакьямуни и Гаутамы Будды в абхая мудре. В статье о буддийских элементах в искусстве династии Хань У Хунг предполагает, что в этих храмах буддийская символика была слита с исконно китайскими традициями в уникальную систему символизма.
Некоторые считали, что поклонение пагодам может принести удачу студентам, сдающим экзамены на китайскую государственную службу. Когда в 1210 году обрушилась пагода уезда Ихуан в Фучжоу, местные жители полагали, что катастрофа связана с недавней неудачей многих кандидатов на экзаменах префектуры. Пагода была перестроена в 1223 году, и на ней был вписан список недавно успешно сдавших экзамены кандидатов. в надежде, что это изменит тенденцию и завоюет сверхъестественную благосклонность округа.
Пагоды бывают разных размеров, причем более высокие часто привлекают удары молнии, вдохновляя традицию, согласно которой окончательное украшение вершины сооружения может схватить демонов. Сегодня многие пагоды были оснащены проводами, превращающими наконечник в громоотвод.
Деревянные пагоды обладают определенными характеристиками, которые, как считается, защищают от землетрясений. К ним относятся демпфирование трения и эффект скольжения сложных деревянных соединений доугун, структурная изоляция полов, эффект широких карнизов, аналогичный балансирующей игрушке, и феномен Шинбасира, когда центральная колонна прикреплена болтами к остальной части надстройки.
Пагоды традиционно имеют нечетное количество уровней, за исключением восточной пагоды восемнадцатого века, спроектированной сэром Уильямом Чемберсом в Кью-Гарденс в Лондоне.
Пагоды в Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже произошли от дравидийской архитектуры. Пагоды в Гималаях произошли от архитектуры Каткуни, сильно отличающейся от китайского и японского стилей.
Во времена южных и северных династий пагоды в основном строились из дерева, как и другие древние китайские постройки. Деревянные пагоды устойчивы к землетрясениям, и ни одна японская пагода не была разрушена землетрясением, но они подвержены огню, естественной гнили и заражению насекомыми.
Примеры деревянных пагод:
Литература последующих эпох также свидетельствует о господстве деревянного пагодостроения. Известный поэт династии Тан Ду Му однажды написал:
Самая старая полностью деревянная пагода в Китае на сегодняшний день — это пагода храма Фугун в уезде Ин провинции Шаньси, построенная в 11 веке во времена династии Сун/ Ляо (см. «Архитектура Сун» ).
Во времена династий Северная Вэй и Суй (386–618) начались эксперименты со строительством кирпичных и каменных пагод. Однако даже в конце Суй дерево по-прежнему оставалось самым распространенным материалом. Например, император Вэнь из династии Суй (годы правления 581–604) однажды издал указ для всех округов и префектур строить пагоды по набору стандартных проектов, однако, поскольку все они были построены из дерева, ни одна из них не сохранилась. Сохранилась только пагода Сунъюэ, круглая пагода, построенная из камня в 523 году нашей эры.
Самая ранняя сохранившаяся кирпичная пагода — 40-метровая пагода Сунъюэ в округе Дэнфэн провинции Хэнань. Эта изогнутая круглая пагода была построена в 523 году во времена династии Северная Вэй и существует уже 15 веков. Подобно более поздним пагодам, найденным во время следующей династии Тан, этот храм имел ярусы карнизов, окружающих его каркас, а также шпиль, венчающий вершину. Его стены имеют толщину 2,5 м, диаметр первого этажа 10,6 м. Еще одна ранняя кирпичная пагода — пагода Гоцин династии Суй, построенная в 597 году.
Самая ранняя крупномасштабная каменная пагода — это пагода Четырех ворот в Личэне, Шаньдун, построенная в 611 году во времена династии Суй. Как и пагода Сунъюэ, она также имеет шпиль на вершине и построена в стиле павильона.
Одной из самых ранних кирпичных и каменных пагод была трехэтажная конструкция, построенная в (первую) династию Цзинь (266–420) Ван Цзюнем из Сянъяна. Однако сейчас он разрушен.
Кирпич и камень продолжали доминировать в строительстве пагод династии Тан, Сун, Ляо и Цзинь. Примером может служить Гигантская пагода диких гусей (652 г. н.э.), построенная во времена ранней династии Тан. Фарфоровая пагода Нанкина на протяжении всей истории была одной из самых известных пагод из кирпича и камня в Китае. Династия Чжоу начала строить древние пагоды около 3500 лет назад.
Пагоды, в соответствии с традицией Храма Белой Лошади, обычно размещались в центре храмов до династий Суй и Тан. Во времена Тан важность главного зала была повышена, и пагода была перемещена рядом с залом или вообще за пределы храмового комплекса. В раннем Тан Даосюань написал Стандартный проект строительства буддийского храма, в котором главный зал заменил пагоду в качестве центра храма.
На дизайн храмов также повлияло использование традиционных китайских резиденций в качестве святынь после того, как они были благотворительно пожертвованы богатыми или благочестивыми. В таких заранее сконфигурированных пространствах строительство центральной пагоды могло быть нежелательным или невозможным.
Во времена династии Сун (960–1279) секта Чань (Дзен) разработала новую «структуру из семи частей» для храмов. Семь частей — зал Будды, зал дхармы, жилища монахов, хранилище, ворота, зал чистой земли и туалеты — полностью исключают пагоды и представляют собой окончательный триумф традиционной китайской дворцово-дворовой системы над первоначальной. традиция центральной пагоды, установленная 1000 лет назад храмом Белой Лошади в 67 году. Хотя они были построены за пределами самого главного храма, большие пагоды в традициях прошлого все еще строились. Сюда входят две пагоды династии Мин в храме Фамэнь и пагода Чунвэнь в Цзинъяне провинции Шэньси.
Ярким, более поздним примером преобразования дворца в храм является пекинский храм Юнхэ, который был резиденцией императора Юнчжэна до того, как он взошел на трон. Он был подарен для использования в качестве ламаистского монастыря после его смерти в 1735 году.
Примеры архитектуры башни эпохи династии Хань, предшествовавшей буддийскому влиянию, и полноценной китайской пагоды можно увидеть на четырех рисунках ниже. Майкл Лёве пишет, что в период династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) многоэтажные башни возводились для религиозных целей, как астрономические обсерватории, как сторожевые башни или как богато украшенные здания, которые, как полагали, привлекали благосклонность духов, божеств, и бессмертные.
Древняя китайская модель двух жилых башен, сделанная из глины во времена династии Хань, II век до н.э. - II век нашей эры, раскопанная археологами в 1993 году.
Вид сбоку на модель гончарной башни ханьцев с балконом в середине этажа и сторожкой во дворе, окруженной меньшими башнями; опорные кронштейны доугун хорошо видны.
Западно-ханьская модель сторожевой башни с человеческими фигурами на балконах (включая арбалетчиков), а также сторожкой и двором на первом этаже.
Среди большого набора архитектурных моделей три сторожевые башни династии Восточная Хань стоят в задней части этой экспозиции.
Пагоды, построенные во времена династий Суй и Тан, обычно имели квадратное основание, за некоторыми исключениями, такими как пагода Дацинь:
Пагода Четырех ворот, построенная в 611 году.
Пагода Дацинь, построенная в 640 году.
Малая пагода диких гусей, построенная в 709 году.
Пагода храма Баогуан, построенная между 862 и 888 годами.
Три пагоды, 9 и 10 века.
Пагоды Пяти династий, Северной и Южной Сун, династий Ляо, Цзинь и Юань включали в себя множество новых стилей, с большим упором на шестиугольные и восьмиугольные основания для пагод:
Башня Хуцю, построенная в 961 году.
Пагода Лунхуа, построенная в 977 году.
Пагода храма Фогонг, построенная в 1056 году.
Пагода Ляоди, построенная в 1055 году.
Пагода Пижи, построенная к 1063 году.
Пагода Хаотянь, построенная в 1103 году.
Пагода храма Тяньнин в Пекине, 1120 год.
Пагода Чэнлин, построенная в 1189 году.
Пагода Уин, построенная в 1270 году.
Пагода храма Байлин, построенная к 1330 году.
Квадратная башня Сунцзян, Шанхай, построенная в 1884 году.
Неизвестный фотограф, « Цветочная пагода Гуанчжоу », отдел коллекций изображений, Национальная галерея художественной библиотеки, Вашингтон, округ Колумбия.
Пагоды династий Мин и Цин в основном унаследовали стили предыдущих эпох, хотя были некоторые незначительные вариации:
Храм Чжэньцзюэ, построенный в 1473 году.
Пагода храма Цишоу, построенная в 1576 году.
Ступа Сарира храма Таюань, построенная в 1582 году.
Пагода Ароматных холмов, построенная в 1780 году.
Ярусные башни с несколькими карнизами:
Ступы, называемые «пагодами»:
Места, называемые «пагодами», но не являющиеся многоуровневыми строениями с несколькими карнизами:
Структуры, напоминающие архитектуру пагоды:
Строения, которые обычно не считаются пагодами, но имеют некоторые пагодоподобные характеристики:
Пятиэтажная пагода горы Хагуро, Япония
Деревянная трехэтажная пагода Итидзё-дзи в Японии, построенная в 1171 году.
Пагода Индэ, Цинъюань, провинция Гуандун, Китай, от Йохана Ньехофа (1618–1672); Жан-Батист Ле Карпантье (1606 - ок. 1670): L'ambassade de la Compagnie Orientale des Provinces Unies vers l'Empereur de la Chine, 1665 г.
Пагода на одном столбе, Ханой, Вьетнам.
Девятиэтажная пагода Сюми, Хэбэй, Китай, построенная в 636 году.
Храм Ньятапола, расположенный в Бхактапуре, Непал, построенный в 1701–1702 гг.
Тайбэй 101 в Тайбэе, Тайвань
Пагода Бомбардье на гоночной трассе Индианаполис Мотор Спидвей
Пагода Шведагон расположена в Янгоне, Мьянма. Вся конструкция покрыта 60 тоннами чистого золота.
Пагода Мумбаи
Пагода мира - Шри-Ланка
Пагоды Солнца и Луны освещались ночью и отражались в озере Шаньху в ноябре 2017 года.