Поклонение или обожествление огня (также пиродулия, пиролатрия или пиролатрия ) известно из различных религий. Огонь был важной частью человеческой культуры с нижнего палеолита. Самые ранние известные следы управляемого огня были обнаружены на мосту дочерей Иакова, Израиль и датированы 790 000 лет назад. Предполагается, что религиозные или анимистические представления, связанные с огнем, восходят к столь ранним временам, существовавшим до Homo sapiens.
In В индоевропейских языках существовало две концепции относительно огня: концепция одушевленного типа, называемого * egni- (ср. санскрит agni English ignite от латинского ignis и русского ogon), и неодушевленный тип * paewr- (ср. английский - огонь, греч. pyr, санскрит pu). Подобное различие существовало и для воды.
Археологически самые ранние свидетельства индоиранского поклонения огню обнаруживаются при переходе от Синташтинско-Петровской к андроновской культуре. 1500 г. до н.э., вместе с первыми свидетельствами кремации. Хотя кремация стала повсеместным явлением в индуизме, в зороастризме от нее отказались. Однако даже более ранние свидетельства ведических огненных алтарей были найдены на стоянках в долине Инда Калибанган и Лотал, что дало повод для предположений о предполагаемом ранее географическом положении ранних индоиранцев..
Хотя термин «огнепоклонники» в первую очередь ассоциируется с зороастрийцами, идея о том, что зороастрийцы поклоняются огню, возникла изначально из антизороастрийской полемики. Напротив, огонь - даже в храме огня (зороастрийские термины более прозаичны и просто означают «дом огня») - считается средством чистоты и символом праведности и истины. В наши дни это объясняется тем, что огонь горит постоянно и не может быть осквернен. Тем не менее, Саде и Чаршанбе Сури - это праздники, связанные с огнем, которые отмечаются на всей территории Великого Ирана и восходят к тому времени, когда зороастризм все еще был преобладающей религией региона.
В ведических дисциплинах индуизма огонь является центральным элементом церемонии яджны, а Агни, «огонь», играет роль как посредник между поклоняющимся и другими богами. Смежные понятия: ритуал Агнихотры, призывание целебных свойств огня; Агничаяна ритуал, который представляет собой сооружение огненного алтаря Агни; и Агнистома, которая является одной из семи Сомаяджн. В вайшнавской ветви индуизма Агни или Огонь считается языком Верховного Господа Нараяны, поэтому все жертвоприношения, приносимые даже любому полубогу, в конечном итоге являются жертвоприношением Верховному Господу Нараяне.
В албанской мифологии обожествление огня связано с Эн или Энджи, божеством огня, которому впервые поклонялись иллирийцы, имя которого до сих пор используется в албанский язык для обозначения четверг (enjte).
поклонение огню в греко-римской традиции имело две отдельные формы: огонь очага и огонь кузницы. Поклонение очагу поддерживалось в Риме весталками, которые служили богине Весте, защитнице дома, у которой было священное пламя как символ ее присутствия в городе (см. Священный огонь Весты ). Греческим эквивалентом богини была Гестия, поклонение которой чаще проводилось в доме. Огонь кузницы ассоциировался с греческим богом Гефестом и римским эквивалентом Вулканом. Эти двое, кажется, служили одновременно покровителями ремесленных гильдий и защитниками от случайных пожаров в городах. С огнем также связан титанический бог Прометей, укравший огонь для людей у богов. Большинство форм поклонения в греко-римской религии предполагало либо приготовление пищи, либо полное сжигание животного на огне алтаря перед храмом (см. гекатомба ).
В кельтской мифологии был Беленус, имя которого, «сияющий», связывало его с огнем.
В славянской мифологии, Сварог, означающее "яркий и ясный", был дух огня. Самый известный и драматичный среди множества славянских языческих обрядов огня - это прыжки через костер в День Ивана Купалы.
Огонь является элементом теофании в Еврейской Библии в горящем кусте, огненном столпе и пламя Меноры. Высшей формой жертвоприношения было Корбан Олах, совершаемое дважды в день, которое представляет собой жертвоприношение животных, полностью потребляемых огонь.
С другой стороны, в исламе нет ритуалов, связанных с огнем и горением. Коран описывает дьявола как существо огня. Неприятие и презрение Ила к людям проистекает из восприятия дьявола, что огонь превосходит грязь. Это чувство стало причиной изгнания дьявола с небес.
Огонь продолжает быть частью многих человеческих религий и культур. Например, он используется в кремации и кострах ; свечи используются в различных религиозных обрядах; вечный огонь используется для напоминания о знаменательных событиях; и олимпийский огонь горит на время игр.
Благодатный огонь в Храме Гроба Господня в Иерусалиме был последовательно задокументирован с 1106 г. н.э.
В японской мифологии, Кагу-цучи - бог разрушительного огня.