Религия ахом

редактировать
Этническая религия народа ахом Религия ахом
Регионы со значительным населением
Ассам
Священные Писания
Лит Лай Пейн Кака, Лай Лит Нанг Хун Пха, Лай-Пхала, Пхра-Лонг (буддийский),
Языки
язык ахом
Этническая религия народа ахом

религия ахом - это этническая религия народа ахом. Народ ахом пришел в Ассам в 1228 году во главе с Тай принцем Сукафой и смешался с местным населением. Люди, прибывшие в Ассам, включали два клана священников, к которым позже присоединился третий, который принес с собой свою религию, ритуалы, практики и писания. Религия основана на ориентированном на ритуалы поклонении предкам, которое требовало жертвоприношения животных (Бан-Пхи), хотя был по крайней мере один буддизм ритуал, в котором жертвоприношения были запрещены (Phuralung). Поклонение предкам и анимистическая концепция хвана - два элемента, которые он разделяет с другими тайскими народными религиями. Не существует идолопоклонства, кроме титульного бога царя Ахома, и хотя существует концепция неба или небесного царства (Монг Пхи, иногда отождествляемого с часть Тиан, Китай ), понятия ада нет. Это была государственная религия царства Ахом в начальный период.

царство ахом внезапно расширилось в 16 веке, и народы ахом стали небольшим меньшинством в своем собственном королевстве, хотя они продолжали владеть контролем. Впоследствии они медленно обратились в веру, и к началу 19 века религия ахом отказалась заменяться индуизмом. В опросе 1931 года все ахомы указали индуизм как свою религию. Тем не менее, с 1960-х и 1970-х годов благодаря движению возрождения ахом, а также усилиям ученых возрождаются многие старые практики религии ахом.

Три священнических клана (Мо'сам, Мо'хунг, Мо'Плонг) народа ахом в настоящее время являются хранителями религии ахом.

Содержание
  • 1 Дам-Пхи (поклонение предкам)
    • 1.1 Griha Dam
    • 1.2 Chang Dam
    • 1.3 Chao Phi Dam
  • 2 Боги и космогония
    • 2.1 Сотворение богов
    • 2.2 Досточтимые боги
    • 2.3 Другие благородные боги
  • 3 Священные Писания
  • 4 Ритуалы
    • 4.1 Общинные церемонии
      • 4.1.1 Ме-Дам-Ме-Пхи
      • 4.1.2 Рик-Кхван Монг Кхван
    • 4.2 Необщинные ритуалы
      • 4.2. 1 Дам Фи
  • 5 Сходство с религиями Восточной Азии
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература

Дам-Пхи (Дам: мертвые ; Phi: бог) - это поклонение предкам как богам, и оно совершается либо в отдельных семьях (Dam-Phi), либо публично (Me-Dam-Me-Phi ). Мертвые в обществе Ахом становятся Дамба (буквально «дух мертвых»). Их держат в благоговении (страхе, удивлении и почтении); им поклоняются и умилостивляют для защиты. После четырнадцатого поколения Ион Дам становится богом (Фи), и ему поклоняется вся община. Плотины делятся на три степени в соответствии с поколением (с самым высоким живым поколением, пронумерованным одним) и обстоятельствами смерти, и они переходят от одного уровня к другому.

Гриха Дам

Главу семьи и его жену или родителей называют На Дам («новая дамба», 2-е поколение), следующее более высокое поколение - дамба Гай («главная Плотина », 3-е поколение) и следующего более высокого поколения - плотины Чирван (4-е поколение). Каждая плотина считается завершенной только тогда, когда и муж, и жена мертвы. Эти три дамбы составляют дамбу Гриха (домашнюю дамбу), и считается, что они находятся в северо-восточной колонне кухни, Пхо Кам (ассамский: дамба Хута), которая обычно поднимается первой во время строительства дома и считается самое святое место во всем доме. Ритуалы Дам Фи направлены на Пхо Кам. Домашнему божеству Шэн Ка Пха также поклоняются в Пхо Кам. Тех, кто умирает неестественно, без детей или не состоящих в браке, называют Дамой Джокоруа, они не входят в Дамбу Гриха, и к ним относятся и поклоняются по-разному. 13-й) составляют Чанг Дам, дамбы, выпущенные из дома в порог; и им поклоняются согласно особым обрядам, называемым на пуруксор саул хуа (праздник девяти поколений).

Плотина Чао Пхи

Это заключительный этап для плотин, и на этом этапе плотины (14-й и выше) считаются богами (Фи) и сливаются с первоначальными предками все сообщество под общим названием Chao Phi Dam. К этому классу Плотин принадлежат два злых божества, Ра Кхин и Ба Кхин, но им поклоняются с более низким статусом и по отдельности. Плотины Джокоруа в четырнадцатом поколении становятся Кхином и соединяются с этими двумя божествами.

Боги и космогония

В Священном писании Ахом Лит Лай Пейн Кака упоминается, что сначала не было ничего, кроме воды океана. Пха Ту Чинг - всемогущий, бесформенный, безличный всемогущий бог - открыл глаза в пустоту и таким образом создал из своей груди первое божество - Кхун Тхеу Кхам. Только что созданный и не найдя ничего, на что можно было бы опереться, Кхун Тхеу Кхам нырнул в воду, а затем лег на спину, и из его пупка вырос лотос. За этим последовало создание краба, черепахи и змеи с восемью головами, которая окружала черепаху. Восемь капюшонов раскинулись в восьми направлениях. Затем были созданы белый слон с длинными бивнями и две горы на севере и юге, на которых были поставлены столбы. Затем была создана пара пауков золотистого цвета, которые парили в воздухе и сбрасывали экскременты, из которых возникла земля. Затем пауки поместили восемь столбов в восьми углах стены и сплели свою паутину, чтобы создать небеса. Небеса в религии Ахом обозначают Тянь, часть Юньнань в Юго-Западном Китае, известную как Монг Пхи.

Сотворение богов

Пха Ту Чинг также создал супруга для Кхун Тхеу Кхама, и у них родились Лон Кам (четыре золотых яйца). Затем Фа Ту Чин создал таолунга, чтобы согреть яйца, но яйца не вылуплялись долгие годы. Итак, он окропил их амброзией (нья пулок), и появились четыре бога: (1) Pha-shang-din-kham-neyeu, (2) Sheng-cha-pha-kham, (3) Sheng-kam-pha, и ( 4) Нги-нгао-кхам (также называемый Пху ра). Четвертый сын, Нги-нгао-кхам, остался, чтобы помогать создавать мир. Третий сын восстал и превратился в злого духа, хотя его сын Шэн Ка Пха стал домашним божеством.

Досточтимые боги

Согласно верованиям Ахома, верховное, бесформенное, всемогущее существо - это Фа Ту Чинг, который является создателем, хранителем и разрушителем всего. Остальные боги и вселенная - его творение. Ахом пантеон богов, которые обычно получают подношения: Ленгдон, Као Кхам, Ай Ленг Дин, Ян Чай Хунг, Джашинг Пха, Чит Лам Чам, Мут-Кум Тай Кум, Ра-кхин, Ба-кхин и Плотина Чао Пхи.

Пантеон главных богов Ахом
БогДомен
1Као КхамВерховное божество воды
2Ай Ленг ДинВерховное божество земли
3Ян Чай ХунгГлавный бог всех природных сил
4ЛенгдонПравитель всей вселенной
5Чит Лам ЧамВерховное божество семи сил
6Мут-Кум Тай-КумГлавные боги света: солнце и луна
7Джашинг ПхаПервоначальный мудрец праотцы, мастера языка, культуры, образования и знаний.
8Чао Пхи ДамПредки выше тринадцатого поколения.
9Ра-ХинЗлая сила, которая порождает различные болезни, боль, страдания в теле.
10Ба-ХинЗлая сила, создающая болезни, боль в разуме.

Чумпа : Чумпа (Chumpha-Rung Seng-Mong, ассам : Chum-deo), был титульным божеством династии Ахом, представленный реликвией и который символизировал владычество царя Ахома. Он сопровождал Сукафаа через Паткай в его путешествии в Ассам. Раньше он находился в королевской резиденции, пока Сукленмунг (1539–1552) не сдвинул его, и играл заметную роль во время церемонии Сингаригхарутха. Считается, что реликвия была принесена из МонгПхи Кун Лунгом и Кун Лаем, предком сукафских правителей Монгри-Монграм (ныне Сишуангбанна, Китай ), и ей можно было поклоняться и обращаться с ней только королем.

Другие благородные боги

Есть много других богов, включая главных богов Ахома. Люди Тай-Ахом и вообще имели множество богов и духов. Они верят, что в этом мире явлений видимые объекты имеют невидимых духов. Вот некоторые из них.

  • Лангкури
  • Чао Бан (Бог Солнца)
  • Чао Дэн (Бог Луны)
  • Чао Пхай (Бог Солнца) Огонь)
  • Чао Пха Кун (Бог дождя)
  • Тай Ланг (Бог смерти)
  • Аай Ян Нао
  • Кхам Сенг или Аай А Нанг (Боги богатства)
  • Лаокри. (Полное имя: Мо-Сенг Пха Лао-Кри)
  • Пу-Пхи-Су (бог леса, живущий в Тун-Рунг-Рай (фикусовое дерево))
  • Кхун Тхеу Кхам
  • Край Пха Рунг Кхам
  • Пха но ром Шан Дам
  • Пха Шип ип шанг Дэн
Священные Писания

Религиозные аспекты вписаны в Священные Писания, написанные на языке ахом в виде лая, известного как хаси барк. В религии ахом есть различные рукописи по предсказаниям, предсказаниям, призванию хвана, заклинаниям, фралунгу. Три священнических клана (Мо'сам, Мо'хунг, Мо'Плонг) широко используют эти письменности. Некоторые молитвенные сценарии, известные как Бан-Сенг, были найдены в Хабунге. Некоторые из них были привезены из Юньнани, Китая.

Священное ПисаниеОписание
Лит Лай Пак Пейн Ка КаЛит-Лай-Пат -Пейн-Ка-Ка считается основным священным писанием религии Ахом.. Большая часть космологии и религии Богов Ахома заимствована из этого обширного священного писания.
Кхек Пхи Пха Нуру Ленгдон. Лит Кхамфи Ленгдон ЛанмунгЭти два текста перечисляют ритуальное поклонение Лэнгдону
Мин Манг ПхуралунгЭтот текст перечисляет ритуальное поклонение Пхуралунг.
Дойя Пхура Пути. Немиманг Пхура Яо Чинг Бонг Пхура. Урак Пха ПхраВ этих трех книгах перечислены рассказы Джатаки о Будде.
Кхек Пхи Умфа. Умфа Пхи Кун Ан ЛаоВ этих книгах перечисляются ритуальные поклонения Умфа
Дам-Пхи-Чи-Пхун-Кка-Рик Кхван. Кхон Мин. Бар ПхайВ этих книгах перечислены ритуалы поклонения рикхван для долголетия.
Лит Ме-Дам Ме-ПхиВ этой книге перечислены ритуальные поклонения предкам.
Лай лит Нанг Хун ПхаЗдесь перечисляется ритуальная церемония бракосочетания Ахом, называемая Чо-клонг.
Джатак Пхи Ан АкВключены подробности ритуалов, связанных с церемонией рождения.
Лит Йе Сенг Фа:Включены подробности ритуалов, связанных с Йе-Сенг-Фа (Королева-предок
Кай Тхам. Рукопись Кай Тенг Муонгописывает ритуал принесения в жертву курицы с помощью заклинания, не вызывая смерти от удушья и порезов, и дает метод гадания с помощью изучение куриных костей или куриных окорочков.
Пат нам Лай. Лит АаптангВ книгах описан процесс очистки воды.
Пун Ко 'муонгРукопись, описывающая происхождение.
Пхи Луонг - Пхи ВанРукопись астрологии Ахома.
Ритуалы

Религия Ахом основана на ритуалах, и есть два типа ритуалов: Бан-Пхи, предполагающий жертвоприношение животных, и Фуралунг, запрещающий жертвоприношение животных. Ритуалы также могли проводиться на домашнем или общинном уровне.

Общинные церемонии

Ме-Дам-Ме-Фи

Ме-Дам-Ме-Фи (язык ахом : Поклонение мне; Дам- Дух мертвых; Phi-god) - одна из основных церемоний в рамках религиозных ритуалов ахом, которые проводятся публично, умилостивляя духов мертвых. В наше время это проводится ежегодно 31 января. Ритуалы начинаются с создания временного сооружения из бамбука и восьмиугольной соломы, называемого хопхи. В нем шесть приподнятых тарелок на главной платформе помещены для следующих божеств: Джашинг Пха, Ян Чай Хунг, Ленгдон, Чит Лам Чам, Мут-Кум Тай-Кум, Дамба Чао Пхи. Слева от главной платформы расположены поднятые платформы для Кхао Кхама и Ай Ленг Дина; а справа - поднятые тарелки Ра Кхина и Ба Кхина.

Рик-Хван Монг Хван

Рик-Хван Монг Хван (язык ахом : Рик-то call; Khwan-Life / долголетие / Soul; Mōng-Nation), это ритуал поклонения Khwan, чтобы увеличить или вернуть процветание государства или человека. Рик Кван - важная часть системы брака тай-ахом, описанная в старом тайском письме Лай Лит Нанг Хун Пха. Раньше Рик-Кхван Мунг Кхван исполнялся царями Тай-Ахома в связи с победой в войне или установлением новых королей. На церемонии преданный умилостивляет бога Кхао Кхама (бога воды) и призывает восстановить душу в первоначальном нормальном месте и даровать долгую жизнь.

Необщинные ритуалы

Дам Фи

Ритуалы Дам Фи специфичны для умилостивления Дам На Дам, Гхай Дам, Чирван Дам и Дамбы Джокоруа у столба Пхо Кам внутри дома. Эти ритуалы проводятся по всем благоприятным событиям в доме - три биху, церемония На Хуа (праздник после нового урожая), новое рождение в семье, нуаи тулони бийа (церемония женского полового созревания), Чак ланг (брак) и ежегодные церемонии смерти.

Сходства с восточноазиатскими религиями

Религия ахом в основном основана на поклонении Божествам, называемым Фи и Дам (Дух предков). Поклонение предкам и анимистическая концепция хвана - два элемента, которые он разделяет с другими тайскими народными религиями. В то время как дуальность индивидуального «я» Хань (Фу) и Пу - это концепции, которые, вероятно, пришли из даосизма Концепции Инь и Ян. Традиционные священные подношения, состоящие из курицы и традиционного лаосского рисового пива, как в разбавленном (Нам Лао), так и в неразбавленном (Луок Лао) виде, можно увидеть и в других народной религии тай.

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-09 19:36:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте