Регионы со значительным населением | |
---|---|
Ассам | |
Священные Писания | |
Лит Лай Пейн Кака, Лай Лит Нанг Хун Пха, Лай-Пхала, Пхра-Лонг (буддийский), | |
Языки | |
язык ахом | |
Этническая религия народа ахом |
религия ахом - это этническая религия народа ахом. Народ ахом пришел в Ассам в 1228 году во главе с Тай принцем Сукафой и смешался с местным населением. Люди, прибывшие в Ассам, включали два клана священников, к которым позже присоединился третий, который принес с собой свою религию, ритуалы, практики и писания. Религия основана на ориентированном на ритуалы поклонении предкам, которое требовало жертвоприношения животных (Бан-Пхи), хотя был по крайней мере один буддизм ритуал, в котором жертвоприношения были запрещены (Phuralung). Поклонение предкам и анимистическая концепция хвана - два элемента, которые он разделяет с другими тайскими народными религиями. Не существует идолопоклонства, кроме титульного бога царя Ахома, и хотя существует концепция неба или небесного царства (Монг Пхи, иногда отождествляемого с часть Тиан, Китай ), понятия ада нет. Это была государственная религия царства Ахом в начальный период.
царство ахом внезапно расширилось в 16 веке, и народы ахом стали небольшим меньшинством в своем собственном королевстве, хотя они продолжали владеть контролем. Впоследствии они медленно обратились в веру, и к началу 19 века религия ахом отказалась заменяться индуизмом. В опросе 1931 года все ахомы указали индуизм как свою религию. Тем не менее, с 1960-х и 1970-х годов благодаря движению возрождения ахом, а также усилиям ученых возрождаются многие старые практики религии ахом.
Три священнических клана (Мо'сам, Мо'хунг, Мо'Плонг) народа ахом в настоящее время являются хранителями религии ахом.
Дам-Пхи (Дам: мертвые ; Phi: бог) - это поклонение предкам как богам, и оно совершается либо в отдельных семьях (Dam-Phi), либо публично (Me-Dam-Me-Phi ). Мертвые в обществе Ахом становятся Дамба (буквально «дух мертвых»). Их держат в благоговении (страхе, удивлении и почтении); им поклоняются и умилостивляют для защиты. После четырнадцатого поколения Ион Дам становится богом (Фи), и ему поклоняется вся община. Плотины делятся на три степени в соответствии с поколением (с самым высоким живым поколением, пронумерованным одним) и обстоятельствами смерти, и они переходят от одного уровня к другому.
Главу семьи и его жену или родителей называют На Дам («новая дамба», 2-е поколение), следующее более высокое поколение - дамба Гай («главная Плотина », 3-е поколение) и следующего более высокого поколения - плотины Чирван (4-е поколение). Каждая плотина считается завершенной только тогда, когда и муж, и жена мертвы. Эти три дамбы составляют дамбу Гриха (домашнюю дамбу), и считается, что они находятся в северо-восточной колонне кухни, Пхо Кам (ассамский: дамба Хута), которая обычно поднимается первой во время строительства дома и считается самое святое место во всем доме. Ритуалы Дам Фи направлены на Пхо Кам. Домашнему божеству Шэн Ка Пха также поклоняются в Пхо Кам. Тех, кто умирает неестественно, без детей или не состоящих в браке, называют Дамой Джокоруа, они не входят в Дамбу Гриха, и к ним относятся и поклоняются по-разному. 13-й) составляют Чанг Дам, дамбы, выпущенные из дома в порог; и им поклоняются согласно особым обрядам, называемым на пуруксор саул хуа (праздник девяти поколений).
Это заключительный этап для плотин, и на этом этапе плотины (14-й и выше) считаются богами (Фи) и сливаются с первоначальными предками все сообщество под общим названием Chao Phi Dam. К этому классу Плотин принадлежат два злых божества, Ра Кхин и Ба Кхин, но им поклоняются с более низким статусом и по отдельности. Плотины Джокоруа в четырнадцатом поколении становятся Кхином и соединяются с этими двумя божествами.
В Священном писании Ахом Лит Лай Пейн Кака упоминается, что сначала не было ничего, кроме воды океана. Пха Ту Чинг - всемогущий, бесформенный, безличный всемогущий бог - открыл глаза в пустоту и таким образом создал из своей груди первое божество - Кхун Тхеу Кхам. Только что созданный и не найдя ничего, на что можно было бы опереться, Кхун Тхеу Кхам нырнул в воду, а затем лег на спину, и из его пупка вырос лотос. За этим последовало создание краба, черепахи и змеи с восемью головами, которая окружала черепаху. Восемь капюшонов раскинулись в восьми направлениях. Затем были созданы белый слон с длинными бивнями и две горы на севере и юге, на которых были поставлены столбы. Затем была создана пара пауков золотистого цвета, которые парили в воздухе и сбрасывали экскременты, из которых возникла земля. Затем пауки поместили восемь столбов в восьми углах стены и сплели свою паутину, чтобы создать небеса. Небеса в религии Ахом обозначают Тянь, часть Юньнань в Юго-Западном Китае, известную как Монг Пхи.
Пха Ту Чинг также создал супруга для Кхун Тхеу Кхама, и у них родились Лон Кам (четыре золотых яйца). Затем Фа Ту Чин создал таолунга, чтобы согреть яйца, но яйца не вылуплялись долгие годы. Итак, он окропил их амброзией (нья пулок), и появились четыре бога: (1) Pha-shang-din-kham-neyeu, (2) Sheng-cha-pha-kham, (3) Sheng-kam-pha, и ( 4) Нги-нгао-кхам (также называемый Пху ра). Четвертый сын, Нги-нгао-кхам, остался, чтобы помогать создавать мир. Третий сын восстал и превратился в злого духа, хотя его сын Шэн Ка Пха стал домашним божеством.
Согласно верованиям Ахома, верховное, бесформенное, всемогущее существо - это Фа Ту Чинг, который является создателем, хранителем и разрушителем всего. Остальные боги и вселенная - его творение. Ахом пантеон богов, которые обычно получают подношения: Ленгдон, Као Кхам, Ай Ленг Дин, Ян Чай Хунг, Джашинг Пха, Чит Лам Чам, Мут-Кум Тай Кум, Ра-кхин, Ба-кхин и Плотина Чао Пхи.
Бог | Домен | |
---|---|---|
1 | Као Кхам | Верховное божество воды |
2 | Ай Ленг Дин | Верховное божество земли |
3 | Ян Чай Хунг | Главный бог всех природных сил |
4 | Ленгдон | Правитель всей вселенной |
5 | Чит Лам Чам | Верховное божество семи сил |
6 | Мут-Кум Тай-Кум | Главные боги света: солнце и луна |
7 | Джашинг Пха | Первоначальный мудрец праотцы, мастера языка, культуры, образования и знаний. |
8 | Чао Пхи Дам | Предки выше тринадцатого поколения. |
9 | Ра-Хин | Злая сила, которая порождает различные болезни, боль, страдания в теле. |
10 | Ба-Хин | Злая сила, создающая болезни, боль в разуме. |
Чумпа : Чумпа (Chumpha-Rung Seng-Mong, ассам : Chum-deo), был титульным божеством династии Ахом, представленный реликвией и который символизировал владычество царя Ахома. Он сопровождал Сукафаа через Паткай в его путешествии в Ассам. Раньше он находился в королевской резиденции, пока Сукленмунг (1539–1552) не сдвинул его, и играл заметную роль во время церемонии Сингаригхарутха. Считается, что реликвия была принесена из МонгПхи Кун Лунгом и Кун Лаем, предком сукафских правителей Монгри-Монграм (ныне Сишуангбанна, Китай ), и ей можно было поклоняться и обращаться с ней только королем.
Есть много других богов, включая главных богов Ахома. Люди Тай-Ахом и вообще имели множество богов и духов. Они верят, что в этом мире явлений видимые объекты имеют невидимых духов. Вот некоторые из них.
Религиозные аспекты вписаны в Священные Писания, написанные на языке ахом в виде лая, известного как хаси барк. В религии ахом есть различные рукописи по предсказаниям, предсказаниям, призванию хвана, заклинаниям, фралунгу. Три священнических клана (Мо'сам, Мо'хунг, Мо'Плонг) широко используют эти письменности. Некоторые молитвенные сценарии, известные как Бан-Сенг, были найдены в Хабунге. Некоторые из них были привезены из Юньнани, Китая.
Священное Писание | Описание |
---|---|
Лит Лай Пак Пейн Ка Ка | Лит-Лай-Пат -Пейн-Ка-Ка считается основным священным писанием религии Ахом.. Большая часть космологии и религии Богов Ахома заимствована из этого обширного священного писания. |
Кхек Пхи Пха Нуру Ленгдон. Лит Кхамфи Ленгдон Ланмунг | Эти два текста перечисляют ритуальное поклонение Лэнгдону |
Мин Манг Пхуралунг | Этот текст перечисляет ритуальное поклонение Пхуралунг. |
Дойя Пхура Пути. Немиманг Пхура Яо Чинг Бонг Пхура. Урак Пха Пхра | В этих трех книгах перечислены рассказы Джатаки о Будде. |
Кхек Пхи Умфа. Умфа Пхи Кун Ан Лао | В этих книгах перечисляются ритуальные поклонения Умфа |
Дам-Пхи-Чи-Пхун-Кка-Рик Кхван. Кхон Мин. Бар Пхай | В этих книгах перечислены ритуалы поклонения рикхван для долголетия. |
Лит Ме-Дам Ме-Пхи | В этой книге перечислены ритуальные поклонения предкам. |
Лай лит Нанг Хун Пха | Здесь перечисляется ритуальная церемония бракосочетания Ахом, называемая Чо-клонг. |
Джатак Пхи Ан Ак | Включены подробности ритуалов, связанных с церемонией рождения. |
Лит Йе Сенг Фа: | Включены подробности ритуалов, связанных с Йе-Сенг-Фа (Королева-предок |
Кай Тхам. Рукопись Кай Тенг Муонг | описывает ритуал принесения в жертву курицы с помощью заклинания, не вызывая смерти от удушья и порезов, и дает метод гадания с помощью изучение куриных костей или куриных окорочков. |
Пат нам Лай. Лит Ааптанг | В книгах описан процесс очистки воды. |
Пун Ко 'муонг | Рукопись, описывающая происхождение. |
Пхи Луонг - Пхи Ван | Рукопись астрологии Ахома. |
Религия Ахом основана на ритуалах, и есть два типа ритуалов: Бан-Пхи, предполагающий жертвоприношение животных, и Фуралунг, запрещающий жертвоприношение животных. Ритуалы также могли проводиться на домашнем или общинном уровне.
Ме-Дам-Ме-Фи (язык ахом : Поклонение мне; Дам- Дух мертвых; Phi-god) - одна из основных церемоний в рамках религиозных ритуалов ахом, которые проводятся публично, умилостивляя духов мертвых. В наше время это проводится ежегодно 31 января. Ритуалы начинаются с создания временного сооружения из бамбука и восьмиугольной соломы, называемого хопхи. В нем шесть приподнятых тарелок на главной платформе помещены для следующих божеств: Джашинг Пха, Ян Чай Хунг, Ленгдон, Чит Лам Чам, Мут-Кум Тай-Кум, Дамба Чао Пхи. Слева от главной платформы расположены поднятые платформы для Кхао Кхама и Ай Ленг Дина; а справа - поднятые тарелки Ра Кхина и Ба Кхина.
Рик-Хван Монг Хван (язык ахом : Рик-то call; Khwan-Life / долголетие / Soul; Mōng-Nation), это ритуал поклонения Khwan, чтобы увеличить или вернуть процветание государства или человека. Рик Кван - важная часть системы брака тай-ахом, описанная в старом тайском письме Лай Лит Нанг Хун Пха. Раньше Рик-Кхван Мунг Кхван исполнялся царями Тай-Ахома в связи с победой в войне или установлением новых королей. На церемонии преданный умилостивляет бога Кхао Кхама (бога воды) и призывает восстановить душу в первоначальном нормальном месте и даровать долгую жизнь.
Ритуалы Дам Фи специфичны для умилостивления Дам На Дам, Гхай Дам, Чирван Дам и Дамбы Джокоруа у столба Пхо Кам внутри дома. Эти ритуалы проводятся по всем благоприятным событиям в доме - три биху, церемония На Хуа (праздник после нового урожая), новое рождение в семье, нуаи тулони бийа (церемония женского полового созревания), Чак ланг (брак) и ежегодные церемонии смерти.
Религия ахом в основном основана на поклонении Божествам, называемым Фи и Дам (Дух предков). Поклонение предкам и анимистическая концепция хвана - два элемента, которые он разделяет с другими тайскими народными религиями. В то время как дуальность индивидуального «я» Хань (Фу) и Пу - это концепции, которые, вероятно, пришли из даосизма Концепции Инь и Ян. Традиционные священные подношения, состоящие из курицы и традиционного лаосского рисового пива, как в разбавленном (Нам Лао), так и в неразбавленном (Луок Лао) виде, можно увидеть и в других народной религии тай.