Религия инуитов

редактировать
Седна, божество инуитов

Религия инуитов - это общие духовные верования и практики Инуиты (эскимосы ), коренное население с Аляски, Канады и Гренландии. Их религия имеет много общего с религией коренных жителей Аляски. Традиционные религиозные обряды инуитов включают анимизм и шаманизм, в которых духовные целители выступают посредниками с духами. Сегодня многие инуиты следуют христианству, но традиционная духовность инуитов продолжает оставаться частью живой устной традиции и частью современного инуитского общества. Инуиты, которые уравновешивают местное и христианское богословие религиозный синкретизм.

Инуиты космология дает повествование о мире и месте людей в нем. Рэйчел Цицуалик-Тинсли (инуки) пишет:

Инуитский космос никем не управляется. Нет никаких божественных фигур отца и матери. Нет богов ветра и творцов солнца. В потустороннем мире нет вечных наказаний, как нет наказаний для детей или взрослых здесь и сейчас.

Традиционные истории, ритуалы и табу инуитов являются часто меры предосторожности против опасностей, исходящих от суровой арктической окружающей среды. Кнуд Расмуссен спросил своего наставника и друга Ауа, ангаккук (духовный целитель), об инуитских религиозных верованиях среди иглулингмиут (людей из Иглулик ), и ему сказали: «Мы не верим. Мы боимся». Авторы Инге Клейван и Биргитте Сонне обсуждают возможные выводы из слов Ауа, потому что ангаккук находился под влиянием христианских миссионеров, а позже он даже обратился в христианство. В их исследовании также анализируются верования нескольких групп инуитов, и делается вывод (среди прочего) о том, что страх не распространялся.

Сначала были unipkaaqs: мифы, легенды и сказки, которые имели место «тогда» в неопределенном прошлом (тайммани).

Танцы инупиатов около Нома, Аляска, 1900
Содержание
  • 1 Культурные верования инуитов
    • 1,1 Игулик
    • 1,2 Инуиты на озере Амитсок
    • 1,3 Нетсилик инуиты
    • 1,4 Карибу Инуиты
    • 1.5 Медные инуиты
  • 2 Анирниит
  • 3 Туурнгайт
  • 4 Инуитский шаманизм
  • 5 Божества
  • 6 Существа и духи
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Художественная литература
  • 9 Дополнительная литература
Культурные верования инуитов

Иглулик

Среди канадских инуитов духовный целитель известен как ангаккук (множественное число: angakkuit, слоговое письмо инуктитут ᐊᖓᑦᑯᖅ или ᐊᖓᒃᑯᖅ) в инуктитут или ангаткук в инувиалуктун. В обязанности ангаккука входит помощь сообществу, когда морские животные, которых держит Таканалук-арналук или Морская женщина в яме в ее доме, становятся редкостью, по словам Ауа, информатора и друга антрополога Расмуссена. Ауа описал способность ученика ангаккука видеть себя скелетом, называя каждую часть, используя определенный шаманский язык.

Инуиты на озере Амитсок

Инуиты в (богатые рыболовные угодья) на На острове Короля Уильяма были сезонные и другие запреты на шитье определенных предметов. Подошвы, например, можно было шить только вдали от населенных пунктов в специально отведенных местах. У детей в Амитсоке однажды была игра под названием тунангусартут, в которой они имитировали поведение взрослых по отношению к духам, даже повторяя те же словесные формулы, что и ангаккуит. По словам Расмуссена, эта игра не считалась оскорбительной, потому что «дух может понять шутку».

Нетсилик-инуит

Родина нетсилик-инуитов («Нетсиликмиут» означает « Люди тюленя ») имеют очень долгие зимы и бурные весны. Голод был распространенной опасностью.

В то время как другие инуитские культуры обладают защитными способностями-хранителями, у нетсиликов есть традиционные верования, что жизненные невзгоды проистекают из широкого применения таких мер. В отличие от инуитов-иглулик, нетсилик использовали большое количество амулетов. Даже у собак могли быть амулеты. В одном зарегистрированном случае у маленького мальчика было 80 амулетов, так много, что он едва мог играть. У одного человека было 17 имен, взятых у его предков, и он намеревался защитить его.

Татуировка среди женщин-нетсилик давала силу и могла повлиять на то, в какой мир они отправились после своей смерти.

Нулиаджук, Море Женщина описывалась как «смазливая». Если люди нарушали определенные табу, она держала морских животных в бассейне своей куллык и масляной лампы, сжигающей жир тюленя. Когда это случилось, ангаккуку пришлось навестить ее, чтобы выпросить дичи. В Нетсилик устная история, она изначально была девочкой-сиротой, с которой плохо обращались ее общиной.

Лунный Человек, другое космическое существо, благосклонно относится к людям и их душам, когда они прибыли в небесные места. Это убеждение отличается от убеждения гренландских инуитов, в которых лунный гнев мог быть вызван нарушением табу.

Сила или Силап Инуа, часто связанные с погодой, понимается как сила, заключенная в людях. У нетсиликов Сила представлялась мужчиной. Нетсилик (и медный инуит ) полагали, что Сила изначально была гигантским младенцем, родители которого погибли, сражаясь с гигантами.

Инуиты-карибу

Инуиты-карибу - собирательное название нескольких групп внутренние инуиты (Кренермиут, Аонарктормиут, Харвактормиут, Падлермиут и Ахеармиут), живущие на территории, граничащей с линией деревьев и западным берегом Гудзонова залива. Они не образуют политическую единицу и поддерживают лишь слабые контакты, но их образ жизни на суше и некоторая культурная сплоченность существуют. В недавнем прошлом Падлермиут принимал участие в охоте на тюленей в океане.

У карибу дуалистическая концепция души. Душа, связанная с дыханием, называется умафия (место жизни), а личная душа ребенка - тарнек (что соответствует наппану медных инуитов). Тарнек считается настолько слабым, что нуждается в опеке именинной души умершего родственника. Считалось, что присутствие предка в теле ребенка способствует более мягкому поведению, особенно среди мальчиков. Эта вера составляла форму реинкарнации.

. Из-за своего внутреннего образа жизни Карибу не верят в Морскую Женщину. Другие космические существа по имени Сила или Пинга управляют карибу в отличие от морских животных. Некоторые группы проводят различие между двумя фигурами, в то время как другие считают их одинаковыми. Жертвенные приношения им могли способствовать удаче на охоте.

Карибу ангаккуит выполнял гадание с помощью киланека, техники задания вопросов киле (духу). Ангаккук положил перчатку на землю и поднял над ней свой посох и пояс. Затем цила вошла в перчатку и притянула к себе посох. Киланек практиковали среди нескольких других групп коренных жителей Аляски и давали ответы «да» или «нет» на вопросы.

Медные инуиты

Духовные верования и практики среди инуитов разнообразны, как и сами культуры. Подобные замечания применимы и к другим верованиям: термин шилап инуа / шила, холм-инуа / хилла (среди инуитов ), эллам юа / элла (среди юпик ) использовался с некоторым разнообразием среди групп. Во многих случаях он относится к «космическому пространству», «разуму», «погоде», «небу», «вселенной»: может быть некоторое соответствие с досократической концепцией логоса. В некоторых других группах это понятие было более персонифицированным (среди сибирских юпиков ).

среди медных инуитов, понятие «обитателя ветра» связано с духовным практика: считалось, что ангаккуиты получают свою силу от этого обитателя, более того, даже их духи-помощники назывались шилап инуэ.

Анирниит

Инуиты считали, что все вещи имеют форму дух или душаинуктитут : анирник означает «дыхание»; множественное число анирниит), как и люди. Считается, что эти духи сохраняются после смерти - распространенное мнение в большинстве человеческих обществ. Однако вера во всепроникающие духи - корень мировоззрения инуитов - имеет последствия. Согласно общепринятой поговорке инуитов: «Великая опасность нашего существования заключается в том, что наша диета полностью состоит из душ. "Поскольку все существа обладают душами, подобными человеческим, убийство животного мало чем отличается от убийства человека. Однажды анирник мертвого животного или человек освобожден, он свободен отомстить. Дух мертвых можно умилостивить, только подчиняясь обычаям, избегая табу и выполняя правильные ритуалы.

Суровая и беспорядочная жизнь в Арктике привела к тому, что инуиты постоянно жили в страхе перед невидимыми силами. Неудача может положить конец всему сообществу, и выпрашивание потенциально злых и мстительных, но невидимых сил для повседневного выживания является обычным следствием ненадежного существования. Для инуитов оскорбление анирника означало опасность исчезновения. Основная роль ангаккука в культуре инуитов и обществе заключалась в том, чтобы давать советы и напоминать людям о ритуалах и табу, которым они должны были подчиняться, чтобы умиротворить духов, поскольку считалось, что он может видеть и контактировать с ними.

Анирниит рассматривается как часть шилы - неба или воздуха вокруг них - и просто заимствованы из него. Хотя анирник каждого человека индивидуален, его формируют жизнь и тело, в котором он обитает, но в то же время он является частью большего целого. Это позволило инуитам заимствовать силы или характеристики анирника, взяв его имя. Более того, духи одного класса вещей - будь то морские млекопитающие, белые медведи или растения - в некотором смысле считаются одним и тем же и могут быть вызваны через хранителя. или мастер, который связан с этим классом вещей. В некоторых случаях это анирник человека или животного, который становится фигурой уважения или влияния на животных через какое-то действие, рассказанное в традиционной сказке. В других случаях это туурнгак, как описано ниже.

С момента появления христианства среди инуитов анирник стал общепринятым словом для обозначения души в христианском смысле. Это корневое слово для других христианских терминов: анирнисиак означает ангел, а Бог переводится как анирниалук, великий дух.

Люди представляли собой комплекс из трех основных частей: двух душ (инуусик и ишиткусик: возможно, «жизненная сила» и «личный дух») и именной души (атик). После смерти инуусик отправился на восток, но другие компоненты души могли возродиться.

Туурнгайт

Некоторые духи никогда не были связаны с физическими телами. Они называются туурнгайт (также торнаит, торнат, торнрайт, единственное число туурнгак, торнгак, торнрак, тарнгек) и «часто описываются как духи-помощники шамана, природа которых зависит от соответствующего ангаккука ". Духов-помощников можно призвать в случае необходимости, и «[...] они там, чтобы помочь людям», - объясняет старейшина инуитов Виктор Тунгилик. Некоторые туурнгайты злы, чудовищны и ответственны за плохую охоту и сломанные инструменты. Они могут владеть людьми, как рассказывается в истории Атанарджуата. Ангаккук с добрыми намерениями может использовать их для лечения болезней и поиска животных, чтобы охотиться и кормить сообщество. Они могут сражаться или изгнать плохой туурнгайт, или их можно сдерживать ритуалами; Однако ангаккук с вредоносными намерениями также может использовать туурнгайт для своей личной выгоды или для нападения на других людей и их туурнгайт.

Хотя когда-то Туурнгак просто означал «убивающий дух», с христианизацией он приобрел значение демона в христианской системе верований.

Инуитский шаманизм
Икпухуак и его жена ангаткук (шаман), Хигалик (Ледяной Дом)

Шаманы (анаткук или ангаккук на языках инуитов из северные части Аляски и Канады) сыграли важную роль в религии инуитов, выступая в качестве религиозных лидеров, торговцев, целителей и персонажей культурных историй, обладающих таинственными, могущественными, а иногда и сверхчеловеческими способностями. Идея называть шаманов «знахарями » - устаревшая концепция, рожденная из рассказов первых исследователей и охотников, которые сгруппировали всех шаманов в этот пузырь. Термин «знахарь» не оправдывает шаманов и вызывает неправильные представления об их отношениях и действиях. Несмотря на то, что они почти всегда считаются целителями, это не полный объем их обязанностей и способностей и отрывает их от их роли посредников между нормальными людьми и миром духов, животных и душ традиционных инуитов.

Нет строгого определения шамана и нет строгой роли, которую он играет в обществе. Несмотря на это, их способность исцелять почти универсальна в их описании. Это было описано как «дышать или выдыхать» болезнь, но не существует установленного метода, по которому какой-либо шаман или группа шаманов совершают свои дела. Несмотря на то, что их методы различны, некоторые ключевые элементы остаются практически во всех отчетах и ​​историях. Чтобы вылечить или избавить кого-то от недуга, шаман должен обладать собственными навыками, но должен иметь веру в тех, кому помогают.

В рассказах о шаманах есть время кризиса, и их ждут. разрешить, смягчить или иным образом придать разрешение или смысл кризису. Эти кризисы часто связаны с выживанием против стихийных бедствий или спорами между людьми, которые могут закончиться смертью. В одной из таких историй охотник похитил дочь мужчины, а шаман описал свою принадлежность к этому человеку. Шаман вернул дочь волшебной нитью. Шаман также может наделить людей и такие предметы, как инструменты, дарами и необычными способностями.

В некоторых историях шаманы описываются как непредсказуемые, легко разгневанные и необычно довольные. Это можно было бы показать как иллюстрацию того, что, несмотря на свои способности и настрой на природу и дух, они непостоянны и не без ошибок. Есть истории о людях, которые пытались выдать себя за шаманов ради собственной выгоды, притворяясь, что обладают фантастическими способностями, такими как способность летать, только для того, чтобы быть обнаруженными и наказанными.

Некоторые источники подразумевают, что шаманов в некоторых случаях можно бояться. за их способности, поскольку они указывают, что кто-то не боялся того, что к нему подошел и поговорил с шаманом. Это приводит к дальнейшим представлениям о том, что силу шамана следует уважать, и о том, что шаман не всегда был справедливой и хорошей силой для окружающих их людей.

Христианизация инуитов путем их добровольного обращения и принудительного обращения в христианство в значительной степени разрушила традиции шамана. Священники, пасторы и другие христианские религиозные авторитеты заменили шаманов как связь между человеческим миром и другим миром.

Божества

Ниже приводится неполный список инуитских божеств, которые, как считается, обладают властью над некоторая специфическая часть мира инуитов:

Существа и духи
  • Каллупиллуит или Калупалик - миф / легенда, рассказанная инуитскими родителями и старейшинами чтобы дети не забредали на берег. Калупалики - это человекоподобные существа с длинными волосами, зеленой кожей и длинными ногтями, обитающие в море. Они носят амаутиит, в котором уносят младенцев и детей, которые не слушаются своих родителей или бродят одни. Они уводят детей под воду, где усыновляют их как своих. У калупаликов характерный жужжащий звук, и старейшины сказали, что вы можете услышать гудение калупаликов, когда они рядом. Историю о калупалике до сих пор рассказывают в школах и в книгах родители, которые не хотят, чтобы их дети уходили на опасный берег. Миф был адаптирован Амэ Папатси в виде короткометражного мультфильма «Калупалик» 2010 stop motion. Говорят, что они похожи на «троллей» существ, появившихся после того, как плохо себя ведут дети.
  • Аккийини - дух-скелет
  • Саумен Кар, также называемый Торнитом, или Туниит - инуитская версия Саскватч или Йети миф. Возможно, это люди культуры Дорсет, которых считали гигантами.
  • Тижерук змееподобные монстры.
Примечания
Ссылки

Художественная литература

Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-24 05:34:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте