Бимоизм (Китайский : 毕 摩 教; пиньинь : Bìmójiào, И : ꀘꂾ) - коренная религия народа И, самая большая этническая группа в Юньнани после ханьских китайцев. Он получил свое название от бимо, шамана - священников, которые также владеют языком И и священными писаниями, носят характерные черные одежды и большие шляпы.
С 1980-х годов, с ослаблением религиозных ограничений в Китае, бимоизм подвергся возрождению. В 1996 году был основан Центр исследования культуры бимо. В начале 2010-х годов правительство Китая помогло возрождению бимоистской веры, построив большие храмы и церемониальные комплексы.
Бимо, которые когда-то считалось китайским правительством пропагандистом «отсталой религии», теперь продвигаются как послы культуры И. Они организуют крупномасштабные ритуалы для ежегодного Фестиваля Факела.
Бимоизм Носу, религия подгруппы Носу или Нуосу в И, различает два вида шаманов: бимо и суни, соответственно потомственные и рукоположенные священники. Человек может стать бимо по отцовской линии после периода ученичества или официального признания старого бимо своим учителем. Должен быть избран суни.
Бимо может читать сценарии Йи, а Суни - нет. Оба могут выполнять ритуалы, но только бимо может выполнять ритуалы, связанные со смертью. В большинстве случаев суни совершают лишь некоторые экзорцизмы для лечения болезней. Как правило, суни может происходить только из простого гражданского происхождения, в то время как бимо может происходить как из аристократической, так и из скромной семьи.
Бимо совершает богослужения при рождении, похоронах, свадьбах и праздниках. Их часто можно увидеть на улице, сверяясь с древними письменами. Поклонение И обожествляло предков, как и последователи традиционной китайской религии, кроме богов местной природы: огня, холмов, деревьев, скал, воды, земли, неба, ветра и лесов.
Ритуальные представления играют важную роль в повседневной жизни через исцеление, экзорцизм, благословение, гадания и анализ отношений с богами. Они верят, что драконы (символы поколения) защищают деревни от злых духов. Дракон И представлен в искусстве И иначе, чем в искусстве Хань.
После того, как кто-то умирает, на пороге приносят в жертву свинью или овцу, чтобы поддержать отношения с умершим духом. И верят в многочисленных злых духов. Они верят, что духи вызывают болезни, неурожаи и другие несчастья и населяют все материальные объекты. И также верят в множественность душ. После смерти одна душа остается наблюдать за могилой, в то время как другая в конечном итоге перевоплощается в некую живую форму.