Конфуцианская церковь (китайский : 孔 教会; пиньинь : Kǒng jiàohuì или пиньинь : Rú jiàohuì) - конфуцианский религиозный и социальный институт конгрегационного типа. Впервые она была предложена Кан Ювэем (1858-1927) в конце 19 века в качестве государственной религии Цинского Китая по европейской модели.
Модель «конфуцианской церкви» позже была воспроизведена зарубежными китайскими общинами, которые основали независимые конфуцианские церкви, действующие на местном уровне, особенно в Индонезии и Соединенные Штаты.
Примерно с 2000 года в современном Китае наблюдается возрождение конфуцианства, что вызвало распространение конфуцианских академий (китайский : 书院; пиньинь : шуюан ); открытие и повторное открытие храмов Конфуция ; новый феномен низовых конфуцианских общин или конгрегаций (кит. : 社区 儒学; пиньинь : shèqū rúxué); и возобновленные разговоры о национальной «конфуцианской церкви». При участии многих конфуцианских лидеров 1 ноября 2015 года была создана национальная Святая конфуцианская церковь (кит. : 孔 圣 会; пиньинь : Kngshènghuì); его нынешним духовным лидером является Цзян Цин.
Идея «конфуцианской церкви» как государственной религии Китая был подробно предложен Кан Ювэем в рамках ранних новоконфуцианских усилий по возрождению социальной значимости конфуцианства. Идея была предложена в то время, когда конфуцианство не было институционализировано, после краха династии Цин и Китайской империи. Канг смоделировал свой идеал «конфуцианской церкви» по образцу европейских национальных христианских церквей - иерархических и централизованных учреждений, тесно связанных с государством, с местными церковными отделениями, воскресными молитвами и хорами, миссиями, журналами и даже крещениями, посвященными поклонению и распространению учение Конфуция.
Большое сообщество конфуцианских литераторов, оставшихся без организации или выхода для своих ритуалов, ценностей и идентичности после распада государственного конфуцианства, поддерживало такие проекты. Подобные модели также были приняты различными недавно созданными конфуцианскими народными религиозными сектами, такими как Xixinshe, Daode Xueshe и Wanguo Daodehui.
Конфуцианская церковь была основана в 1912 году учеником Канга, Чэнь Хуаньчжана, и в течение нескольких лет он открыл 132 филиала в Китае. С 1913 по 1916 год велись важные дебаты о том, должно ли конфуцианство стать государственной религией (го цзяо) и, таким образом, быть вписано в конституцию Китая. Этого не произошло, и антирелигиозные кампании в 1920-х годах привели к полному роспуску конфуцианской церкви.
Хотя идея Канга не была реализована в Китае, она была реализована вперед в Гонконге и среди заграничных китайцев. Гонконгское отделение движения Канга стало известно как «Конфуцианская академия » (孔教 学院), а индонезийское отделение стало Высшим советом конфуцианской религии в Индонезии.. Члены верят в Тиан с Конфуцием в качестве пророка (индонезийский : наби). Китайцы в Соединенных Штатах основали независимые местные конфуцианские церкви, такие как Церковь Конфуция в Сакраменто или Церковь Конфуция в Салинасе.
В современном Китае конфуцианское возрождение 21-го века развило множество взаимосвязанных способов: распространение конфуцианских академий, возрождение конфуцианских обрядов и рождение новых форм конфуцианской деятельности на местном уровне, например, конфуцианские общины. Некоторые ученые рассматривают реконструкцию ассоциаций китайского происхождения и их родовых святынь, а также культов и храмов, поклоняющихся естественным и национальным богам из других китайских традиционных религий, как часть возрождения конфуцианства..
Другие группы, связанные с возрождением, включают народные религии или религии спасения, имеющие конфуцианскую направленность. Конфуцианские церкви, например Идан сюэтан (一 耽 学堂) в Пекине, Мэнмутан (孟母 堂) в Шанхае, Путь Богов согласно конфуцианской традиции, церкви Феникса и Конфуцианское братство (儒教 道 坛; Rújiào Dàotán) на севере Фуцзянь быстро распространились за годы с момента их основания. Святилища предков семьи Конг также вновь открылись, как и церкви с конфуцианским обучением.
Гонконг Конфуцианская академия расширила свою деятельность на материк, сооружая статуи Конфуция, конфуцианские больницы, восстановление храмов и спонсирование других мероприятий. В 2009 году Чжоу Бэйчэн основал Святой Зал Конфуция (孔圣堂; Kǒngshèngtáng) в Шэньчжэне, вдохновленный идеей Кан Ювэя о конфуцианской церкви. Он также связан с Федерацией конфуцианской культуры в Qufu, общенациональным движением конгрегаций и гражданских организаций, которое было объединено в 2015 году как Святая конфуцианская церковь (孔 圣 会; Kǒngshènghuì).
храмы китайской народной религии и родственные святыни предков иногда выбирают конфуцианскую литургию в особых случаях (это называется 儒 rú, или иногда zhèngtǒng; 'ортопракс ритуальный стиль'), во главе с конфуцианским ритуалом мастера (礼 生; lǐshēng), которые поклоняются закрепленным богам вместо даосских или других популярных ритуалов. «Конфуцианские бизнесмены» (rushang; «образованный бизнесмен») - это недавно возрожденный термин для обозначения людей среди предпринимательской или экономической элиты, которые осознают свою социальную ответственность и поэтому применяют конфуцианские культурные практики в своем бизнесе.
Современные Новые конфуцианские ученые Цзян Цин и Кан Сяогуан являются одними из самых влиятельных сторонников кампании по созданию национальной «конфуцианской церкви». Цзян Цин - нынешний духовный лидер Святой конфуцианской церкви.