Альтернативная медицина | |
---|---|
Заявления | Заявления о здоровье, связанные с китайской диетой |
Связанные области | Традиционная китайская медицина |
Китайская пищевая терапия (упрощенный китайский : 食疗; традиционный китайский : 食療; пиньинь : шилиао; букв. : «пищевая терапия», также называемая диетическая терапия и диетическая терапия ) - это режим диеты, уходящий корнями в китайские представления о влиянии пищи на человеческий организм и сосредоточился на таких понятиях, как умеренное питание. Его основные предписания представляют собой смесь даосской теории усин и концепций, взятых из современного представления традиционной китайской медицины.
Пищевая терапия уже давно является распространенным подходом к здоровью среди китайцев как в Китае, так и за рубежом, и был популяризирован среди западных читателей в 1990-х годах с публикацией таких книг, как «Дао здорового питания» (Flaws 1995a) и мудрость китайской кухни (Young 1999).
Ряд древних китайских кулинарных книг и трактатов о еде (ныне утерянных) демонстрируют ранний китайский интерес к еде, но нет сведений о его медицинском значении. Литература о "питательной жизни" (养生; 養生; yǎng shēng) объединяла советы по еде с более широкими советами о том, как достичь бессмертия. Однако такие книги r, являются только предшественниками «диетической терапии», потому что они не описывают систематически действие отдельных продуктов питания. В томе «Ферментации и пищевая наука» книги Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае» Х.Т. Хуанг рассматривает рецепты пятидесяти двух болезней (около 200 г. до н. Э.) И Внутренний Канон Желтого Императора как предшественник традиции "диетической терапии", первый потому, что он рекомендует пищевые продукты как лекарство от различных болезней, второй потому, что он обсуждает влияние еды на здоровье. В литературе по materia medica, примером которой является Shennong Bencao Jing (I век н.э.), также обсуждались пищевые продукты, но без особого внимания к ним.
В Shiliao Bencao говорилось, что многие части кабана можно было бы использовать терапевтически. Камни вепря , измельченные и отварные могли лечить эпидемии. Сожженные и проглоченные зубы кабана могут облегчить симптомы укусов змей. И рафинированный жир кабана, употребляемый с зерновым вином, может помочь кормящим женщинам производить больше молока.Самый ранний сохранившийся текст китайской диеты - это глава Сунь Симиао «Рецепты стоимостью в тысячу золота». (千金 方; qiānjīn fāng), которая была завершена в 650-х годах во время династии Тан. Работа Сан содержит самое раннее известное использование термина «пищевая (или диетическая) терапия» (шиляо). Сан заявил, что он хотел представить современные знания о еде, чтобы люди сначала обращались к еде, а не к лекарствам, когда страдали от болезни. Его глава состоит из 154 статей, разделенных на четыре части - о фруктах, овощах, злаках и мясе - в которых Сунь объясняет свойства отдельных продуктов питания с помощью концепций, заимствованных из Внутреннего канона Желтого Императора: ци, внутренности и жизненная эссенция (精; jīng), а также соответствия между пятью фазами, «пятью вкусами» (кислым, горьким, сладким, острым и соленым) и пять зерен. Он также установил большое количество «диетических запретов» (食 禁; shíjìn), некоторые из которых основаны на календарных представлениях (нет водяных каштанов на 7-м месяце), другие - на предполагаемом взаимодействии между продукты (не чистое вино с кониной) или разные вкусы.
Ученик Сунь Симиао Мэн Шэнь (孟 诜; 孟 詵; 621–713) составил первую работу, полностью посвященную терапевтической ценности пищи: Materia Dietetica (食疗 本草; 食療 本草; Shíliáo běncǎo; «Материя медика пищевой терапии»). Это произведение не сохранилось, но оно цитировалось в более поздних текстах - например, в японском тексте 10 века Ишинпо - и его фрагмент был найден среди манускриптов Дуньхуана. Сохранившиеся отрывки показывают, что Мэн придавал меньшее значение диетическим запретам, чем Сунь, и что он давал информацию о том, как готовить пищевые продукты, а не просто описывал их свойства. Работы Сунь Симиао и Мэн Шэнь положили начало жанру materia dietetica и повлияли на его развитие в последующие столетия.
В Китае появилось множество литературы, посвященной лечебному использованию продуктов питания. В работе середины девятого века, ныне утерянной, под названием «Откровенные взгляды диетолога-врача» (упрощенный китайский : 食 医 心 鉴; традиционный китайский : 食 醫 心 鑑) обсуждается, как еда может лечить различные расстройства, в то время как в нескольких работах из династии Сун (960–1279) объясняется, как кормить пожилых людей, чтобы продлить их жизнь.
В начале 14 века Ху Сихуэй, который был великим диетологом (упрощенный китайский : 饮 膳 太医; традиционный китайский : 飲 膳 太醫; пиньинь : yǐnshàn tàiyī) в При дворе монгольской династии Юань (1260–1368) был составлен трактат под названием «Правильные и необходимые вещи для еды и питья императора» (китайский : 饮 膳 正要; пиньинь : yǐnshàn zhèngyào), который до сих пор признан в Китае классикой как materia medica, так и materia dietetica. Под влиянием кулинарных и медицинских традиций тюрко-исламского мира и включения монгольских продуктов питания, таких как баранина, в свои рецепты, трактат Ху интерпретировал эффекты пищи в соответствии со схемой соответствий между пятью фазами, которые недавно были систематизированы северокитайскими медицинскими писателями династии Цзинь (1115–1234) и эпохи Юань. До этого периода пищевые материалы еще не были полностью отнесены к пяти ароматам, систематически коррелированным с конкретными внутренними органами и терапевтическими эффектами.
Китайское понимание терапевтических эффектов пищи имело влияние в Восточной Азии. Китайские диетические труды, цитируемые в японских работах еще в 10 веке, сформировали корейскую литературу о еде в период (1392–1897). В конце 17 - начале 18 веков императорский двор династии Цин (1644–1912) приказал перевести несколько работ по китайской пищевой терапии на маньчжурский.
Хотя предписания китайской пищевой терапии не являются систематическими или идентичными во все времена и в разных местах, некоторые основные концепции можно выделить. Один из центральных постулатов состоит в том, что «лекарства и продукты питания имеют общее происхождение», и поэтому пищевые материалы могут использоваться для предотвращения или лечения заболеваний. Как и лекарственные препараты, продукты питания классифицируются как «горячие» (热; 熱; rè) или «охлаждающие» (凉; 涼; liáng). В общепринятом понимании «горячая» или «горячая» пища обычно «высококалорийна, подвергается сильному нагреву при приготовлении, имеет острый или горький или« горячий »цвет (красный, оранжевый)» и включает красное мясо, внутренности, выпечка и фритюр, а также алкоголь. Их следует избегать летом, и их можно использовать для лечения «холодных» заболеваний, таких как чрезмерная бледность, водянистый кал, усталость, озноб и низкая температура тела, вызванные рядом возможных причин, включая анемию. Зеленые овощи - наиболее типичная «охлаждающая» или «холодная» пища, которая является «низкокалорийной, водянистой, успокаивающей или кислой по вкусу или« прохладной »по цвету (беловатой, зеленой)». Их рекомендуют при «горячих» состояниях: сыпи, сухости или покраснении кожи, изжоге и других «симптомах, похожих на ожог», а также при боли в горле, опухших деснах и запорах.
Более подробно При систематическом понимании каждое лекарство или продукт питания имеет один из пяти вкусов: кислый, сладкий, горький, острый (или «едкий») и соленый. Помимо описания вкуса пищи, каждый из этих «ароматов» предположительно оказывает специфическое воздействие на определенные внутренние органы. Кислый вкус, например, оказывает «сужающее и смягчающее действие» и «может смягчать печень и контролировать диарею и потоотделение», тогда как «горькая» пища может «очистить сердце от огня», уменьшить чрезмерное количество жидкости, вызвать диарею и усилить сердце «Инь».
На английском языке мало исследований, посвященных научной обоснованности этих верований и практик. Несколько исследований, проведенных в Китае, показывают, что диета, разработанная в соответствии с предписаниями китайской пищевой терапии, может помочь контролировать артериальное давление, но эти исследования основаны на других диагностических категориях, чем те, которые используются доказательной медициной. («Дефицит Инь» вместо гипертония ), и в основном на качественных и концептуальных данных, а не на современных рандомизированных контролируемых исследованиях. Следовательно, утверждения об эффективности более слабые в научных доказательствах, чем утверждения, основанные на смешанных питательных продуктах, и продемонстрировали влияние на здоровье обширными клиническими исследованиями, такими как диета DASH или.