Китайская пищевая терапия

редактировать
Китайская пищевая терапия
Альтернативная медицина
ЗаявленияЗаявления о здоровье, связанные с китайской диетой
Связанные областиТрадиционная китайская медицина

Китайская пищевая терапия (упрощенный китайский : 食疗; традиционный китайский : 食療; пиньинь : шилиао; букв. : «пищевая терапия», также называемая диетическая терапия и диетическая терапия ) - это режим диеты, уходящий корнями в китайские представления о влиянии пищи на человеческий организм и сосредоточился на таких понятиях, как умеренное питание. Его основные предписания представляют собой смесь даосской теории усин и концепций, взятых из современного представления традиционной китайской медицины.

Пищевая терапия уже давно является распространенным подходом к здоровью среди китайцев как в Китае, так и за рубежом, и был популяризирован среди западных читателей в 1990-х годах с публикацией таких книг, как «Дао здорового питания» (Flaws 1995a) и мудрость китайской кухни (Young 1999).

Содержание

  • 1 Истоки
  • 2 Более поздняя история
  • 3 Основные принципы
  • 4 Научные оценки
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Процитированные работы
  • 7 Дополнительная литература

Происхождение

Ряд древних китайских кулинарных книг и трактатов о еде (ныне утерянных) демонстрируют ранний китайский интерес к еде, но нет сведений о его медицинском значении. Литература о "питательной жизни" (养生; 養生; yǎng shēng) объединяла советы по еде с более широкими советами о том, как достичь бессмертия. Однако такие книги r, являются только предшественниками «диетической терапии», потому что они не описывают систематически действие отдельных продуктов питания. В томе «Ферментации и пищевая наука» книги Джозефа Нидхэма «Наука и цивилизация в Китае» Х.Т. Хуанг рассматривает рецепты пятидесяти двух болезней (около 200 г. до н. Э.) И Внутренний Канон Желтого Императора как предшественник традиции "диетической терапии", первый потому, что он рекомендует пищевые продукты как лекарство от различных болезней, второй потому, что он обсуждает влияние еды на здоровье. В литературе по materia medica, примером которой является Shennong Bencao Jing (I век н.э.), также обсуждались пищевые продукты, но без особого внимания к ним.

В Shiliao Bencao говорилось, что многие части кабана можно было бы использовать терапевтически. Камни вепря , измельченные и отварные могли лечить эпидемии. Сожженные и проглоченные зубы кабана могут облегчить симптомы укусов змей. И рафинированный жир кабана, употребляемый с зерновым вином, может помочь кормящим женщинам производить больше молока.

Самый ранний сохранившийся текст китайской диеты - это глава Сунь Симиао «Рецепты стоимостью в тысячу золота». (千金 方; qiānjīn fāng), которая была завершена в 650-х годах во время династии Тан. Работа Сан содержит самое раннее известное использование термина «пищевая (или диетическая) терапия» (шиляо). Сан заявил, что он хотел представить современные знания о еде, чтобы люди сначала обращались к еде, а не к лекарствам, когда страдали от болезни. Его глава состоит из 154 статей, разделенных на четыре части - о фруктах, овощах, злаках и мясе - в которых Сунь объясняет свойства отдельных продуктов питания с помощью концепций, заимствованных из Внутреннего канона Желтого Императора: ци, внутренности и жизненная эссенция (精; jīng), а также соответствия между пятью фазами, «пятью вкусами» (кислым, горьким, сладким, острым и соленым) и пять зерен. Он также установил большое количество «диетических запретов» (食 禁; shíjìn), некоторые из которых основаны на календарных представлениях (нет водяных каштанов на 7-м месяце), другие - на предполагаемом взаимодействии между продукты (не чистое вино с кониной) или разные вкусы.

Ученик Сунь Симиао Мэн Шэнь (孟 诜; 孟 詵; 621–713) составил первую работу, полностью посвященную терапевтической ценности пищи: Materia Dietetica (食疗 本草; 食療 本草; Shíliáo běncǎo; «Материя медика пищевой терапии»). Это произведение не сохранилось, но оно цитировалось в более поздних текстах - например, в японском тексте 10 века Ишинпо - и его фрагмент был найден среди манускриптов Дуньхуана. Сохранившиеся отрывки показывают, что Мэн придавал меньшее значение диетическим запретам, чем Сунь, и что он давал информацию о том, как готовить пищевые продукты, а не просто описывал их свойства. Работы Сунь Симиао и Мэн Шэнь положили начало жанру materia dietetica и повлияли на его развитие в последующие столетия.

Более поздняя история

В Китае появилось множество литературы, посвященной лечебному использованию продуктов питания. В работе середины девятого века, ныне утерянной, под названием «Откровенные взгляды диетолога-врача» (упрощенный китайский : 食 医 心 鉴; традиционный китайский : 食 醫 心 鑑) обсуждается, как еда может лечить различные расстройства, в то время как в нескольких работах из династии Сун (960–1279) объясняется, как кормить пожилых людей, чтобы продлить их жизнь.

В начале 14 века Ху Сихуэй, который был великим диетологом (упрощенный китайский : 饮 膳 太医; традиционный китайский : 飲 膳 太醫; пиньинь : yǐnshàn tàiyī) в При дворе монгольской династии Юань (1260–1368) был составлен трактат под названием «Правильные и необходимые вещи для еды и питья императора» (китайский : 饮 膳 正要; пиньинь : yǐnshàn zhèngyào), который до сих пор признан в Китае классикой как materia medica, так и materia dietetica. Под влиянием кулинарных и медицинских традиций тюрко-исламского мира и включения монгольских продуктов питания, таких как баранина, в свои рецепты, трактат Ху интерпретировал эффекты пищи в соответствии со схемой соответствий между пятью фазами, которые недавно были систематизированы северокитайскими медицинскими писателями династии Цзинь (1115–1234) и эпохи Юань. До этого периода пищевые материалы еще не были полностью отнесены к пяти ароматам, систематически коррелированным с конкретными внутренними органами и терапевтическими эффектами.

Китайское понимание терапевтических эффектов пищи имело влияние в Восточной Азии. Китайские диетические труды, цитируемые в японских работах еще в 10 веке, сформировали корейскую литературу о еде в период (1392–1897). В конце 17 - начале 18 веков императорский двор династии Цин (1644–1912) приказал перевести несколько работ по китайской пищевой терапии на маньчжурский.

Основные принципы

Хотя предписания китайской пищевой терапии не являются систематическими или идентичными во все времена и в разных местах, некоторые основные концепции можно выделить. Один из центральных постулатов состоит в том, что «лекарства и продукты питания имеют общее происхождение», и поэтому пищевые материалы могут использоваться для предотвращения или лечения заболеваний. Как и лекарственные препараты, продукты питания классифицируются как «горячие» (热; 熱; rè) или «охлаждающие» (凉; 涼; liáng). В общепринятом понимании «горячая» или «горячая» пища обычно «высококалорийна, подвергается сильному нагреву при приготовлении, имеет острый или горький или« горячий »цвет (красный, оранжевый)» и включает красное мясо, внутренности, выпечка и фритюр, а также алкоголь. Их следует избегать летом, и их можно использовать для лечения «холодных» заболеваний, таких как чрезмерная бледность, водянистый кал, усталость, озноб и низкая температура тела, вызванные рядом возможных причин, включая анемию. Зеленые овощи - наиболее типичная «охлаждающая» или «холодная» пища, которая является «низкокалорийной, водянистой, успокаивающей или кислой по вкусу или« прохладной »по цвету (беловатой, зеленой)». Их рекомендуют при «горячих» состояниях: сыпи, сухости или покраснении кожи, изжоге и других «симптомах, похожих на ожог», а также при боли в горле, опухших деснах и запорах.

Более подробно При систематическом понимании каждое лекарство или продукт питания имеет один из пяти вкусов: кислый, сладкий, горький, острый (или «едкий») и соленый. Помимо описания вкуса пищи, каждый из этих «ароматов» предположительно оказывает специфическое воздействие на определенные внутренние органы. Кислый вкус, например, оказывает «сужающее и смягчающее действие» и «может смягчать печень и контролировать диарею и потоотделение», тогда как «горькая» пища может «очистить сердце от огня», уменьшить чрезмерное количество жидкости, вызвать диарею и усилить сердце «Инь».

Научные оценки

На английском языке мало исследований, посвященных научной обоснованности этих верований и практик. Несколько исследований, проведенных в Китае, показывают, что диета, разработанная в соответствии с предписаниями китайской пищевой терапии, может помочь контролировать артериальное давление, но эти исследования основаны на других диагностических категориях, чем те, которые используются доказательной медициной. («Дефицит Инь» вместо гипертония ), и в основном на качественных и концептуальных данных, а не на современных рандомизированных контролируемых исследованиях. Следовательно, утверждения об эффективности более слабые в научных доказательствах, чем утверждения, основанные на смешанных питательных продуктах, и продемонстрировали влияние на здоровье обширными клиническими исследованиями, такими как диета DASH или.

См. Также

  • флаг Китайский портал
  • значок Пищевой портал

Ссылки

Цитаты

Цитированные работы

  • Андерсон, Юджин Н.. (2013), «Народная диетическая терапия в современном Китае», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и целительство: иллюстрированная история, Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 259–260, ISBN 978-0- 674-04737-2.
  • Барнс, Линда Л. (2013), «Мир китайской медицины и исцеления: Часть вторая», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история, Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 334–378, ISBN 978-0- 674-04737-2.
  • Buell, Paul D.; Андерсон, Юджин Н. (2010), Суп для Кан, второе исправленное и расширенное издание, Лейден и Бостон: Брилл, ISBN 978-90-04-18020-8
  • Энгельхардт, Ute (2001), «Диетология в Танском Китае и первые сохранившиеся работы по materia dietetica», в Элизабет Сю (ред.), Инновации в китайской медицине, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 173–191, ISBN 0-521-80068-4.
  • Flaws, Боб (1995a), Дао здорового питания: диетическая мудрость согласно традиционной китайской медицине, Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press.
  • Flaws, Боб (1995b), Книга Джука: китайские лечебные каши - здоровая альтернатива типичному западному завтраку, Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press.
  • Хэнсон, Марта (2003), «Золотое зеркало в императорском дворе Цяньлун Император, 1739-1742 гг. ", Ранняя наука и медицина, 8 (2): 108–47, doi : 10.1163 / 157338203X00035, JSTOR 4130134, PMID 15043047
  • Хуанг, HT (2000), Science and Civ ilization in China, Volume VI, Part 5, Fermentations and Food Science, Cambridge, Eng.: Cambridge University Press
  • Lo, Vivienne (2005), «Удовольствие, запрет и боль: еда и медицина в традиционном Китае», в Роэл Стеркс (редактор), «Тренога и небо: еда, политика и религия в традиционном Китае», Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, стр. 163–85, doi : 10.1057 / 9781403979278_9, ISBN 978-1-349-52746-5
  • Ро, Санг-хо (2016), «Поваренные книги и писательницы в Корее позднего Чосона», Сеульский журнал корейских исследований, 29 (1): 133–57, doi : 10.1353 / seo.2016.0000 - через MUSE (требуется подписка)
  • Саймондс, Нина (1999), Ложка имбиря: неотразимые полезные для здоровья рецепты из азиатских кухонь, Нью-Йорк: Knopf.
  • Цанг, Ка Бо (1996), «Chinese Pig Tales», Archeology, 49 (2): 52 –57, JSTOR 41770593
  • Янг, Грейс (1999), «Мудрость китайской кухни: классические семейные рецепты для празднования и исцеления», Нью-Йорк : Саймон и Шустер.
  • Чжао, Чжо; Эллис, Джордж (1998), Лечебная кухня Китая: 300 рецептов яркого здоровья и долголетия, Рочестер, Вермонт: Healing Arts Press.

Дополнительная литература

  • Цай, Цзиньфэн (1988), Eating Your Way to Health: Dietotherapy в традиционной китайской медицине, Пекин: Foreign Language Press.
  • Фаркуар, Джудит (1994), «Еда китайской медицины», Культурная антропология, 9 (4): 471–97, doi : 10.1525 / can.1994.9.4.02a00020, JSTOR 656385
  • Недостатки, Боб; Вулф, Хонора Л. (1983), Повар принца Вэнь Хуэя: Китайская диетическая терапия, Бруклин, Массачусетс: Paradigm Publications.
  • Кастнер, Йорг (2008), Китайская диетическая терапия: диетология в традиционной китайской медицине, Thieme Medical Publishers, ISBN 978-3131309624.
  • Лю, Цзилинь; и др., ред. (1995), Китайская диетическая терапия, Эдинбург: Черчилль Ливингстон.
  • Лу, Генри К. (1986), Китайская система пищевых лечебных, профилактических и лечебных средств, Нью-Йорк: Sterling Publ. Co., ISBN 9789679782530.
  • Лу, Гвэй-джен; Нидхэм, Джозеф (1951), «Вклад в историю китайской диетологии», Isis, 42 (1): 13–20, doi : 10.1086 / 349229, JSTOR 226660, PMID 14831972
  • Топли, Марджори (1970), «Традиционные китайские идеи и лечение болезней: два Примеры из Гонконга ", Man, New Series, 5 (3): 421–37, doi : 10.2307 / 2798950, JSTOR 2798950
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:34:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте