Заилизм. 在理 教 Zàilǐjiào | |
---|---|
Тип | Китайская спасительная религия |
Основатель | Ян Цзай |
Происхождение | 17 век. Тяньцзинь |
Члены | 1948: 15 миллионов |
Другое имя (имена) | Лиизм, Врата Принципа (理 门 Lǐmén), White-Clad Way (白衣 道), Octagon Way (八方 道) |
Официальный сайт | http://www.liism.org/ |
Заилизм (在理 教, «Путь непоколебимого принципа») или лиизм (理 教), также известный как байидао (白衣 道«Бело-одетый путь») или Бафандао (八方 道 «восьмиугольный путь»), это китайская народная религиозная секта севера Китая, основанная в 17-м веке. века Ян Цзая. Он претендует на даосскую идентичность и сосредоточен на поклонении Гуаньинь как воплощению принципа вселенной, «Единственного Бога Безграничного» (无极 只 神 Wújí Zhīshén).
Заилизм был основан на закате династии Мин Ян Цзай (1621-1754; он же Ян Чэнцин или Ян Рулай), обладатель степени цзиньши от Цзимо, Шаньдун. Несмотря на желание занять официальную должность, Ян остался в Дзимо, чтобы заботиться о своей престарелой матери. После ее смерти он стал религиозным лидером, и существуют разные версии того, как это произошло. Некоторые источники связывают это с видением или встречей с Гуаньинь.
. Он определенно мигрировал в горы округа Цзи в Тяньцзине. Здесь он провел десять лет в медитации в пещере Ланьшуй, очистился и сформулировал свои философские учения, основанные на восьми запретах (ба цзе). В возрасте восьмидесяти лет он взял десять учеников, которых послали в разные стороны для распространения учения. Ян, благодаря своим техникам медитации и утонченности, по общему мнению, умер в возрасте 133.
Религия официально утвердилась в Тяньцзине, а к середине 18-го века. века он распространился по всему северному Китаю. Массовое последование было основано на работах Инь Руо (1729–1806; он же Инь Лайфэн и Инь Чжуншань), второго великого патриарха в истории секты. В 1766 году Инь основал первый общий дом (гун суо) в пригороде Тяньцзиня; общие дома стали основными и характерными организационными единицами заилизма. Это и храмы, и дома собраний, а ранние общие дома были комнатами в частных домах и деревенских храмах. К раннему республиканскому периоду некоторые из них превратились в сложные комплексы зданий и дворов.
Общие дома управлялись двумя уровнями руководства: ритуальным и административным. Ритуальными служителями были данцзя, целомудренные мужчины, соблюдающие строгий режим самосовершенствования. В Тяньцзине в каждом общем доме был один данцзя, который в большей степени, чем приходские священники, были святыми людьми и образцами морали, которые проводили несколько ежегодных ритуалов секты. Административным партнером был «управляющий» (chengbanren), мирянин, который заботился о повседневной деятельности в общем доме.
Распространение заилизма не осталось незамеченным, а в 19 веке династия Цин официальные лица проводили различные исследования, чтобы проверить ортодоксальность секты, всегда приходя к выводу, что она ортодоксальна и вносит свой вклад в экономику и нравственность населения. Некоторые официальные лица посоветовали трону не только признать секту, но даже поддержать ее, чтобы противостоять растущему влиянию христианства.
. В 1891 году заилийские ложи возглавили восстание в Рехе, в климате ханьских китайцев недовольство привилегиями монгольской знати и католической церкви. Хотя восстание было подавлено, напряженность накалилась и вновь возникла в Восстании боксеров на рубеже веков.
Секта быстро росла в последние годы правления династии Цин и в первые годы правления династии Цин. республика. Приверженцы заилийского владычества управляли большим количеством лож и захватили несколько заброшенных храмов других религий. К концу 19 века он уже утвердился в Маньчжурии, а к началу 20 века стал приобретать национальный характер. Он распространился даже среди этнических китайцев в России. К 1920-м годам секта имела устойчивое присутствие во всех крупных городах Китая, и когда провинция Цзянсу объявила ее вне закона в 1929 году, влиятельные лидеры Пекина, Тяньцзиня и Шанхая обратились к национальному правительству с просьбой снять запрет. В августе 1929 года Министерство внутренних дел дало явное одобрение заилийству.
Заилизм вернулся в китайскую провинцию Хэбэй с конца 1990-х годов. Он также насчитывает 186 000 членов в Тайване, что составляет 0,8% от общей численности населения. Есть Китайская объединенная церковь лиизма (中华 理 教 总会 Zhōnghuá Lǐjiào Zǒnghuì) и другие более мелкие организации.
Наиболее характерным элементом заилизма является упор на физическую чистоту и воздержание от веществ, вызывающих привыкание. Заилизм распространился по мере того, как его члены основывали благотворительные организации и выступали за воздержание от алкоголя, табака и опиума, а также предлагали лекарства для наркоманов. Последователи Дзаили создали центры реабилитации наркоманов с использованием лекарственных трав и техник самосовершенствования (чжэншэнь), которые, как говорят, полностью излечивают двести наркоманов в год.
Члены Заили также основали "Генеральную ассоциацию Китая по профилактике алкоголя" и табак согласно праведно-добрым учениям "(中華 全國 理 善 勸戒 煙酒 總會 Zhōnghuá quánguó lǐ shàn quàn jièyān jiǔ zǒng huì), что было признано правительством Юань Шикая в июне 1913 г.