Шангди

редактировать
Ежегодное небесное жертвоприношение (祭天 jìtiān) в честь Высшего Божества, Небесного Правителя (皇天 上帝 Huángtiān Shàngdì) проводится в Храм Неба в Пекине. Государственная пышность и различные конфуцианские религиозные группы способствовали возрождению поклонения Высшему Божеству в 2000-х. Китайское представление о верховном Боге

Шангди (Китайский : 上帝; пиньинь : Шангди; Уэйд-Джайлс : Шан Ти), также пишется просто: «Император » (Китайский : 帝; пиньинь : Ди), это китайский термин, обозначающий «Высшее Божество» или «Высшее Божество» в теологии классических текстов, особенно происходящий из теологии Шан и найти аналог в более позднем Тянь («Небеса» или «Великое Целое») Чжоу теологии.

Хотя в китайской религии употребление «Тянь» для относятся к абсолютному Бог в вселенной преобладает, «Шангди» по-прежнему используется в различных традициях, включая некоторые философские школы, некоторые разновидности конфуцианства, некоторые китайские спасительные религии (особенно Игуандао ) и китайские Протестантское христианство. Кроме того, этот термин широко используется в современных и светских обществах Китая, Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежных китайцев, как правило, для обозначения единственного универсального божества и нерелигиозного перевода для Бога в авраамических религиях.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
    • 2.1 Династия Шан
    • 2.2 Династия Чжоу
    • 2.3 Династия Хань
  • 3 Идентификация
    • 3.1 Прародитель Шан
    • 3.2 Шангди как небесный полюс
    • 3.3 Современный конфуцианство
      • 3.3.1 Поклонение
    • 3.4 Конфликт с концепцией Единого Универсального Бога
  • 4 См. Также
    • 4.1 Другое
    • 4.2 Сравнение
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Цитаты
    • 6.2 Источники
Этимология
Графы оракульного письма Шан для 帝 Dì, верховного Бога как небесного полюса.

«Шан Ди» - это пиньинь латинизация двух китайских иероглифов. Первый - , Shàng - означает «высокий», «высший», «первый», «изначальный»; второй - , Dì - обычно рассматривается как сокращение от huangdi (皇帝) в современном китайском языке, титул императоров Китая, впервые примененный Цинь Ши Хуаном, и обычно переводится как «император». Само слово происходит от Три "Хуан" и Пять "Ди", включая Желтый Император (Хуанди 黃帝), мифологический создатель китайской цивилизации и предок китайской расы. Однако 帝 относится к Высшему Богу Шан, таким образом, означает «божество» (проявленный бог). Таким образом, имя Шангди следует переводить как «Высшее божество», но оно также имеет подразумеваемое значение «Изначальное божество» или «Первое божество» на классическом китайском языке. Божество предшествовало титулу, и императоры Китая были названы в его честь в роли Тяньцзы, сыновей Неба. В классических текстах высшее представление о небесах часто отождествляется с Шанг Ди, который описывается несколько антропоморфно. Он также ассоциируется с полярной звездой. Концепции Верховного Правителя (Шан Ди) и Возвышенных Небес (Хуан-тянь) впоследствии сливаются или поглощают друг друга.

История

Династия Шан

Костяное письмо оракула, самая ранняя известная форма китайского.

Самые ранние упоминания о Шангди встречаются в оракульной кости надписях династии Шан во 2-м тысячелетии до нашей эры, хотя более поздняя работа Классик истории утверждает, что Император Шунь приносил ему ежегодные жертвы, даже до Династии Ся.

Шангди считался высшей духовной силой правящая элита Хуасиа во время династии Шан : считалось, что он контролирует победу в битве, успех или неурожай, погодные условия, такие как разливы Желтой реки и судьба королевства. Шангди, кажется, правил иерархией других богов, управляющих природой, а также духами умерших. Эти идеи позже были отражены или продолжены даосским Нефритовым Императором и его небесной бюрократией.

Шангди, вероятно, был более трансцендентным, чем имманентный, действующий только через меньших богов. Шангди считался слишком далеким, чтобы простые смертные поклонялись ему напрямую. Вместо этого короли Шан объявили, что Шангди стал доступным через души своих королевских предков, как в легендарном прошлом, так и в недавних поколениях, когда ушедшие короли Шан присоединились к нему в загробной жизни. Таким образом, императоры могли успешно обращаться к Шангди напрямую. Многие из надписей на костях оракула записывают эти прошения, обычно с молитвами о дожде, но также с просьбой одобрения Шангди на действия государства.

династия Чжоу

В более поздних династиях Шан и Чжоу, Шангди был объединен с Небесами (, Тиан ). Герцог Чжоу оправдал узурпацию своего клана концепцией Небесного Мандата, в котором предполагалось, что защита Шангди не связана с принадлежностью к их клану, а своим справедливым управлением. Шангди был не просто племенем, но, напротив, однозначно хорошей моральной силой, осуществлявшей свою власть в соответствии со строгими стандартами. Таким образом, он мог быть утерян и даже «унаследован» новой династией при условии, что они соблюдали надлежащие ритуалы.

Тем не менее, связь многих ритуалов с кланом Шан означала, что знать Шан продолжала править в нескольких местах (несмотря на свои восстания) и служить советниками при дворе и священниками. Герцог Чжоу даже создал целый церемониальный город в соответствии со строгими космологическими принципами, чтобы вместить в себя аристократию Шан и девять треног, представляющих суверенитет Хуасиа; затем Шан были обвинены в соблюдении Обрядов Чжоу. Аналогичным образом, меньшие дома Шан, рыцарский класс ши, развились непосредственно в образованных конфуцианских дворян и ученых, которые консультировали правителей Чжоу по вопросам придворного этикета и церемоний. Конфуцианские классики продолжили и упорядочили более ранние традиции, включая поклонение Шангди. Все они включают ссылки:

Вхождения Шангди в Пяти классиках
Китайское имяПиньиньАнглийское имяВхождения
書經Шуцзин Классик истории 32 раза
詩經Шицзин Классик поэзии 24 раза
禮記Лиджи Классик обрядов 20 раз
春秋Чуньцю Весна и Осенние летописи 8 раз
易經Ицзин Классика перемен 2 раза

В Четырёх книгах также упоминается Шангди, но, поскольку это более поздняя компиляция, ссылки намного более разреженный и абстрактный. Шангди чаще всего появляется в более ранних работах: этот образец может отражать растущую рационализацию Шангди с течением времени, переход от известного и произвольного племенного бога к более абстрактной и философской концепции или его смешение и поглощение другими божествами.

династия Хань

Ко времени династии Хань влиятельный конфуцианский ученый Чжэн Сюань дал толкование: «Шангди это другое название для Небеса ". Дун Чжуншу сказал: «Небеса - высшая власть, царь богов, которым царь должен восхищаться».

В более поздние эпохи он был широко известен под именем «Небесное правление». Высшее Божество »(皇天 上帝, Huángtiān Shàngdì), и в этом смысле он особенно ассоциируется с даосским Нефритовым императором.

Идентификация

Прародитель Шан

В источниках Шан Ди уже описан как верховный повелитель событий, происходящих в природе, таких как ветер, молния и гром, а также в человеческих делах и политике. Все боги природы задуманы как его посланники или проявления. Источники Шан также подтверждают его космологические Пять министерств. Ди, или Тиан, как объясняется в более поздних текстах, не получил культ из-за того, что он был слишком далек от живых людей, чтобы жертвовать им напрямую. Вместо этого был необходим посредник, такой как предок, чтобы передать Ди подношения живых.

Согласно некоторым выдающимся ученым, включая Го Моруо, Шангди изначально был идентичен Ку (или Куи) или Дику ("Divus Ku"), прародитель (первый предок) линии передачи Zi (子), основатели династии Шан, засвидетельствованные в Шиджи и другие тексты. Согласно этой интерпретации, эта идентификация имела глубокие политические последствия, потому что она означала, что земные цари Шан были сами по рождению аспектами божественности.

Дальнейшие свидетельства из источников Шан предполагают, что не было полной идентификации между во-вторых, поскольку Ди контролирует духов природы, а Куи - нет; Ди часто изображают посылающим «одобрения», в то время как Куи никогда не изображают таким образом; и Куи получил культ, а Ди - нет. Более того, Куи часто апеллируют к «горизонтальным» отношениям с другими силами, подрывая любой его портрет как вершину пантеона.

Шангди как небесный полюс

Давид Панкенье изучал астральное связи Шангди, опираясь на точку зрения, что интерес к небу был центральным персонажем религиозных практик Шан, но также и более ранних Ся и культур Эрлитоу. Особенно интригующим является тот факт, что дворцовые и церемониальные структуры этих культур были тщательно выровнены по небесному полюсу и шествию полярных звезд. Панкенье отмечает, что истинный небесный полюс находится в шаблоне неба, в котором нет значительных звезд, и что различные полюсные звезды - это те, которые находятся ближе всего к этой пустой вершине, что имеет решающее значение.

Он иллюстрирует, как Шан оракульный сценарий для Ди может быть спроецирован на шаблон северного полюса древнего неба таким образом, чтобы его конечные точки соответствовали видимой звезде, в то время как пересечение линейных осей в центре соответствовало пустой небесный полюс. Панкениер утверждает, что верховный Ди отождествлялся с небесным полюсом, идея, известная на более поздних стадиях китайской религии, связанная с тайи 太 一 («Великий»), полностью задокументированная еще в IV веке до нашей эры.

Интерпретация Шанди как небесного полюса, Тайи и Ку, прародителя Шан, не противоречит. Фэн Ши утверждает, что Ку и Ди действительно идентичны. Шан, вероятно, сознательно отождествлял своего предка с универсальным богом, признанным в разных регионах и местных культурах, чтобы узаконить свою власть.

Современный конфуцианство

Современные конфуцианские богословы подчеркивают различия между конфуцианской идеей Шангди, задуманный как трансцендентный и имманентный, и действующий только как правитель мира, и христианская идея Бога, которую они задумывали, противоречит христианской идее божества, которое полностью потусторонний (трансцендентный) и просто творец мира.

Поклонение

Священный алтарь в Храме Неба, Пекин

Как упоминалось выше, жертвоприношения приносили Традиционные китайские истории утверждают, что шанди короля предшествуют династии Ся. сохранившаяся археологическая запись показывает, что Шан, лопатки принесенных в жертву быков использовались для отправки вопросов или общения через огонь и дым в божественное царство, практика, известная как скапулимантия. Из-за жара кости ломались, и королевские прорицатели интерпретировали знаки как ответ Шангди королю. Надписи, используемые для гадания, закапывались в специальные ямы, а те, которые предназначались для практики или записей, после использования закапывались в обычных кусках.

Под Шангди или его более поздними именами божество получало жертвы от правителя Китая каждой китайской династии ежегодно в большом Храме Неба в столице империи. Следуя принципам китайской геомантии, он всегда располагался в южной части города. Во время ритуала закалывали полностью здорового быка и приносили в жертву Шангди. В Книге обрядов говорится, что жертвоприношение должно происходить в «самый длинный день » на алтаре из круглого холма. У алтаря будет три яруса: самый высокий для Шангди и Сына Неба ; второй по величине для солнца и луны; и самый низкий для естественных богов, таких как звезды, облака, дождь, ветер и гром.

Важно отметить, что Шангди никогда не изображается ни изображениями, ни идолами. Вместо этого, в центральном здании Храма Неба, в структуре, называемой «Императорский Хранилище Небес», на троне Хуантьян Шанди (Huangtian Shangdi) хранится «духовная табличка» (神位, shénwèi) с надписью с именем Шангди.皇天 上帝). Во время ежегодного жертвоприношения император переносил эти таблички в северную часть Храма Неба, в место, называемое «Молитвенный зал для хороших урожаев», и помещал их на трон.

Слияние с Концепцией Единственный Вселенский Бог

Это было во времена династий Мин и Цин, когда Иезуит Священник Маттео Риччи представил римский католицизм, идея «Шангди» начала распространяться. применительно к христианской концепции Бога.

Хотя первоначально он использовал термин Тяньчжу (天主; Tiānzhǔ), букв. «Повелитель небес», Риччи постепенно изменил перевод на «Шангди». Его использование Шангди оспаривалось конфуцианцами, поскольку они считали, что концепция Тиан и «Шангди» отличается от концепции Бога христианина: Чжон Шо-шэн в своих книгах заявил, что Шангди только управляет, в то время как Бог христианина является творцом., и таким образом различаются. Перевод Риччи также вызвал недовольство доминиканцев и римской курии; 19 марта 1715 года Папа Климент XI издал Эдикт Ex Illa Die, в котором католики должны использовать «Тяньчжу» вместо «Шангди» для обозначения Бога христианства.

Когда протестантизм вошел в Китай в середине XIX века, протестантские миссионеры также столкнулись с аналогичной проблемой; некоторые предпочитали термин «шангди», а некоторые предпочитали термин шэнь (бог). Конференция, состоявшаяся в 1877 году в Шанхае, на которой обсуждалась проблема перевода, также считала, что «шангди» конфуцианства и христианское представление о Боге различаются по своей природе.

Однако к 20-му веку большинство британских миссионеров, некоторые Католики, китайские православные христиане и евангелисты предпочитали Шангди как связь с коренным китайцем монотеизмом, а также дополнили этот аргумент, связав его с неизвестный бог, как описано в отрывке из Библии в Деяниях 17: 23–31. Католики предпочитали избегать этого из-за компромиссов с местными властями для выполнения своей миссии, а также из-за опасений, что такой перевод может связать христианского Бога с китайским политеизмом.

В настоящее время через светские китайскоязычные СМИ китайские слова «Шангди» и «Тянь» часто используются как перевод единственного универсального божества с минимальной религиозной привязанностью к христианской идее Бога, в то время как конфуцианцы и интеллектуалы в современном материковом Китае и на Тайване пытаются изменить термин в исходное значение. Католики официально используют термин Тяньчжу, в то время как евангелисты обычно используют Шангди и / или Шэнь (神, «Бог»).

См. Также

Другое

Сравнение

Примечания
Ссылки

Цитаты

Источники

Искать 上帝 в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-06-08 03:24:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте