Весенние и осенние летописи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Чуньцю в письме печати (вверху) и обычном (внизу) китайских иероглифах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Китайский | 春秋 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Буквальное значение | «Весна и осень». «Анналы» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Летопись весны и осени или Chunqiu - древняя китайская хроника, основных китайских классиков с древних времен. Анналы - официальная летопись государства Лу, охватывающая 241-летний период с 722 по 481 год до нашей эры. Это самый ранний из сохранившихся китайских исторических текстов, составленных в виде летописи. Поскольку он традиционно считался составленным Конфуцием (после заявления об этом Менция ), он был включен как один из Пяти классиков Китайская литература.
Анналы записывают основные события, которые происходили в Лу в течение каждого года, такие как вступление, браки, смерти и похороны правителей, сражения, соблюдение жертвенных ритуалов, небесные явления, считающиеся важными для ритуалов, и стихийные бедствия. Записи написаны лаконично, в среднем всего 10 символов на запись, и не содержат подробностей о событиях или записи речей.
В течение периода Воюющих царств (475–221 до н.э.) число комментариев к Анналам были созданы, в которых была сделана попытка уточнить или найти более глубокий смысл в кратких записях в Анналах. Комментарий Цзо (Zuo zhuan 左傳), самый известный из этих комментариев, стал самостоятельной классикой и является источником большего количества китайских высказываний и идиом, чем любой другой классический труд.
«Весенние и осенние летописи», вероятно, были составлены в V веке до нашей эры, и, помимо «Бамбуковых летописей», это единственное произведение, сохранившееся до наших дней. период. Ко времени Конфуция, в VI веке до нашей эры, термин «весна и осень» (chūnqiū 春秋, древнекитайский * tʰun tsʰiw) стал означать «год» и был вероятно, становится общим термином для «анналов» или «писцов». Анналы были не единственной работой в своем роде, поскольку многие другие восточные штаты Чжоу также хранили анналы в своих архивах.
Анналы - это сжатые записи переписчиков с краткими записями, в которых фиксируются такие события, как присоединение к престолу, браки, смерти и похороны правителей, сражения, записи жертвоприношений, стихийные бедствия и небесные явления, которые, как полагают, имели ритуальное значение. Записи в среднем имеют длину всего 10 символов; самая длинная запись во всей работе составляет всего 47 символов, а некоторые записи имеют длину всего один символ. Есть 11 записей, которые читаются просто * tung 螽 (пиньинь : zhng), что означает «нашествие насекомых» (вероятно, саранча ).
Некоторые современные ученые задаются вопросом, были ли эти записи изначально предназначены в качестве хроники для читателей и предположили, что записи в Анналах могли быть предназначены как «ритуальные послания, адресованные в первую очередь духам предков».
Поскольку текст этой книги является краткий и ограниченный по содержанию, был составлен ряд комментариев, объясняющих и расширяющих его значения. Книга Хань том 30 содержит пять комментариев:
Текст из комментариев Дзоу или Цзя не сохранился. Сохранившиеся комментарии известны под общим названием Три комментария о Весне и Августе. Умн Анналы. Комментарии Гунъян и Гулян были составлены во II веке до нашей эры, хотя современные ученые предполагали, что они, вероятно, включают более ранние письменные и устные объяснения периода Воюющих царств. Они основаны на различных изданиях «Весенних и осенних летописей» и сформулированы в виде вопросов и ответов.
Комментарий Цзо, также известный как Цзо Чжуань, составленный в начале 4 века до нашей эры, представляет собой общую историю, охватывающую период с 722 по 468 год до нашей эры, который следует за последовательностью правители государства Лу. Современные ученые расходятся во мнениях относительно того, действительно ли это комментарий к «Весенним и осенним летописям» или отдельный труд. В любом случае, ученые сочли его наиболее полезным из трех сохранившихся «комментариев» как в качестве исторического источника для того периода, так и в качестве руководства для интерпретации Анналов.
Анналы - одна из основных китайских классиков, оказавшая огромное влияние на китайский интеллектуальный дискурс на протяжении почти 2500 лет. Это произошло из-за утверждения Мэн-цзы в IV веке до нашей эры, что Конфуций сам редактировал Анналы, утверждение, которое было принято всей китайской научной традицией и оставалось почти неизменным до начала XX века. Лаконичный стиль Анналов был истолкован как сознательная попытка Конфуция передать «высокие принципы тонкими словами» (wēiyán dàyì 微言大義). Не все ученые приняли это объяснение: династия Тан историограф Лю Чжицзи считал, что Комментарий Цзо намного превосходит Анналы, и династия Сун премьер-министр Ван Аньши назвал Летопись «фрагментарной придворной газетой (duànlàn cháobào 斷 爛 朝 報)». Многие западные ученые дали аналогичные оценки: французский китаевед Эдуард Шаванн назвал Анналы «засушливой и мертвой хроникой».
Анналы стали так вспоминать эпоху, в которую они были составлены так, что теперь он широко известен как период весны и осени.