Кость оракула

редактировать
Кусочки бычьей лопатки или пластрона черепахи, которые использовались для пиромантии в Шанском Китае
Кость оракула
Orakelknochen.JPG Кость оракула династии Шан из Шанхайский музей
Китайский 甲骨
Буквальное значениеРакушки и кости

кости оракула (кит. : 甲骨; пиньинь : jiǎgǔ) являются частями бык лопатка или черепаха пластрон, которые использовались для пиромантии - формы гадания - в Древнем Китае, в основном в период позднего династия Шан. Скапулимансия - правильный термин, если бычьи лопатки использовались для гадание, пластромантия, если использовались пластроны черепахи.

Прорицатели задавали божествам вопросы относительно будущей погоды, посевов сельскохозяйственных культур, состояния членов королевской семьи, военных усилий и других подобных тем. Эти вопросы были вырезаны на кости или раковине письмом оракула с помощью острого инструмента. Затем с помощью металлического стержня прикладывали интенсивное тепло до тех пор, пока кость или скорлупа не треснули из-за теплового расширения. Затем предсказатель интерпретировал узор трещин и также записывал прогноз на детали. Пиромантия с костями продолжалась в Китае до династии Чжоу, но вопросы и прогнозы все чаще писались кистями и киноварью чернилами, которые со временем деградировали.

Кости оракула несут самый ранний из известных корпусов древней китайской письменности и содержат важную историческую информацию, такую ​​как полная королевская генеалогия династии Шан. Когда они были обнаружены и расшифрованы в начале двадцатого века, эти записи подтвердили существование Шан, в чем некоторые ученые до этого сомневались.

Содержание

  • 1 Открытие
  • 2 Официальные раскопки
  • 3 Публикация
  • 4 Датировка
  • 5 Шанское предсказание
    • 5.1 Материалы
    • 5.2 Подготовка
    • 5.3 Взлом и интерпретация
  • 6 Археологические свидетельства доаньянской пиромантии
  • 7 На других памятниках
  • 8 Пост-Шанские кости оракула
  • 9 Примечания
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
    • 11.1 Цитируемые работы
  • 12 Внешние ссылки

Discovery

Ван Ижун, китайский политический деятель и ученый, был первым, кто признал кости оракула как древнюю письменность.

Считается, что кости оракула династии Шан периодически раскапывались местные фермеры еще со времен Суй и династий Тан и, возможно, начиная с династии Хань, но местные жители не понимали, что это были за кости и вообще их перезахоронили. В течение XIX века сельские жители, которые копали поля, обнаружили несколько костей и использовали их как «кости дракона» (кит. : 龍骨; пиньинь : lóng gng), ссылка на традиционную китайскую медицину практику измельчения плейстоценовых окаменелостей в тоники или припарки. Фрагменты панциря черепахи были прописаны от малярии, в то время как кости других животных использовались в порошкообразной форме для лечения ножевых ран.

В 1899 году торговец антиквариатом из провинции Шаньдун искал Китайские бронзы в этом районе приобрели у местных жителей несколько костей оракула, некоторые из которых он продал Ван Ижуну, канцлеру Императорской академии в Пекине. Ван был знающим коллекционером китайской бронзы и считается первым человеком в наше время, который распознал отметины на костях оракула как древние китайские надписи, подобные тем, что на бронзах династии Чжоу. Легендарная история рассказывает, что Ван был болен малярией, и его друг-ученый Лю Э навещал его и помогал исследовать его лекарство. Еще до того, как он был измельчен в порошок, они обнаружили, что на нем были странные глифы, которые они, изучив древние бронзовые надписи, признали древними. Как утверждает Сюй Яхуи:

«Никто не может знать, сколько костей оракула до 1899 года было измельчено в традиционных китайских аптеках и исчезло в желудках людей».

Неизвестно, как на самом деле появились Ван и Лю. через эти «кости дракона», но считается, что Ван был первым, кто осознал их значение. Ван покончил жизнь самоубийством в 1900 году в связи с его участием в боксерском восстании, а его сын позже продал кости другу Лю Э., который опубликовал первую книгу натертых надписей на костях оракула в 1903 году. открытие костей оракула быстро распространилось по всему Китаю и среди иностранных коллекционеров и ученых, и рынок костей оракула резко вырос, хотя многие коллекционеры стремились сохранить в секрете местонахождение источника костей. Хотя ученые пытались найти их источник, торговцы антиквариатом ложно утверждали, что кости пришли из Тангиня в провинции Хэнань. В 1908 году ученый Ло Чжэньюй обнаружил источник костей возле Аньяна и понял, что этот район был местом последней столицы династии Шан.

Десятилетия неконтролируемых раскопок послужили топливом для антиквариата. торговля, и многие из этих предметов в конечном итоге попали в коллекции в Европе, США, Канаде и Японии. Первым западным коллекционером был американский миссионер Фрэнк Х. Чалфант (1862–1914). Чалфант также впервые ввел термин «кость оракула» в своей книге «Ранняя китайская письменность» 1906 года, которая затем была заимствована на китайском языке как «цзиго 甲骨» в 1930-х годах.

Лишь небольшое количество дилеров и коллекционеров знали местоположение источника костей оракула или посещал его, пока они не были обнаружены канадским миссионером, первым человеком, который провел научные раскопки, изучил и расшифровал их. Он был первым, кто пришел к выводу, что кости были записями гаданий династии Шан, и первым придумал метод их датировки (чтобы не быть обманутыми подделками). В 1917 году он опубликовал первое научное исследование костей, включая 2369 рисунков и надписей, а также тысячи отпечатков чернил. Благодаря пожертвованию местных жителей и его собственных археологических раскопок он приобрел самую большую частную коллекцию в мире, более 35 000 экспонатов. Он настоял на том, чтобы его коллекция оставалась в Китае, хотя некоторые из них были отправлены в Канаду коллегами, которые опасались, что они будут либо уничтожены, либо украдены во время японского вторжения в Китай в 1937 году. Китайцы все еще признают новаторский вклад Мензиса как «выдающегося западного исследователя культуры Инь-Шан и надписей на костях оракула». Его бывшая резиденция в Аньяне была объявлена ​​«Защищенным сокровищем» в 2004 году, и был основан Мемориальный музей Джеймса Меллона Мензиса для изучения костей оракула. ​​

Официальные раскопки

Костяная яма Оракула в Иньсюй, Аньян

К моменту основания Института истории и филологии, возглавляемого Фу Синяном в Academia Sinica в 1928 году, источником костей оракула был восходит к современной деревне Ситотун (小屯 ) в Аньян в провинции Хэнань. Официальные археологические раскопки в 1928–1937 годах, проводимые Ли Цзи, отцом китайской археологии, обнаружили 20 000 фрагментов оракульной кости, которые сейчас составляют основную часть коллекции Academia Sinica на Тайване и составляют около 1/5 от общего числа обнаруженных. После расшифровки надписи на костях оракула оказались записями гаданий, совершенных для или королевским домом. Они, вместе с гробницами королевских размеров, впервые вне всяких сомнений доказали существование династии Шан, в отношении которой недавно возникли сомнения, и местонахождение ее последней столицы, Инь. Сегодня Ситотун в Аньяне, таким образом, также известен как Руины Инь, или Иньсю.

Публикация

Надписи на костях Оракула были опубликованы по мере их обнаружения в пучках. Впоследствии было опубликовано и множество сборников надписей. Ниже приведены основные коллекции.

  • 殷墟 文字 甲 編 Иньсюй вэньцзы цзябянь
  • 殷墟 文字 乙 編 Иньсю вэньцзы ибянь
  • 殷墟 文字 丙 編 Иньсю вэньцзы бинбянь
  • 前前 契qi qian bian
  • 集 殷 虛 文字 楹 帖 彙編 Ji Yin xu wen zi ying tie hui bian
  • 殷墟 萃 編 Yinxu cuibian
  • 后 上 Housshang
  • 后 下 Houxia
  • 粹 編 Cuibian
  • 殷 虛 書 契 續編 yīn xū shū qì xù biān
  • 亀 甲 Kikkō
  • 殷 契 摭 佚 續編 Yinqizhiyi xubian
  • 殷 契 遺 珠 Yinqi yizhu
  • 京都 大學 人文 科学 研究所 蔵 甲骨文 字 Kyōto daigaku jimbunkagaku kenkyūshozō kōkotsumoji
  • 167>甲骨 綴 合編 Jiagu zhuihebian
  • 鐵 雲 藏 龜 拾遺 Tieyun canggui shiyi
  • 戰後 京津 新 獲 甲骨 集 Zhanhou Jingjin xinhuo jiaguji (1954)
  • 殷墟 文字存 真 Yinxu wenzi cunzhen
  • 戰後 寧 滬 新 獲 甲骨 集 Zhanhou Ninghu xinhuo jiaguji (1951)

Заметив, что цитирование этих различных работ становится громоздким, была предпринята попытка всесторонне опубликовать все кости до сих пор обнаружен. Результат - Jiǎgǔwén héjí (甲骨文 合集) под редакцией Ху Хоусюаня, с приложением под редакцией Пэн Банцзюн, представляет собой наиболее полный каталог фрагментов костей оракула. 20 томов содержат репродукции более 55 000 фрагментов. Отдельная работа содержит транскрипцию надписей стандартными буквами.

Датировка

Лопатка быка, записывающая гадания Чжэн 爭 во время правления короля Ву Дин

Подавляющее большинство вписанных костей оракула были найдены на стоянке Иньсю в современном Аньяне и датируются периодом правления последних девяти царей династии Шан. Дун Цзобинь :

ПериодЦариОбщие предсказатели
IУ Дин Куэ 㱿, Бин 賓, Чжэн 爭, Сюань 宣
IIЦзу Гэн, Цзу Цзя Да 大, Lǚ 旅, Син 行, Цзи 即, Юнь 尹, Чу 出
IIIЛинь Синь, Кан Дин Хэ 何
IVВу И, Вэнь Ву Дин
VДи И, Ди Синь

Короли участвовали в гадания во все периоды, но в более поздние периоды большинство гаданий проводилось лично королем. Сохранившиеся надписи неравномерно распределены по этим периодам: 55% относятся к периоду I, а 31% - к периодам III и IV. Несколько костей оракула относятся к началу последующей династии Чжоу.

. Самые ранние кости оракула (соответствующие временам правления У Дина и Цзу Гэна) датируются только 60-дневным циклом из стеблей и ветвей, хотя иногда также указывался месяц. Попытки определить абсолютную хронологию сосредоточены на ряде лунных затмений, записанных в надписях группы Бин, работавшей во время правления У Дина, возможно, до правления Цзу Гэна. Предполагая, что 60-дневный цикл продолжался непрерывно в надежно датированный период, ученые пытались сопоставить зарегистрированные даты с рассчитанными датами затмений. Существует общее согласие по четырем из них, относящимся к периоду с 1198 по 1180 год до нашей эры. Пятая часть отнесена некоторыми учеными к 1201 году до нашей эры. Исходя из этих данных, Проект хронологии Ся-Шан-Чжоу, опирающийся на утверждение в главе «Против роскошной легкости» Книги документов о том, что правление У Дина длилось 59 лет, датируемые с 1250 по 1192 год до нашей эры. Дэвид Кейтли утверждал, что главу «Против роскошной легкости» не следует рассматривать как исторический текст, потому что она была составлена ​​намного позже и представляет продолжительность правления как моральные суждения и дает другие длины правления, которые противоречат свидетельству оракула кости. Он датировал правление У Дина приблизительно с 1200 по 1181 год до нашей эры. Кен-ичи Такашима датирует самые ранние надписи на костях оракула 1230 годом до нашей эры.

Надписи периода V часто идентифицируют пронумерованные ритуальные циклы, упрощая оценку продолжительности правления двух последних королей. Начало этого периода датируется 1100–1090 гг. До н.э. Кейтли и 1101 г. до н.э. проектом XSZ. Большинство ученых теперь согласны с тем, что завоевание Шанга Чжоу произошло около 1046 или 1045 года до нашей эры, на столетие позже традиционной даты.

Шанское гадание

Поскольку гадание (-манство) было под действием тепла или огня (пиро-) и чаще всего на пластронах или лопатках, для этого процесса часто используются термины пиромантия, пластромантия и скапулимантия.

Материалы

Пластрон черепахи с гадальной надписью

Кости оракула в основном черепахи пластроны (брюшная или брюшная раковины, вероятно, самки) и ox scapulae (лопатки), хотя некоторые из них представляют собой панцирь (спинной или спинной панцирь) черепах, а некоторые - кости бычьих ребер, лопатки овец, кабанов, лошадей и оленей, а также некоторые другие кости животных. Были найдены черепа оленей, быков и людей с надписями на них, хотя они очень редки и, кажется, были сделаны для ведения записей или практики, а не для фактического гадания; в одном случае были обнаружены надписи на рогах оленя, но Кейтли (1978) сообщает, что они поддельные. Неолитические гадатели в Китае долгое время нагревали кости оленей, овец, свиней и крупного рогатого скота для аналогичных целей; доказательства этого в Ляонине были найдены датируемыми концом четвертого тысячелетия до нашей эры. Однако со временем использование бычьих костей увеличилось, а панцирь черепах появился только в ранней культуре Шан. Самые ранние найденные панцири черепахи, которые были подготовлены для использования в гаданиях (т.е. с высеченными ямами), относятся к самому раннему слою Шан в Эрлиган (Чжэнчжоу, Хэнань ). К концу эрлиганга пластронов было много, а в Аньяне лопатки и пластроны использовались примерно в равных количествах. Из-за использования этих панцирей в дополнение к костям в ранних ссылках на сценарий костей оракула часто использовался термин «сценарий панцирей и костей», но поскольку панцири черепах на самом деле являются костным материалом, применяется более сжатый термин «кости оракула». им тоже.

Сначала были получены кости или раковины, а затем подготовлены к использованию. Их источники важны, потому что некоторые из них (особенно многие из снарядов), как полагают, были преподнесены как дань Шан, что является ценной информацией о дипломатических отношениях того времени. Мы знаем это, потому что на них часто делались пометки, фиксирующие их происхождение (например, дань уважения, сколько раковин откуда и в какой день). Например, в одной записи записано, что «Куэ (雀) послал 250 (панцирей черепахи)», что указывает на то, что это, возможно, статлет в сфере влияния Шан. Эти обозначения обычно делались на задней части перемычки раковины (так называемые обозначения перемычки), нижнего панциря или ксипипластрона (края хвоста). Однако некоторые панцири могли быть получены от местных черепах. Обозначения на лопатке располагались рядом с гнездом или на нижнем крае. Некоторые из этих обозначений не были вырезаны после того, как были написаны кистью, что доказывает (наряду с другими доказательствами) использование кисти во времена Шан. Предполагается, что лопатки, как правило, происходят от домашнего скота Шан, возможно, из тех, что использовались в ритуальных жертвоприношениях, хотя есть записи о рогатом скоте, также отправленном в качестве дани, в том числе некоторые записи с пометками на полях.

Подготовка

Отверстия. просверлили кость оракула

Кости или раковины были очищены от мяса, а затем подготовлены путем распиливания, соскабливания, сглаживания и даже полировки для создания удобных плоских поверхностей. Преобладание лопаток, а затем и пластронов также связано с их удобством использования как больших плоских поверхностей, требующих минимальной подготовки. Также есть предположение, что использовались только панцири самок черепах, поскольку они значительно менее вогнуты. Затем ямки или впадины просверливались или вырубались на части в кости или раковине в упорядоченной последовательности. По крайней мере, одно такое сверло было обнаружено в Эрлиганге, и оно точно соответствовало ямам по размеру и форме. Форма этих ям со временем менялась и является важным показателем датировки костей оракула в различные периоды династии Шан. Форма и глубина также помогли определить характер трещины, которая может появиться. Количество ямок на кость или раковину варьировалось в широких пределах.

Раскол и интерпретация

В этой династии Шан кость оракула (которая является неполной), прорицатель спрашивает царя Шан, будет ли несчастье в следующие десять дней; король ответил, что он консультировался с предком Сяоцзя во время церемонии поклонения.

Гадания для царей Шан обычно проводились в присутствии прорицателя. Очень немногие кости оракула использовались в гаданиях другими членами королевской семьи или дворянами, близкими к королю. К последним периодам короли Шан лично взяли на себя роль прорицателей.

Во время сеанса гадания ракушка или кость были помазаны кровью, а в разделе надписей, называемом «предисловие», указывалась дата. записано с использованием Небесных Стволов и Земных Ветвей, и было отмечено имя прорицателя. Затем была затронута тема гадания (называемая «обвинение»), например, был ли конкретный предок причиной зубной боли короля. Обвинения в гадании часто направлялись на предков, которых древние китайцы почитали и поклонялись, а также на природные силы и Ди (帝), высочайшего бога в обществе Шан. Были заданы самые разные темы, в основном все, что касалось королевского дома Шан, от болезней, рождений и смертей до погоды, войны, сельского хозяйства, дани и так далее. Одной из самых распространенных тем было то, будет ли выполнение ритуалов определенным образом удовлетворительным.

Затем в яму вставляли мощный источник тепла, пока он не треснул. Из-за формы ямки передняя сторона кости треснула примерно формы. Символ 卜 (пиньинь: bǔ или pǔ; древнекитайский : * puk; «предугадывать») может быть пиктограммой такой трещины; чтение символа также может быть звукоподражанием для взлома. За один сеанс обычно делалось несколько трещин, иногда более чем на одной кости, и они обычно нумеровались. Прорицатель, ответственный за церемонию, прочитал трещины, чтобы узнать ответ на гадание. Как именно интерпретировались трещины, неизвестно. Тема гадания поднималась несколько раз, и часто по-разному, например, в отрицательном свете или путем изменения даты гадания. Одна кость оракула может использоваться для одного сеанса или для многих, и один сеанс может быть записан на нескольких костях. Тогда предсказанный ответ иногда отмечался либо «благоприятным», либо «неблагоприятным», а король иногда добавлял «предсказание», свое прочтение природы предзнаменования. В очень редких случаях фактический результат позже был добавлен к кости в так называемой «проверке». Полная запись всех вышеперечисленных элементов встречается редко; большинство костей содержат только дату, прорицатель и тему гадания, и многие из них остались неописанными после гадания.

Считается, что неописанное гадание было написано кистью чернилами или киноварью на костях оракула или сопроводительных документах, так как некоторые из найденных костей оракула все еще несут на себе написанные кистью гадания без резьбы, в то время как некоторые были найдены частично вырезанными. После использования ракушки и кости, использовавшиеся в ритуалах, закапывали в отдельные ямы (одни только для раковин, другие - только для лопаток) группами до сотен или даже тысяч (одна яма, обнаруженная в 1936 году, содержала более 17000 частей вместе с человеческим скелетом)..

Археологические свидетельства пиромантии до Аньяна

Хотя использование костей в гаданиях практиковалось почти во всем мире, такие гадания с использованием огня или тепла обычно находили в Азии и в азиатских странах. Североамериканские культуры. Использование тепла для растрескивания лопаток (пиро-скапулимансия) возникло в древнем Китае, самые ранние свидетельства которого относятся к 4-му тысячелетию до н. Э., С археологическими находками из Ляонина, но они не были вписаны. В неолитическом Китае в различных местах были обнаружены лопатки крупного рогатого скота, овец, свиней и оленей, используемые в пиромантии, и эта практика, похоже, стала довольно распространенной к концу третьего тысячелетия до нашей эры. Лопатки были обнаружены вместе с меньшим количеством пластронов без ямок на стадии Нангуанвай (南 關 外) в Чжэнчжоу, Хэнань ; scapulae, а также меньшее количество пластронов с точеными ямками были также обнаружены на нижнем и верхнем эрлиганском стадиях.

Значительное использование черепаховых пластронов не проявляется до тех пор, пока не появятся места культуры Шан. Лопатки и пластроны быка, подготовленные для гадания, были найдены на стоянках шанской культуры в Тайсицуне (台 西村) в Хэбэе и в Цюване (丘 灣) в Цзянсу. Одна или несколько лопаток с ямками были найдены в Lùsìcūn (鹿 寺村) в провинции Хэнань, в то время как лопатки без ямок были найдены в Erlitou в провинции Хэнань, Cíxiàn (磁縣) в Хэбэе, Níngchéng (寧 城) в Ляонине и Qíjiā (齊家) в Ганьсу. Пластроны не становятся более многочисленными, чем лопатки до фазы парка Ренмин (人民).

В других местах

В Чжэнчжоу в были найдены четыре вписанных кости. Хэнань : три с номерами 310, 311 и 312 в корпусе Хебу, и один, содержащий один символ (ㄓ), который также встречается в надписях позднего Шан. HB 310, который содержал два кратких предсказания, был утерян, но записан в натирании и двух фотографиях. HB 311 и 312 содержат короткие предложения, похожие на позднюю письменность Шан. HB 312 был обнаружен в верхнем слое культуры Erligang. Остальные были случайно обнаружены в земляных сооружениях управления реками, и поэтому не имеют археологического контекста. Пей Минсян утверждал, что они возникли раньше города Аньян. Такашима, говоря о формах символов и синтаксисе, утверждает, что они были современниками правления Ву Дина.

Несколько костей оракула с надписями также были обнаружены в Чжоуюан, изначальном политическом центре Чжоу в Шэньси и в Даксиньчжуане Цзинань, Шаньдун. Считается, что некоторые кости из Чжоуюаня относятся к эпохе правления Ди Синя, последнего короля Шан.

Кости оракула Пост-Шаня

После основания Чжоу продолжались шанские практики литья бронзы, пиромантии и письма. Кости оракула, найденные в 1970-х годах, относятся к династии Чжоу, а некоторые - к периоду весны и осени. Однако вписаны очень немногие из них. Считается, что другие методы гадания вытеснили пиромантию, например, нумерологическое гадание с использованием тысячелистника (тысячелистник) в связи с гексаграммами И Цзин, что привело к уменьшению количества начертанных костей оракула.. Однако доказательства продолжающегося использования пластромантии существуют для периодов династий Восточная Чжоу, Хань, Тан и Цин, и Кейтли упоминает используется в Тайване вплоть до 1972 года.

Примечания

См. также

Ссылки

Цитированные работы

  • Больц, Уильям Г. (2003). Происхождение и раннее развитие китайской письменности. Нью-Хейвен, Коннектикут: Американское восточное общество. ISBN 0-940490-18-8. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) Pbk. изд. с незначительным корр. и новое предисловие.
  • Chou, Hung-hsiang 周鴻翔 (1976). Коллекции Oracle Bone в США. Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-09534-0. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Fairbank, John King ; Goldman, Merle ( 2006). Китай: новая история (2-е изд. Изд.). Кембридж, Массачусетс: Belknap Press of Harvard University Press. ISBN 0-674-01828-1. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Кейтли, Дэвид Н. (1978a). Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века. Беркли: University of California Press. ISBN 0-520-02969-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) Мягкая обложка, 2-е издание (1985) ISBN 0-520-05455-5.
  • ——— (1978b). «Бамбуковые анналы и хронология Шан-Чжоу». Гарвардский журнал азиатских исследований. 38 (2): 423–438. JSTOR 2718906. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • ——— (2000). родовой ландшафт: время, пространство и сообщество в позднем Шанхайском Китае, ок. 1200–1045 до н.э. Беркли: Калифорнийский университет, Беркли. ISBN 1-55729-070-9. CS1 основной t: ref = harv (ссылка )
  • Ли, Сюэцинь (2002). «Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу: методология и результаты». Журнал восточноазиатской археологии. 4 : 321–333. doi : 10.1163 / 156852302322454585. CS1 maint: ref = harv (link )
  • Qiu, Xigui (2000). Китайская письменность (Wenzixue gaiyao Перевод Гилберта Л. Маттоса и Джерри Нормана. Беркли: Общество изучения раннего Китая. ISBN 1-55729-071-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Такашима, Кен-ичи (2012). «Грамотность на юге и востоке Аньяна в Шанском Китае: Чжэнчжоу и Даксинчжуан». Ин Ли, Фэн; Браннер, Дэвид Прагер (ред.). Письмо и грамотность в раннем Китае: исследования Колумбийского семинара по раннему Китаю. University of Washington Press. Pp. 141–172. ISBN 978-0-295 -80450-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Wilkinson, Endymion (2000). История Китая: Руководство (2-е изд.). Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00249-4. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • ——— (2015). История Китая : Новое руководство (4-е изд.). Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-08846-7. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Вун, Ви Ли 雲 惟 利 (1987). Китайская письменность: ее происхождение и эволюция. Макао: Университет Восточной Азии. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) В настоящее время выпущено Joint Publishing, Гонконг.
  • Сюй, Яхуи (許雅惠 Сюй Я-хуэй) (2002). Древняя китайская письменность, костяные надписи оракула из руин Инь. Английский перевод сделан Марком Калтонхиллом и Джеффом Мозером. Тайбэй: Национальный дворец-музей. ISBN 978-957-562-420-0. CS1 maint: ref = harv (ссылка ) Иллюстрированный путеводитель по специальной выставке костяных надписей оракула от Института истории и филологии Academia Sinica. Govt. Publ. № 1009100250.
  • Йорк, Джеффри. «Невоспетые канадцы, которых некоторые знали как« старые кости »». Глобус и почта. 27 марта 2017 г. Источник 18 февраля 2017 г.
  • Zhang, Peiyu (2002). «Определение хронологии Ся – Шан – Чжоу с помощью астрономических записей в исторических текстах». Журнал восточноазиатской археологии. 4 : 335–357. doi : 10.1163 / 156852302322454602. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Кости оракула.
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:42:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте