Реликвия зуба Будды (Пали данта дхатуя) почитается в Шри-Ланке как четия реликвия Гаутамы Будды, по учению которого буддизм была основана.
Согласно легендам Шри-Ланки, когда Будда умер в 543 г. до н.э., его тело было кремировано в сандаловом костре в Кушинагаре а его левый клык был извлечен из погребального костра его учеником Кхема. Затем Кхема передал его королю Брахмадатте для почитания. Он стал королевским владением в стране Брахмадатте и хранился в городе Дантапури (современный Пури, Одиша ).
Возникло поверье, что обладатель зубной реликвии имел божественное право управлять этой землей. Датхавамса рассказывает историю о войне, которая велась за реликвию 800 лет спустя между Гухасивой из республики Калинга и царем по имени Панду.
Легенда утверждает, что Абхаягири вихара впервые был назначен хранителем реликвии, когда она была доставлена на остров после конфликта в Калинге. Шло время, и этой земле угрожали иностранные вторжения; однажды король Баго, Бирма предложил португальцам 50 000 фунтов стерлингов в качестве выкупа за зуб; и резиденция королевства была перенесена из Анурадхапура в Полоннарува, затем в Дамбадения и другие города. При каждой смене столицы строился новый дворец, в котором хранилась реликвия. Наконец, он был доставлен в Канди, где он сейчас находится, в Храме Зуба. Ученый Чарльз Боксер, однако, утверждает, что зуб был «публично раздроблен в клочья ступкой и пестиком архиепископом Гоа» как один из результатов попытки церкви искоренить местные религии [дата не указана, но предположительно 1550-е годы или около того].
Реликвия стала рассматриваться как символическое изображение живого Будды, и именно на этой основе возникла серия подношений, ритуалов и церемоний. Они проводятся под наблюдением двух маханаяков из Малватте, Асгирия, и Диявадана Ниламе из Малигава. У них есть иерархия должностных лиц и храмовых функционеров для выполнения служб и ритуалов.
Помимо реликвии в Шри-Ланке, несколько реликвий в других странах также считаются зуб-реликвия Будды.