Николай Рерих

редактировать
Русский художник, писатель, археолог, теософ, просветитель, философ

Николай Рерих
N Roerich.jpg
Родился(1874-10-09) 9 октября 1874 г.. Санкт-Петербург, Российская Империя
Умер13 декабря 1947 (1947-12-13) (73 года). Наггар, Доминион Индии (современный Химачал-Прадеш, Индия)
НациональностьРоссия
Род занятийхудожник, археолог, художник по костюмам и декорациям для балетов, опер и драм
Супруг (ы)Елена Рерих
ДетиГеоргий де Рерих,. Святослав Рерих

Николай Рерих (; 9 октября 1874 - 13 декабря 1947) - известный также как Николай Константинович Рерих (русский: Никола́й Константи́нович Ре́рих) - был Русский живописец, писатель, археолог, теософ, философ и общественный деятель, в молодости испытавший влияние движение в российском обществе вокруг духовного. Он интересовался гипнозом и другими духовными практиками, и его картины, как говорят, имеют гипнотическое выражение.

Родился в Санкт-Петербурге, Россия, для обеспеченного нотариуса балтийского немца отца и русской матери, Рерих жил в разных местах по всему миру, пока его смерть в Наггаре, Химачал-Прадеш, Индия. По образованию художник и юрист, его главными интересами были литература, философия археология и особенно искусство. Рерих был активным активистом в деле сохранения искусства и архитектуры во время войны. Его несколько раз номинировали на соискание Нобелевской премии мира. Так называемый Пакт Рериха был подписан США и большинством стран Панамериканского союза в апреле 1935 года.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Революция, эмиграция и Соединенные Штаты
    • 1.3 Азиатская экспедиция (1925–1929)
    • 1.4 Маньчжурская экспедиция
    • 1.5 Позже жизнь и Вторая мировая война
  • 2 Культурное наследие
  • 3 Галерея
  • 4 Основные работы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Ранняя жизнь

Гости из-за границы, 1901 (Варяги на Руси)

Выросший в Санкт-Петербурге в конце XIX века, Рерих одновременно поступил в Санкт-Петербург. Петербургский университет и Императорская Академия художеств в течение 1893 года. В 1897 году он получил звание «художник», а в следующем году - степень юриста. Он рано нашел работу в Императорском обществе поощрения художеств, школой которого он руководил с 1906 по 1917 год. Несмотря на ранние трения в группе, он стал членом Сергея Дягилева общество "Мир искусства "; он был президентом общества с 1910 по 1916 год.

В художественном отношении Рерих стал известен как самый талантливый живописец своего поколения, посвященный древнему прошлому России, и эта тема была совместима с его пожизненным интересом к археологии. Он также преуспел как художник-постановщик, достигнув наибольшей известности как один из дизайнеров балета Дягилева Русские балеты. Его самые известные проекты были для Бородина Князь Игорь (1909 и более поздние постановки), а также костюмы и декорации для Весны священной (1913), составленные Игорь Стравинский.

Наряду с Михаилом Врубелем и Михаилом Нестеровым, Рерих считается крупным представителем русского символизма в искусстве. С самого раннего периода своей жизни он находился под влиянием апокрифов и средневековых сектантских писаний, таких как таинственная Книга Голубя.

Еще одним из художественных предметов Рериха была архитектура. Его знаменитая публикация «Архитектурные исследования» (1904–1905), состоящая из десятков картин, изображающих крепости, монастыри, церкви и другие памятники во время двух долгих путешествий по России, вдохновила его многолетнюю карьеру активиста в сфере искусства. и сохранение архитектуры. Он также проектировал религиозное искусство для культовых сооружений по всей России и Украине, в первую очередь фреску Царицы Небесной для церкви Святого Духа, которую покровительница Мария Тенишева построила рядом с ней Талашкино усадьба; и витражи для дацана Gunzechoinei в 1913–1915 гг. Его проекты Талашкино церкви были настолько радикальны, что православная церковь отказалась освятить здание.

В течение первого десятилетия 1900-х и в начале 1910-х годов Рерих, во многом из-за влияние его жены Елены, проявил интерес к восточным религиям, а также к альтернативным (христианству) системам верований, таким как Теософия. Оба Рериха стали заядлыми читателями ведантистских эссе Рамакришны и Вивекананды, поэзии Рабиндраната Тагора и Бхагавад-Гиты.

Рерихов. «Приверженность оккультному мистицизму неуклонно возрастала. Это было особенно интенсивно во время Первой мировой войны и русских революций 1917 года, которым пара, как и многие русские интеллектуалы, придавала апокалиптическое значение. Влияние теософии, веданты, буддизма и других мистических тем можно обнаружить не только во многих картинах Рериха, но и во многих рассказах и стихах, написанных Рерихом до и после Революции 1917 года, в том числе из цикла Цветы Мории, начавшиеся в 1907 году и завершенные в 1921 году.

Революция, эмиграция и США

Николай Рерих Кустодиев. 1913

После Февральской революции 1917 года и падения царского режима Рерих, умеренный политик, ценивший культурное наследие России больше, чем идеологию и партийную политику, принял активное участие в художественной политике. Вместе с Максимом Горьким и Александром Бенуа он участвовал с так называемой «Комиссией Горького» и ее преемницей, Союзом искусств (СОИ). Оба пытались привлечь внимание Временного правительства и Петроградского Совета к необходимости формирования последовательной культурной политики и, что наиболее важно, защиты искусства и архитектуры от разрушения и вандализма.

В то же время болезнь вынудила Рериха покинуть столицу и поселиться в Карелии, районе, граничащем с Финляндией. Он уже покинул пост президента Общества «Мир искусства», а теперь оставил пост директора Школы Императорского общества поощрения художеств. После Октябрьской революции и прихода к власти ленинской партии большевиков Рерих все больше разочаровывался в политическом будущем России. В начале 1918 года он, Елена и два их сына Георгий и Святослав эмигрировали в Финляндию.

С отъездом Рериха связаны два нерешенных исторических спора. Во-первых, часто утверждается, что Рерих был главным кандидатом на пост руководителя Народного комиссариата культуры (советского эквивалента министерства культуры), который большевики рассматривали создание в 1917–1918 годах, но он отказался принять эту должность. Фактически, Бенуа был наиболее вероятным руководителем любого такого комиссариата. Кажется, что Рерих был предпочтительным выбором для руководства своим отделом художественного образования; Тема ставится под сомнение из-за того, что Советы решили не создавать такой комиссариат.

Во-вторых, когда Рерих позже пожелал примириться с СССР, он утверждал, что он не покинул Советскую Россию намеренно, а что он и его семья, проживающие в Карелии, были изолированы от их родина, когда гражданская война началась в Финляндии. Однако крайняя враждебность Рериха к большевистскому режиму, вызванная не столько неприязнью к коммунизму, сколько его отвращением к безжалостности Ленина и его страхом, что большевизм приведет к разрушению художественного и архитектурного наследия России. - было обширно задокументировано. Иллюстрировал антикоммунистическую полемику Леонида Андреева "С.О.С." и имел широко издаваемый памфлет «Нарушители искусства» (1918–1919). Рерих считал, что «торжество русской культуры произойдет через новое понимание древних мифов и легенд».

Через несколько месяцев в Финляндии и Скандинавии Рерихи переехали в Лондон, прибыв туда в середине 1919 года. Погруженные в теософский мистицизм, они теперь милленаристски ожидали, что новая эпоха неизбежна, и хотели как можно скорее поехать в Индию. Они присоединились к англо-валлийскому отделению Теософского общества. В марте 1920 года в Лондоне Рерихи основали свою школу мистицизма Агни-Йогу, которую они также называли «системой живой этики».

Чтобы попасть в Индию, Рерих работал декоратором Томаса Бичема Театр Ковент-Гарден, но предприятие закончилось неудачно в 1920 году, и художник никогда не получал полной оплаты за свою работу. Среди известных людей, с которыми Рерих подружился, находясь в Англии, были знаменитый британский буддист Кристмас Хамфрис, философ-автор Х. Дж. Уэллс, поэт и лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор (чья внучатая племянница Девика Рани позже выйдет замуж за сына Рериха Светослав ).

Успешная выставка в Лондоне привела к приглашению директора Института искусств Чикаго с предложением организовать поездку искусства Рериха по Соединенным Штатам. Осенью 1920 года Рерихи отправились в Америку морем.

Автомобиль Николая Рериха в его музее в Наггаре

Рерихи оставались в Соединенных Штатах с октября 1920 года по май 1923 года. Большая выставка искусства Рериха, организованная частично американским импресарио Кристианом Бринтоном, а частично - Чикагский институт искусств, начал свою деятельность в Нью-Йорке в декабре 1920 года и совершил поездку по стране, в Сан-Франциско и обратно, в течение 1921 и начала 1922 годов. Рерих подружился с известным сопрано Мэри Гарден из Чикагской оперы. и получил заказ на создание для нее спектакля Римского-Корсакова Снегурочка в 1922 году. Во время выставки Рерихи провели много времени в Чикаго, Нью-Мексико и Калифорнии.

В политическом отношении Рерих сначала был антибольшевиком. Он читал лекции и писал статьи для белого населения России, в которых критиковал Советский Союз. Однако его отвращение к коммунизму - «дерзкому монстру, который лжет человечеству» - изменилось в Америке. Рерих утверждал, что его духовные учителя, «Махатмы» в Гималаях, телепатически общались с ним через его жену Елену, которая была мистиком и ясновидящей.

Говорят, что эти существа из эзотерической буддийской общины в Индии сказали Рериху, что Россия предназначена для миссии на Земле. Это побудило его сформулировать свой «Великий план», предусматривающий объединение миллионов азиатских народов через религиозное движение с использованием Будды Будды, или Майтрейи, во «Второй Союз Востока». Здесь царь Шамбалы, следуя пророчествам Майтрейи, явится, чтобы сразиться в великой битве со всеми злыми силами на Земле. Рерих понимал это как «совершенство к Общему Благу». Это новое государство должно было включать юго-запад Алтай, Тува, Бурятия, Внешнюю и Внутреннюю Монголию, Синьцзян и Тибет с расположенной столицей в «Звенигороде», «Городе толлинговых колоколов», который предполагалось построить у подножия горы Белуха на Алтае. По словам Рериха, те же самые Махатмы открыли ему в 1922 году, что он был воплощением Пятого Далай-ламы.

В 1923 году Рерих, «практический идеалист», отправился в Гималаи со своей женой и сыном Юрием.. Изначально Рерих поселился в Дарджилинге, в том же доме, где 13-й Далай-лама останавливался во время изгнания в Индию. Рерих рисовал Гималаи с такими посетителями, как Ф. М. Бейли и члены влиятельных тибетцев, а также Царонг Шейп. По данным британской разведки, ламы монастыря Мору признали Рериха воплощением Пятого Далай-ламы по узору родинка на его правой щеке. Во время пребывания в Гималаях Рерих узнал о полете 9-го Панчен-ламы, который он истолковал как исполнение пророчеств Матрейи и наступление Эры Шамбалы.

В 1924 году Рерихи вернулись на Запад. По пути в Америку Рерих остановился у советского посольства в Берлине, где рассказал местному полпреду о среднеазиатской экспедиции, которую хотел бы предпринять. По дороге он просил советской защиты и делился своими впечатлениями о политике в Индии и Тибете. Рерих прокомментировал «оккупацию Тибета англичанами», заявив, что они «проникают небольшими партиями... проводят обширную антисоветскую пропаганду», говоря об «антирелигиозной деятельности большевиков». Позднее полномочный представитель указал на одного из бывших однокурсников Рериха по университету, Чичерина, что у него «абсолютно просоветские наклонности, которые выглядели несколько буддийско-коммунистическими», и что его сын, говоривший на 28 азиатских языках, помог ему добиться благосклонности. с индейцами и тибетцами.

Рерихи поселились в Нью-Йорке, который стал базой их многих американских операций. За эти годы они основали несколько организаций: Cor Ardens («Пылающее сердце») и Corona Mundi («Корона мира»), оба из которых были призваны объединить художников со всего мира в целях гражданской активности; магистерский институт объединенных искусств, художественная школа с разнообразной учебной программой и, в конечном итоге, дом для первого Музея Николая Рериха ; и Американское общество агни-йоги. Они также присоединились к различным теософическим обществам; их деятельность с этими группами доминировала в их жизни.

Азиатская экспедиция (1925–1929)

Семья Рерихов (долина Кулу, Индия)

После отъезда из Нью-Йорка Рерихи вместе с сыном Георгием и шестью друзьями - начал пятилетнюю «Азиатскую экспедицию Рериха», которая, по словам самого Рериха: «началась из Сиккима через Пенджаб, Кашмир, Ладакх, горы Каракорум, Хотан, Кашгар, Кара Шар, Урумчи, Иртыш, Горный Алтай, Ойрот регион Монголии, Центральный Гоби, Кансу, Цайдам и Тибет »с объездом через Сибирь в Москва в 1926 году.

Азиатская экспедиция Рерихов привлекла внимание зарубежных служб и спецслужб СССР, США, Великобритании и Японии. Фактически, до этой экспедиции Рерих сам просил помощи у советского правительства и большевистской тайной полиции, чтобы помочь ему в его экспедиции, обещая взамен следить за британской деятельностью в этом районе, но получил лишь вялый ответ от Михаила Абрамовича Трилиссера: начальник советской внешней разведки в то время.

Большевики помогали Рериху с логистикой, пока он путешествовал по Сибири и Монголии. Однако они не связались с его безрассудным утопическим проектом Священного Союза Востока - духовной утопией, которая сводилась к амбициозным попыткам Рериха подвигнуть буддийские массы внутренней Азии к созданию высокодуховного сообщества сотрудничества под патронажем большевиков. Россия.

Официальная миссия его экспедиции, как выразился Рерих, заключалась в том, чтобы действовать как посольство западного буддизма в Тибет. В западных СМИ он был представлен как художественное и научное предприятие. С лета 1927 г. по июнь 1928 г. экспедиция считалась потерянной, так как связь с ними прекратилась. На самом деле на них напали в Тибете.

Рерих писал, что только «превосходство нашего огнестрельного оружия предотвратило кровопролитие... Несмотря на то, что у нас были тибетские паспорта, экспедиция была принудительно остановлена ​​тибетскими властями». Правительство задержало их на пять месяцев, заставило жить в палатках при минусовых температурах и питаться скудными пайками. За это время погибли пять человек из экспедиции. В марте 1928 года им было разрешено покинуть Тибет, и они отправились на юг, чтобы поселиться в Индии, где они основали исследовательский центр, Гималайский исследовательский институт.

В 1929 году Рерих был номинирован на Нобелевскую премию мира Парижским университетом. Он получил еще две номинации в 1932 и 1935 годах. Его забота о мире привела к созданию Pax Cultura, «Красного Креста » искусства и культуры. Его работа в этом направлении также привела к тому, что Соединенные Штаты и двадцать других стран Панамериканского союза подписали Пакт Рериха, один из первых международных инструментов защиты культурных ценностей, 15 апреля., 1935 год в Белом доме.

Маньчжурская экспедиция

В 1934–1935 гг. США Департамент сельского хозяйства, в то время возглавлявшийся почитателем Рериха Генри А. Уоллес, спонсировал экспедицию Рериха и ученых Министерства сельского хозяйства США Х.Г. Макмиллана и Джеймса Ф. Стивенса во Внутреннюю Монголию, Маньчжурия и Китай. Целью экспедиции был сбор семян растений, предотвращающих эрозию почвы.

. Экспедиция состояла из двух частей. В 1934 году они исследовали горы Большого Хингана и плато Барган в западной Маньчжурии. В 1935 году они исследовали части Внутренней Монголии: пустыню Гоби, пустыню Ордос и горы Хелан. Экспедиция обнаружила почти 300 видов ксерофитов, собрала травы, провела археологические исследования и обнаружила античные рукописи, имеющие большое научное значение.

Более поздняя жизнь и Вторая мировая война

Джавахарлал Неру, Индира Ганди, Николай Рерих и Мохаммад Юнус. (Имение Рериха, Кулу).

Рерих был в Индии во время Второй мировой войны, где писал русские эпические героические и святые темы, в том числе Александра Невского, Битву Мстислава и Редедиа, Бориса и Глеба.

В 1942 году Рерих принял Джавахарлала Неру и его дочь Индиру Ганди в своем доме в Кулу. Вместе они обсудили судьбу нового мира: «Мы говорили об индийско-российском культурном объединении [...] пора подумать о полезном и творческом сотрудничестве».

Индира Ганди позже вспомнит несколько дней, проведенных вместе с семьей Рерихов: «Это был незабываемый визит в удивительную и одаренную семью, каждый член которой был выдающейся личностью в себе, с четко определенным кругом интересов... Сам Рерих остался в моей памяти. Он был человеком с обширными знаниями и огромным опытом, человек с большим сердцем, находящийся под глубоким влиянием всего, что он наблюдал ".

В ходе визита «были высказаны идеи и мысли о более тесном сотрудничестве Индии и СССР. Теперь, после завоевания Индией независимости, они получили свое реальное воплощение. И, как вы знаете, есть дружеские и взаимовыгодные отношения. понимание взаимоотношений сегодня между двумя нашими странами ».

В 1942 году в Нью-Йорке была создана Американо-русская культурная ассоциация (ARCA). Его активными участниками были Эрнест Хемингуэй, Роквелл Кент, Чарли Чаплин, Эмиль Купер, Серж Кусевицкий и Валерий Иванович Терещенко. Деятельность ассоциации приветствовали такие ученые, как Роберт Милликен и Артур Комптон.

Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года.

Культурное наследие

Алтай. Вершины и перевалы названы в честь семьи Рерихов. Малая планета 4426 Рериха в Солнечной системе

В 21 веке Музей Николая Рериха в Нью-Йорке - главное учреждение художественного творчества Рериха. Многочисленные общества Рериха продолжают продвигать его теософское учение по всему миру. Его картины можно увидеть в нескольких музеях, в том числе в отделе Рерихов Государственного музея искусств народов Востока в Москве; Музей Рериха в Международном Центре Рерихов в Москве; Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Россия; собрание Третьяковской галереи в Москве; коллекция в Художественном музее в Новосибирске, Россия; важная коллекция в Национальной галерее зарубежного искусства в Софии, Болгарии ; собрание Художественного музея в Нижнем Новгороде Россия; Национальный музей Сербии ; имение Рерихов Холл в Наггаре, Индия ; Художественная галерея Шри Читра, Тируванантапурам, Индия; в различных художественных музеях Индии; а также подборку нескольких его крупных работ в Латвийском национальном художественном музее.

Биография Рериха и его неоднозначные экспедиции в Тибет и Маньчжурию недавно были изучены рядом авторов, в том числе двумя русскими, Владимиром Розовым и Александром. Андреева, двух американцев (Андрей Знаменский и Джон Макканнон) и немца Эрнста фон Вальденфельса.

Серия его исследований Гималайских хребтов, подаренных сыном художника (в частности, 36 работ), даже представлена ​​в Галерея Николая Рериха Музея Карнатака Читракала Паришат, расположенного в Бангалоре, Индия. Гипнотический, иммерсивный характер его работ по-настоящему поглощает зрителя, оставляя ощущение покоя и умиротворения, когда он движется вместе с серией по галерее.

Х. П. Лавкрафт много раз ссылается на «странные и тревожные картины Николая Рериха» в своем рассказе об антарктических ужасах В горах безумия.

Рерих был награжден орденом Святого Саввы. Малая планета 4426 Рериха в Солнечной системе была названа в честь Рериха.

В июне 2013 года во время Russian Art Week в Лондоне Мадонна Лаборис Рериха была продана на аукционе в магазине Bonhams за 7 881 250 фунтов стерлингов, включая премию покупателя, что сделало ее самой высокой. ценная картина, когда-либо проданная на аукционе русского искусства.

Галерея

Н. К. Рерих. О Шамбале Фонограмма 1929 года.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Основные произведения

  1. Искусство и археология // Искусство и художественная индустрия. СПб., 1898. № 3; 1899. № 4-5.
  2. Некоторые древние Шелонские пяты и Бежецкий конец. СПб., 31 стр., Рисунки автора, 1899 г.
  3. Экскурсия в Археологический институт 1899 г. в связи с вопросом о финских захоронениях Санкт-Петербургской губернии. СПб., 14 с., 1900.
  4. Некоторые древние пятна Деревского и Бежецкого. СПб., 30 с., 1903.
  5. В старину, СПб., 1904, 18 стр., Рисунки автора.
  6. Каменный век на озере Пирос., СПб., изд. «Русское археологическое общество», 1905 г.
  7. Собрание сочинений. кН. 1. М.: издательство И. Д. Сытина, с. 335, 1914.
  8. Сказки и притчи. Стр.: Свободное искусство, 1916.
  9. Нарушители ст. Лондон, 1919.
  10. Цветы Мории.. Берлин: Слово, 128 с., Сборник стихов. 1921.
  11. Адамант. Нью-Йорк: Corona Mundi, 1922
  12. Пути благословения. Нью-Йорк, Париж, Рига, Харбин: Алатас, 1924
  13. Алтай - Гималаи. (Мысли на коне и в палатке) 1923–1926. Улан-Батор-Хото, 1927.
  14. сердце Азии. Саутбери (Сент-Коннектикут): Алатас, 1929.
  15. Пламя в чаше. Серия X, Книга 1. Серии песен и саг. Нью-Йорк: Издательство Музея Рериха, 1930.
  16. Шамбала. Нью-Йорк: Ф. А. Стоукс Ко., 1930
  17. Царство Света. Серия IX, Книга II. Изречения серии Вечности. Нью-Йорк: Издательство Музея Рериха, 1931.
  18. Сила света. Саутбери: Алатас, Нью-Йорк, 1931.
  19. Женщины. Выступление по случаю открытия Ассоциации женщин, Рига, изд. О Рерихе, 1931, 15 с., Репродукция 1.
  20. Огненная твердыня. Париж: Всемирная лига культуры, 1932.
  21. знамя мира. Харбин, Алатырь, 1934.
  22. Святой дозор. Харбин, Алатырь, 1934.
  23. Врата в будущее. Рига: Угунс, 1936.
  24. Несокрушимый. Рига: Угунс, 1936.
  25. Очерки Рериха: Сто очерков. В 2 т. Индия, 1937.
  26. Красивое единство. Bombey, 1946.
  27. Himavat: Diary Leaveves. Аллахабад: Китабистан, 1946.
  28. Гималаи - Луба Света. Bombey: Nalanda Publ, 1947.
  29. Листы дневника. Vol. 1 (1934-1935). М: ICR, 1995.
  30. Дневниковые листы. Vol. 2 (1936-1941). М: ICR, 1995.
  31. Дневниковые листы. Vol. 3 (1942-1947). М: ICR, 1996.

См. Также

Литература

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Николаем Рерихом
Викискладе есть медиа, связанные с Николаем Рерихом.
Последняя правка сделана 2021-05-31 08:24:33
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте