Буддизм и наука - это различные комментаторы, начиная с двадцатого века, считали их однозначно совместимыми. Принижая значение богословских атрибутов буддизма, они утверждают, что буддизм содержит философские и психологические учения, которые имеют общие черты с современной научной и философской мыслью, или утверждают, что современные западные мыслители находились под различным влиянием буддийских концепций. Примером такого утверждения может быть то, что буддизм поощряет беспристрастное исследование Природы (деятельность, обозначенная как Дхамма-Вичая в Палийском каноне ) - основным объектом изучения является себя. Некоторые популярные концепции буддизма связывают его с современными теориями эволюции, квантовой теории и космологии, хотя большинство ученых видят разделение между религиозные и метафизические утверждения буддизма и методология науки.
Некоторые описывают буддизм как рациональный и недогматический, и есть свидетельства того, что так было с самого раннего периода его истории, хотя некоторые предполагают, что этому аспекту в наше время уделяется больше внимания, и он является переосмыслением традиции меньшинством. Исторически буддизм включает в себя так много типов верований и практик, что большинство сторонних наблюдателей считают бесполезными попытки утверждать какое-либо единое связное библейское или философское описание. В буддийском мире есть много примеров догматизма, клерикализма и веры в сверхъестественное. Также, за исключением тибетского буддизма, все школы буддизма, за исключением нескольких, были открыты для научных открытий. Буддизм - разнообразная традиция, и ее аспекты включают фундаментализм, религиозные традиции и мольбу к местным духам. Тем не менее, между научными исследованиями и буддийской мыслью отмечаются определенные общие черты. Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама, в речи на собрании Общества нейробиологии, перечислил «подозрение на абсолюты "и опора на причинность и эмпиризм как общие философские принципы, разделяемые буддизмом и наукой.
В 1970-х годах несколько экспериментальных исследований показали, что могут дать понимание широкого круга проблем. психологические состояния. Интерес к использованию медитации как средства понимания состояний ума недавно возродился после увеличения доступности таких технологий сканирования мозга, как фМРТ и SPECT.
. с энтузиазмом воодушевленный нынешним Далай-ламой, Тензином Гьяцо, который давно проявляет интерес к изучению связи между буддизмом и наукой и регулярно посещает Институт разума и жизни Конференции.
В 1974 г. буддист Кагью учитель Чогьям Трунгпа предсказал, что «буддизм придет на Запад как психология». В то время к этой точке зрения, по-видимому, относились со значительным скептицизмом, но буддийские концепции действительно внесли наибольший вклад в психологические науки. Некоторые современные научные теории, такие как психология Роджера, показывают сильные параллели с буддийской мыслью. Некоторые из наиболее интересных работ по взаимосвязи между буддизмом и наукой проводятся в области сравнения теорий Йогачара относительно хранилища сознания и современной эволюционной биологии, особенно ДНК.. Это потому, что теория Йогачара кармических семян хорошо работает при объяснении проблемы природы / воспитания.
Уильям Джеймс часто опирался на буддийские идеи при формировании концепций восприятия, таких как его термин «поток сознание », что является буквальным переводом палийской виннана-шоты на английский язык. «Поток сознания» получил различные названия на многих языках дискурса Буддадхармы, но на английском он обычно известен как «Mindstream ». В «Разновидностях религиозного опыта» Джеймс также продвигал функциональную ценность медитации для современной психологии. Говорят, что он провозгласил на лекции в Гарварде: «Это психология, которую все будут изучать через двадцать пять лет».
Буддийский учитель SN Гоенка описывает Буддадхарму как «чистую науку о разуме и материи».