Дзадзэн

редактировать
Медитативная дисциплина в дзен-буддизме Кодо Саваки практика дзадзэн

дзадзэн (буквально «сидячая медитация » ; Японский : 座 禅; упрощенный китайский : 坐禅; традиционный китайский : 坐禪; пиньинь : zuò chán; Уэйд – Джайлз : tso-ch'an, произносится) - это медитативная дисциплина, которая обычно является основной практикой традиции дзен-буддизма. Значение и метод дзадзэн варьируются от школы к школе, но в целом его можно рассматривать как средство постижения природы существования. В японской школе риндзай дзадзэн обычно ассоциируется с изучением коанов. С другой стороны, школа Сото в Японии лишь изредка включает коаны в дзадзэн, предпочитая подход, при котором у ума вообще нет объекта, известный как сикантаза.

Содержание

  • 1 Значение
  • 2 Методы
    • 2.1 Сидение
    • 2.2 Поза
    • 2.3 Типы
    • 2.4 Инструкция
      • 2.4.1 Концентрация
      • 2.4.2 Самоанализ Коана
      • 2.4.3 Сикантаза
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Значение

Дзадзэн считается сердцем японского Сото Дзен Буддийская практика. Цель дзадзэн - просто сидеть, то есть приостановить все осуждающие мысли и позволить словам, идеям, изображениям и мыслям проходить мимо, не вовлекаясь в них.

Методы

Сидит

Молодой мастер Сюань Хуа сидит в полном теле лотос

В храмах и монастырях дзэн практикующие традиционно сидят группой дзадзэн в зале для медитаций, обычно называемом дзэндо. Практикующий сидит на подушке, называемой дзафу, которую обычно кладут на низкий плоский коврик, называемый забутон.

, прежде чем занять свое место и после того, как встанет в конце В период дзадзэн практикующий дзэн выполняет поклон гассё своему месту и второй поклон соученикам.

Начало периода дзадзэн традиционно объявляется трехкратным звонком в колокольчик (шидзёсё), и в конце раунда звонком в колокольчик один или два раза (хозэнсё).

Продолжительные периоды дзадзэн могут чередоваться с периодами кинхин (медитация при ходьбе).

Поза

Поза дзадзэн - сидя, скрестив ноги и руки, и прямой, но неподвижный позвоночник. Руки сложены в простую мудру над животом. Во многих практиках практикующий дышит из хара (центр тяжести на животе), а его веки наполовину опущены, глаза не открываются ни полностью, ни закрываются, так что Практикующий не отвлекается на внешние раздражители и не отворачивается от них.

Ноги сложены в одном из стандартных стилей сидения:

  • Кеккафуза (полный- лотос )
  • Ханкафуза (полулотос)
  • Бирманский (скрестив ноги) поза, в которой лодыжки соединены перед сидящим)
  • Сэйдза (положение на коленях с использованием скамьи или дзафу )

Кроме того, современные практикующие нередко практикуют дзадзэн в стул, часто с клином или подушкой на нем, чтобы можно было сидеть на наклоне, или путем размещения клина за поясницей, чтобы помочь сохранить естественный изгиб позвоночника. Можно сидеть удобно, но не слишком удобно, чтобы не заснуть. В то время как каждый из этих стилей обычно преподается сегодня, Учитель Догэн рекомендовал только Кеккафуза и Ханкафуза.

Типы

В своей книге «Три столпа» дзэн, Филип Капло говорит, что практикующие в школе Риндзай смотрят друг на друга спиной к стене, а в школе Сото практикующие обращены лицом к стене или занавесу. Капло цитирует лекции Хакууна Ясутани для начинающих. В четвертой лекции Ясутани описывает пять видов дзадзэн: бомпу, гедо, седзё, дайдзё и сайдзё (он добавляет, что последнее - то же самое, что и сикантаза ).

Инструкция

В общем, говоря, Практика дзадзэн преподается одним из трех способов.

  1. Концентрация
  2. Коан Самоанализ
  3. Шикантаза (просто сидя)

Практика коана обычно ассоциируется с Риндзай школы и Сикантадза со школой Сото. На самом деле многие общины дзэн используют оба метода в зависимости от учителя и учеников.

Концентрация

Начальные этапы обучения дзадзэн напоминают традиционная буддийская саматха медитация в реальной практике и подчеркивает развитие силы сосредоточения, или дзорики (定力) (санскрит самадхибала). сосредоточив внимание на дыхании в хара / танден с помощью внимательности к дыханию (анапанасмрити), упражнений, таких как подсчет дыхания (сусокукан 数 息 観), или просто наблюдая за ним (цуйсокукан 随 息 観). Мантры также иногда используются вместо счета. Практика обычно должна продолжаться одним из этих способов до тех пор, пока не будет достигнута адекватная «однонаправленность » ума, чтобы составить начальное переживание самадхи. На этом этапе практикующий переходит к одному из двух других методов дзадзэн.

Самоанализ коана

Развив осознанность, практикующий может теперь сосредоточить свое сознание на коане как объекте медитации. Поскольку коаны якобы неразрешимы с помощью интеллектуальных рассуждений, интроспекция коанов предназначена для сокращения интеллектуального процесса, ведущего к прямому осознанию реальности за пределами мысли.

Сикантаза

Сикантаза - это форма медитации, в которой практикующий не использует какой-либо конкретный объект медитации; скорее, практикующие остаются в максимально возможной степени в настоящем моменте, осознавая и наблюдая то, что проходит в их умах и вокруг них. Догэн говорит в своем Shobogenzo : «Сидя неподвижно, думайте о том, чтобы не думать. Как вы относитесь к тому, чтобы не думать? Не думая. Это искусство дзадзэн».

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Дзадзэн.
  • Как сидеть Дзадзэн [1]
Последняя правка сделана 2021-06-23 07:25:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте