Буддизм в Средней Азии

редактировать
Сцена пранидхи, храм 9 (пещера 20). Пещеры Тысячи Будд Безеклик Согдийские торговцы, жертвующие Будде. Пещеры Тысячи Будд Безеклик Бюст бодхисаттвы из Куча, VI-VII века. Musée Guimet. Голубоглазый среднеазиатский монах, обучающий восточноазиатскому монаху, Безеклик, Турфан, восточная Таримская котловина, Китай, 9 век ; монах справа, возможно, тохарец, хотя более вероятно, что согдийский.

буддизм в Центральной Азии относится к формам буддизма, существовавшим в Центральная Азия, которые исторически были особенно распространены вдоль Шелкового пути. История буддизма в Центральной Азии тесно связана с передачей буддизма по Шелковому пути в течение первого тысячелетия нашей эры.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Буддийские монашеские группы
    • 1,2 Греко-буддизм
    • 1,3 Кушанская империя
    • 1,4 Хотан
    • 1,5 Шаньшань
    • 1,6 Иранский буддизм
    • 1,7 Более поздняя история
  • 2 Процент буддистов по странам
  • 3 Галерея
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография

История

Буддийские монашеские группы

Ряд ранних буддийских школ исторически преобладали на всей территории Центральной Азия. Ряд ученых выделяют три основных этапа миссионерской деятельности, наблюдаемых в истории буддизма в Центральной Азии, которые связаны со следующими сектами (хронологически):

  1. Дхармагуптака
  2. Сарвастивада
  3. Муласарвастивада

Дхармагуптака приложили больше усилий, чем любая другая секта, для распространения буддизма за пределами Индии, в такие области, как Афганистан, Центральная Азия и Китай, и они добились в этом больших успехов. Следовательно, большинство стран, принявших буддизм из Китая, также приняли Дхармагуптака-винаю и линию передачи для бхикшу и бхикшуни. По данным А.К. Страж, в некоторых отношениях в этих восточноазиатских странах секта Дхармагуптака может считаться сохранившейся до наших дней. Далее Уордер пишет:

Именно дхармагуптаки были первыми буддистами, обосновавшимися в Центральной Азии. Судя по всему, они совершили обширное круговое движение по торговым путям из Апаранты на северо-запад в Иран и в то же время в Оияна (долина Сувасту, к северу от Гандхары, который стал одним из их главных центров). Утвердившись на западе до Парфии, они пошли по «шелковому пути », оси восток-запад Азии, на восток через Центральную Азию и далее в Китай, где они фактически утвердили буддизм. во втором и третьем веках нашей эры Махишасаки и Кашьяпии, кажется, последовали за ними через Азию в Китай. [...] В ранний период китайского буддизма именно дхармагуптаки составляли главную и наиболее влиятельную школу, и даже позже их Виная оставалась основой их дисциплины.

В 7-м веке. век н. э., Ицзин сгруппировал Махишасаку, Дхармагуптаку и Кашьяпию вместе как подсекции Сарвастивады и заявил, что эти три не были распространены в «пяти частях Индии», но были расположены в некоторых части Одияны, Хотана и Куча.

греко-буддизма

Одно из первых изображений Будды, 1-2 века нашей эры, Гандхара : Стоящий Будда (Токийский национальный музей).

Буддизм в Центральной Азии начался с синкретизма между западной классической греческой философией и индийским буддизмом в преемнике эллинизма царства империи Александра Великого (Греко-Бактрийское царство 250 г. до н.э.-125 г. до н.э. и Индо-греческое царство 180 г. до н.э. - 10 г. н.э.), охватывающее современныеАфганистан, Узбекистан и Таджикистан. См. греко-буддизм и дайуань (Та-юань; китайский : 大宛; буквально «Великие ионийцы »). Более поздняя Кушанская империя примет греческий алфавит (бактрийский язык ), формы и чеканки греко-буддийского искусства, а также греко-буддийскую религию этих эллинистических царств.

Первые антропоморфные изображения самого Будды часто считаются результатом греко-буддийского взаимодействия. До этого нововведения буддийское искусство было «аниконическим »: Будда был представлен только через его символы (пустой трон, дерево Бодхи, Следы Будды, колесо Дхармы ). Это нежелание к антропоморфным изображениям Будды и изощренное развитие аниконических символов, позволяющих избежать этого (даже в сценах повествования, где появлялись бы другие человеческие фигуры), похоже, связано с одним из высказываний Будды, о котором сообщается в Дигхе. Никая, который препятствовал представлению самого себя после исчезновения его тела.

Вероятно, не чувствуя себя связанными этими ограничениями, и из-за «своего культа формы греки были первыми, кто попытался скульптурное изображение Будды ». Во многих частях Древнего мира греки действительно развили синкретические божества, которые могли стать общим религиозным центром для народов с различными традициями: хорошо известный пример - синкретический Бог Сарапис, представленный Птолемеем I в Египте, который объединил аспекты греческих и египетских богов. В Индии также для греков было естественным создать единое общее божество, объединив образ греческого бога-царя (Бог Солнца Аполлон или, возможно, обожествленный основатель Индо-греческое царство, Деметрий ) с традиционными атрибутами Будды.

Многие стилистические элементы в этих первых изображениях Будды указывают на влияние Греции: греческий химатион (легкая тога -подобная волнистая одежда, покрывающая оба плеча: до этого нововведения буддийские персонажи всегда изображались с дхоти набедренной повязкой ), нимб, контрапост вертикальных фигур (см. стоящие Будды Гандхары 1–2 веков и), стилизованные вьющиеся волосы и узел на вершине, очевидно, заимствованные из стиля Бельведерский Аполлон (330 г. до н.э.) и размеренное качество лиц, все выполнено с сильным художественным реализмом (см.: греческое искусство ). Некоторые из стоящих Будд (как изображено на фото) были вылеплены с использованием специфической греческой техники: руки, а иногда и ступни были сделаны из мрамора, чтобы усилить реалистичность, а остальная часть тела - из другого материала. Фуше особенно считал эллинистических отдельно стоящих будд «самыми красивыми и, вероятно, самыми древними из будд», относя их к I веку до н. Э. И делая их отправной точкой антропоморфных представлений Будды («Буддийское искусство Гандхара », Маршалл, стр.101).

Кушанская империя

В начале правления Кушанской династии (около 30 г. н.э.) в Средней Азии были широко распространены различные религиозные системы. К ним относятся культ Анаит (происходящий из Армении); зороастризм, включая культы Митры / Митра, Ормузд, Веретрагна и (особенно в Хорезме и Согд ) Сияваш, а также; греческий пантеон, в том числе Зевс и Гелиос.

Согласно китайским хроникам, буддизм пришел в Китай в 147 году от кушанов (которые были известны в Китае более древними, Китайский экзоним : Великий Юэчжи ) и работа кушанских миссионеров привели к тому, что буддизм был принят в качестве официальной религии двора китайского императора императора Хуана Ханьского (годы правления 146-168).

В середине II века Кушанская империя под руководством Канишки I расширилась в Среднюю Азию и дошла до Кашгара, Хотана. и Яркенд, в Таримской котловине, современный Синьцзян. Как следствие, культурные обмены значительно расширились, и буддийские миссионеры Центральной Азии вскоре стали активными в столицах Китая Лоян, а иногда и Нанкин, где они особенно отличились своей переводческой работой.. Они продвигали священные писания Хинаяны и Махаяны.

Последователи буддизма были изгнаны из Ирана во II и III веках и нашли поддержку в Средней Азии, где буддизм получил широкое распространение.

При современных археологических раскопках в Хорезме (включая Базар-Кала, Гяур-Кала, Гяз-Кала), Согд (Тали-барзу, Зохак-и-Марон, Ер-Курган и др.) И Старый Термез установлено, что многие поселения и крепости относятся к кушанскому периоду. Однако наибольшее количество следов буддийской культуры в кушанский период было обнаружено в Тахаре ранее Тухаре или Тохаристане, в современном Афганистане.

Хотан

Древний Королевство Хотан было одним из древнейших буддийских государств в мире и культурным мостом, по которому буддийская культура и обучение передавались из Индии в Китай. Его столица находилась к западу от современного города Хотан. Жители Королевства Хотан, как и жители раннего Кашгара и Яркенда, говорили на иранском сакском языке.

Имеющиеся данные указывают на то, что первые буддийские миссии в Хотан были выполнены сектой Дхармагуптака:

... хотанский Dharmapada, некоторые орфографические устройства хотанского и не систематически Plotted Гандхари заимствованные слова в хотанском предать неоспоримо, что первые миссии в Хотане включены дхармагуптак и использовал харотхи -письменный гандхари. Теперь все другие рукописи из Хотана, и особенно все рукописи, написанные на хотанском языке, принадлежат Махаяне, написаны на брахмийской письменности и были переведены с санскрита.

к III веку н.э. Похоже, что некоторые тексты Махаяны были известны в Хотане, как сообщает китайский монах Чжу Шисин 朱士 行 (ум. после 282 г.):

Когда в 260 г. н.э. китайский монах Чжу Шисин решил отправиться в Хотан в попытке найти подлинные санскритские сутры, ему удалось найти санскритский Prajñāpāramitā в 25000 стихах и попытаться отправить его в Китай. В Хотане, однако, было множество хинаянистов, которые пытались воспрепятствовать этому, потому что считали этот текст неортодоксальным. В конце концов, Чжу Шисин остался в Хотане, но отправил рукопись в Лоян, где она была переведена хотанским монахом по имени Моклала. В 296 году хотанский монах Гитамитра пришел в Чанъань с другой копией того же текста

. Когда китайский монах Фасян путешествовал через Хотан, он записал, что все присутствующие там были Буддист. Согласно его рассказам, было четырнадцать главных монастырей, и он останавливался в самом важном из них, монастыре Гомати, в котором проживало 3000 монахов Махаяны. Когда Сюаньцзан позже путешествовал через Хотан в VII веке, он написал, что царь вышел лично поприветствовать его на границе Хотана. Его сопроводили в столицу и поселили в монастыре секты Сарвастивада. Сюаньцзан отмечает, что в Хотане было около 100 монастырей, в которых проживало в общей сложности 5000 монахов, изучавших Махаяну.

Рукопись на тибетском под названием «Религиозные летописи Хотана» была найдена в Дуньхуан, возможно, датируется 8 веком нашей эры. В нем описывается первоначальное появление буддизма в Хотане, включая восемь главных божеств-покровителей Хотана, «самопроизвольных бодхисаттв » страны, а также описание основных принципов шравакаяны и Махаяна, хотя Махаяна отдается предпочтение. шраваки изображены как входящие в Дхарму через Четыре благородные истины, в то время как бодхисаттвы Махаяны изображены входящими через неконцептуализацию, а Шурангама Самадхи.

после Династия Тан Хотан заключил союз с правителями Дуньхуана. Хотан поддерживал тесные отношения с буддийским центром в Дуньхуане: королевская семья Хотана вступила в брак с элитами Дуньхуана, посещала буддийский храмовый комплекс Дуньхуана и покровительствовала ему, а также жертвовала деньги, чтобы их портреты были нарисованы на стенах гротов Могао. В течение 10 века королевские портреты Хотана писались вместе с растущим числом божеств в пещерах.

Коренная династия Хотана (все королевские имена имеют индийское происхождение) управляла страстно-буддийским городом-государством с примерно 400 храмами в конце 9 - начале 10 века - в четыре раза больше, чем было зафиксировано Сюаньцзаном в течение года 630 г. н.э. Буддийское королевство было независимым, но периодически находилось под контролем Китая в период Хань и династий Тан.

Шаньшань

Харотхи рукопись из Шаньшань Таримский бассейн в III веке

Буддизм, как известно, был распространен в царстве Шаньшань. В Эндере была найдена надпись Харотхи, первоначально написанная примерно в середине III века н.э. Надпись описывает царя Шаньшана как последователя буддизма Махаяны - того, кто «отправился в Великую колесницу». Царь, о котором идет речь, вероятно, был Агока, который был самым могущественным королем Шаньшана. По словам Ричарда Саломона, есть все основания полагать, что буддизм Махаяны в то время был широко распространен в Шаньшане и пользовался королевским покровительством.

Еще одно свидетельство официального принятия буддизма Махаяны в Шаньшане можно найти в письме, начертанном на дереве который датируется несколькими десятилетиями позже. В письме Великий Козбо Шамасена описывается как «возлюбленный людей и богов, почитаемый людьми и богами, благословленный добрым именем, изложивший в Махаяне».

Иранский буддизм

Части буддийского индо-греческого царства (180 г. до н.э. - 10 г. н.э.) и его преемника, буддийской Кушанской империи (30 г. н.э. - 375 г. н.э.), в частности Балх, были и остаются, ирански говорящими. Знаменитый буддийский монастырь в Балхе, известный как Нава Вихара («Новый монастырь»), на протяжении веков функционировал как центр буддийского образования в Центральной Азии. Вскоре после того, как сасанидская персидская династия пала перед мусульманами (в 651 г.), Балх перешел под власть мусульман (в 663 г.), но монастырь продолжал функционировать еще как минимум еще столетие. В 715 г., после того как восстание в Балхе было подавлено Аббасидским халифатом, многие персидские буддийские монахи бежали на восток по Шелковому пути в буддийское Хотанское, который говорил на родственном восточно-иранском языке, и далее в Китай. Абу Райан аль-Бируни, персидский ученый и писатель, служивший Газневидам, сообщил, что примерно в начале X века монастыри в Бактрии, включая Нава Вихару, все еще функционировали и украшались фресками Будды.

Несколько иранских буддийских монахов, в том числе Ан Шигао и Бодхидхарма, сыграли ключевую роль в передаче буддизма по Шелковому пути и введении Буддизм в Китае. Ань Сигао (китайский : 安世高) (ок. 148–180 гг. Н. Э.) Был самым первым известным переводчиком индийских буддийских текстов на китайский язык. Согласно легенде, он был принцем Парфии по прозвищу «парфянский маркиз », который отказался от своих претензий на царский трон Парфии, чтобы служить буддистом. миссионер монах в Китае. Бодхидхарма, основатель чана -буддизма, который позже стал Дзэн и легендарный создатель физического воспитания Шаолиньских монахов, которые привели к созданию Шаолиньского кунг-фу, описывается как буддийский монах иранского происхождения. в первом китайском упоминании о нем (Ян Сюань-Чжи, 547 г. н.э.). В буддийском искусстве Бодхидхарма изображается как бородатый и широко раскрытыми глазами варвар, и он упоминается как «Голубоглазый Варвар » (碧眼 胡, Bìyǎn hú) на китайском языке. Тексты Чана.

Потомственные администраторы Нава Вихары, иранские Бармакиды, перешли из буддизма в ислам после завоевания монастыря и стали могущественными визирами при халифах Аббасидов Багдада. Последний из семейства визирей, Джафар ибн Яхья, является главным героем многих сказок из Арабских ночей. В народных сказках и массовой культуре Джафар ассоциировался со знанием мистицизма, колдовства и традиций, лежащих вне области ислама. Подобные традиции мистицизма и синкретизма продолжились в Балхе, который был местом рождения средневекового персидского поэта Руми, основателя суфийского ордена Мевлеви.

. Персидская литература того периода также свидетельствует об исламско-буддийских культурных контактах. В персидской поэзии часто используется сравнение дворцов: они «прекрасны, как Новбахар [Нава Вихара]». Кроме того, в Нава Вихаре и Бамиане изображения Будды, особенно Майтрейи, будущего Будды, имели «лунные диски» или ореол, иконографические изображения позади или вокруг их головы. Это привело к поэтическому изображению чистой красоты как человека с «лунным лицом Будды». Таким образом, в персидских поэмах XI века, таких как «Варке» и «Голшах» Айюки, слово будд используется в положительном значении «Будда», а не во втором, уничижительном значении «идол». Этот положительный оттенок подразумевает идеал бесполой красоты как у мужчин, так и у женщин. Такие ссылки указывают на то, что либо буддийские монастыри и изображения присутствовали в этих иранских культурных областях, по крайней мере, в течение монгольского периода 13 века, либо, как минимум, буддийское наследие оставалось на веков среди буддистов приняли ислам.

Более поздняя история

Другие религиозные короли, такие как монгольский властитель 16 века Алтан Хан, пригласили буддийских учителей в свое царство и провозгласили буддизм официальным символом веры страны в чтобы помочь объединить свой народ и укрепить свое правление. При этом они могли запретить определенные практики небуддийских, местных религий и даже преследовать тех, кто им следовал, но эти жесткие действия были в первую очередь политически мотивированы. Такие амбициозные правители никогда не заставляли своих подданных принимать буддийские формы веры или поклонения. Это не часть религиозного вероучения.

Процент буддистов по странам

Ниже приведены процентные доли буддистов в некоторых странах Центральной Азии из разных источников:

Буддизм по странам в Центральной Азии
Государственный флагСтранаНаселение (2007E)% буддистовВсего буддистов
Флаг Казахстана.svg Казахстан 15 422 0000,50%81843
Флаг Кыргызстана.svg Кыргызстан 5,317,0000,35%18,610
Флаг Таджикистана.svg Таджикистан 7,076,5980,1 %7,076
Флаг Туркменистана.svg Туркменистан 5,097,0280,1%5,097
Флаг Узбекистана.svg Узбекистан 27,780,0590,1%

Галерея

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Klimkeit, Hans-Joachim (1990). Буддизм в турецкой Центральной Азии, Нумен 37, 53 - 69
  • Пури, Б. Н. (1987). Буддизм в Центральной Азии, Дели: Мотилал Банарсидасс
  • Кудара, Коги (2002). Грубый очерк буддизма Центральной Азии, Тихоокеанский мир, 3-я серия 4, 93-107
  • Кудара, Коги (2002). Буддийская культура древних уйгурских народов, Тихоокеанский мир, 3-я серия 4, 183-195
  • Халкиас, Георгиос (2014). «Когда греки обратили Будду: асимметричная передача знаний в индо-греческих культурах». [1], Лейден: Брилл, 65-116.
Последняя правка сделана 2021-05-13 03:58:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте