Люди в буддизме ( санскрит : मनुष्य, IAST : manuṣya, пали манусса ) являются объектами обширной комментаторской литературы, в которой природа и качества человеческой жизни исследуются с точки зрения способности людей достичь просветления. В буддизме люди - это всего лишь один из видов разумных существ, то есть существ с потоком ума. На санскрите манушья означает «животное с разумом». На санскрите слово Манусмрити, связанное с Манушья, использовалось для описания знания через память. Слово Муун или Маан означает ум. Ум - это совокупность прошлого опыта со способностью памяти или смрити. Разум рассматривается как животное с болезнью, которая уводит душу от ее универсального просвещенного бесконечно малого поведения к конечному, жалкому, пугающему поведению, которое колеблется между состояниями рая и ада, прежде чем снова угаснет до своего бесконечно малого поведения.
В буддизме люди имеют особый статус: только человек может достичь просветления как полностью просветленный Будда. Просветление в качестве архата может быть достигнуто в царствах божеств Шуддхаваса. Бодхисаттвы могут появляться во многих различных видах жизни, например, как животное или как дэв. Однако будды всегда люди.
Поначалу статус жизни человека считается очень важным. В иерархии буддийской космологии он низок, но не совсем внизу. Он по своей сути не отмечен крайностями счастья или страдания, но все состояния сознания во вселенной, от адских страданий до божественной радости и безмятежного спокойствия, могут быть испытаны в человеческом мире.
Людей можно считать очень благосклонными, поскольку у них есть непосредственная причина искать Дхарму, а также есть средства слушать ее и следовать ей. Среди низших миров Преты (также известные как голодные призраки) и обитатели Нарака (буддийского ада) охвачены болью и страхом и могут только вынести свою судьбу, но не могут улучшить себя. Животные интеллектуально неспособны полностью понять Дхарму. В образе жизни асуров преобладает насилие, противоречащее учению Дхармы. Большинству Брахм и Дэвов просто нравится пожинать плоды своих прошлых действий, и они думают, что они бессмертны и всегда будут счастливы, поэтому они не пытаются практиковать Дхарму. Когда все их прошлые кармы дадут результат, эти дэвы упадут в нижние миры и снова будут страдать. Низшие виды дэвов имеют дело с раздорами, любовью и потерями так же, как и люди, но даже в этом случае у них отсутствует стимул неминуемой смертности, который может заставить людей искать не просто лучшую жизнь в будущем, но и вообще избавиться от сансары. Однако есть истории о существах в этих сферах, которые решили практиковать и достигли просветления.
По этой причине жизнь в мире людей известна как «драгоценное человеческое возрождение». Рожденные рядом с осью счастья и страдания, люди обладают уникальной способностью делать нравственный выбор, имеющий долгосрочное значение.
Считается, что возрождение человека случается крайне редко. Маджхима Никая (129 Балапандита Сутта) сравнивает его с деревянным ярмом для скота, плывущим по волнам моря, подбрасываемым в разные стороны ветрами и течениями. Вероятность того, что слепая черепаха поднимется из глубин океана на поверхность раз в сто лет и просунет голову через отверстие в ярме, считается большей, чем у существа из царства животных, царства голодных призраков или ада. царство, достигшее возрождения человеком. Это потому, что, согласно сутте, в этих сферах нет Дхаммы (санскритской Дхармы), нет практики того, что правильно, нет добрых дел и нет заслуг. Однако обычно подразумевается, что если кто-то уже живет как человек, он будет продолжать перерождаться в человеческом мире, основанном на добрых делах, и поэтому они будут единым целым снова и снова, пока они будут нравственными и хорошими способами, описанными в Буддийские правила независимо от того, являются они буддистами или нет. Идея состоит в том, что человек должен быть хорошим и нравственным, потому что падение ниже человеческого царства опасно, так как шансы на то, что кто-то снова станет человеком с большой частотой, невелики.
Среди людей есть и лучшие, и худшие условия для достижения просветления. Помимо рождения человеком, благоприятными условиями для достижения просветления являются:
Так же, как трудно получить человеческое рождение, также трудно родиться в то время, когда учение Будды еще доступно. Из бесконечных кальп (невероятно длительных периодов) во времени в большинстве из них вообще нет Будд. Настоящая кальпа называется «Удачливой», потому что говорят, что в ней явится 1000 Будд, что очень необычно.
По этой причине буддийские учителя говорят, что нынешнее состояние человека как человека следует ценить очень высоко и не позволять ему ускользать, поскольку сочетание человеческого существования и присутствия учения Будды может не повториться еще очень долго. время. С этой точки зрения любой человек, который имеет возможность изучить Дхарму, будет упущением, если не воспользуется ею. Эта точка зрения также контрастирует с теми, кто утверждает, что, если человек должен переродиться несколько раз, нет необходимости беспокоиться о своих действиях в этой жизни, поскольку они всегда могут быть исправлены в будущем; скорее, нет никакой гарантии, что за долгую серию жизней кто-либо когда-либо получит подходящие обстоятельства для просветления, поэтому важно не упустить момент.
Что касается счастливой человеческой жизни, Пабонгкапа Дечен Ньингпо сказал: «Вместо того, чтобы испытывать такое большое сожаление, когда мы теряем наши деньги, мы должны испытывать сожаление, когда мы тратим свою человеческую жизнь».
Согласно Агганья Сутте (DN 27), люди произошли в начале нынешней кальпы как дэва-подобные существа, переродившиеся из царства дева Абхасвара. Тогда они были существами, сияющими в собственном свете, способными перемещаться по воздуху без механической помощи, живущими очень долго и не нуждающимися в пропитании.
Со временем они приобрели вкус к физическому питанию, и по мере его употребления их тела становились тяжелее и больше походили на человеческие; они утратили способность сиять и начали приобретать отличия во внешнем виде. Их продолжительность жизни уменьшилась, они разделились на два пола и стали сексуально активными. После этого среди них возникли жадность, воровство и насилие, в результате чего они установили социальные различия и правительство и избрали правителя, которого назвали Махасамматой, «великим назначенным». Некоторые цари Индии во времена Будды утверждали, что произошли от него.
В призрачной картине человеческого царства, представленной в буддийской космологии, люди живут на четырех континентах, которые являются, условно говоря, небольшими островами в огромном океане, который окружает осевую мировую гору Сумеру и заполняет большую часть поверхности Земли. Океан, в свою очередь, окружен круглой горной стеной, называемой Cakravāa ( санскрит ) или Cakkavāa ( Pāli ), которая отмечает горизонтальную границу земли. Из-за необъятности океана на континенты нельзя попасть друг от друга на обычных парусных судах, хотя в прошлом, когда правили цари чакравартинов, сообщение между континентами было возможно с помощью сокровища, называемого чакраратна (пали чаккаратана ), на котором чакравартин и его свита могли летать по воздуху между континентами.
Четыре континента: