Манас ( пали ) - один из трех частично совпадающих терминов, используемых в никаях для обозначения ума, остальные - это читта и винняна.
Каждый манас, читта и винняна иногда используются в общем и нетехническом смысле слова «ум» в целом, а три иногда используются последовательно для обозначения умственных процессов в целом. Однако их основные виды использования различны. В отличии от абхидхаммы Питака из Тхеравады, мана или Мано является своим родом понятия ума в целом, в то время как Читта каждый из этапов или процессов сознания мгновенных и viññāṇa является одной из нескольких форм читты, также шаг витхи или умственной процедуры, которая представляет собой упорядоченную последовательность читты.
Манас часто указывает на способность к общему мышлению. Мышление тесно связано с волей, потому что умственная деятельность - это один из способов проявления воли: «Желая, человек действует телом, речью и мыслями». Более того, желание описывается как осознанное мышление.
Непреднамеренная мысль часто является выражением скрытых тенденций ( анусая), которые обусловлены волевой связью прошлого.
Этот термин не используется в описании познавательного процесса в ранних текстах, за исключением предварительной роли манодхату. Дискурсивная деятельность познавательного процесса - это, скорее, функция саннья, вместе с « рассуждением » и «деланием многообразия». Это предполагает, что «мышление», осуществляемое манасом, более тесно связано с волей, чем с дискурсивными процессами, связанными с апперцепцией. Манас - это в основном умственная деятельность, которая вытекает из воли, будь то немедленное или разделенное во времени и вызванное активацией скрытой тенденции.