Гухьясамаджа тантра (санскрит: Гухьясамаджатантра; тибетский : Gsang ’dus rtsa rgyud (Toh 442); Тантра Тайного Сообщества) - одно из важнейших писаний тантрического буддизма. В наиболее полной форме он состоит из семнадцати глав, хотя отдельная «пояснительная тантра» (вьякхйатантра), известная как Поздняя тантра (санскрит: Гухьясамаджа Уттаратантра; тибетский: Ргьюд пхи ма (Тох 443)), иногда считается ее восемнадцатой. главу. Многие ученые полагают, что первоначальное ядро работы состояло из первых двенадцати глав, а главы с тринадцатой по семнадцатую были добавлены позже в качестве пояснительного материала.
В Индии это было классифицировано как Йога или Махайога Тантра. В Тибете она считается Непревзойденной Йога тантрой (rnal ’byor bla med rgyud). Он развивает традиции, найденные в более ранних священных писаниях, таких как Компендиум Реальности (санскрит: Сарва-татхагата- таттва-самграха ; Де бжин гшегс патхамс чад кйи де хо на нйид бсдус па (Тох 479)), но является сосредоточены в большей степени на антиномических аспектах, характерных для более поздних буддийских тантр. Наропа и Арьядева считали Компендиум Реальности коренной тантрой по отношению к Тантре Гухьясамаджи. Гухьясамаджа тантра сохранилась в санскритских рукописях, а также в тибетском и китайском переводах.
Гухьясиддхи Падмаваджры, работа, связанная с традицией Гухьясамаджи, предписывает действовать как шайва-гуру и инициировать членов в священные писания и мандалы Шайва-сиддханты. Также были созданы статуи и изображения, чтобы украсить радикальную методологию.
Согласно одной традиции, Гухьясамаджа Тантра впервые была преподана Буддой в форме Ваджрадхара - Индрабхути. царь Уддияны, также называемый царем Дза.
Как и в большинстве тантр, существуют разные традиции и передачи. Возможно, самая старая из сохранившихся линий - это Традиция (ye shes zhabs lugs), восходящая к Буддхашриджняне (конец 8 века). Наиболее важной исторически является традиция Арья (gsang 'dus' phags lugs), основанная на комментариях, приписываемых Нагарджуне, Арьядева и Чандракирти.. 'Гос Лоцава Кхуг pa lhas btsas возникла в Тибете, как и Марпа Лотсава. Традиция Сакья получила обе передачи. Цонкапа, основатель традиции гелуг, считал Эзотерическое Сообщество самой важной из тантр и использовал традицию Арья как образец для интерпретации всех другие тантрические традиции.
Есть две основные комментирующие традиции Гухьясамаджа Тантры: Арья традиция и Джнянапада традиция.
В практике Арйи традиции центральным божеством Гухьясамаджи является иссиня-черный Акшобхьяваджра, форма Акшобхьи, одного из пяти татхагатхи (панкататхагата), иногда называемые дхьяни-буддами. Акшобхьяваджра держит ваджру и колокольчик (гханта) в первых двух руках, а в других руках символы четырех других татхагат : колесо Вайрочаны и лотос Амитабхи в его правах, жемчужина Ратнасамбхавы и меч Амогхасиддхи слева. maṇḍala состоит всего из тридцати двух божеств.
В традиции Джнянапады центральным божеством является желтая Манджуваджра, форма Манджушри, с девятнадцатью божествами в мандале. У Манджуваджры три лица - правое белое, а левое красное - и шесть рук. Три лица могут представлять три основных канала тонкого тела, три стадии очищения ума или иллюзорного тела, свет и их союз. Манджуваджра держит в руках меч и книгу, а две другие руки - лук и стрела - представляют собой искусные средства (упая).
На Викискладе есть материалы, связанные с Гухьясамаджа. |