Vaiśeṣika Sūtra

редактировать

Vaiśeika Sūtra (санскрит : वैशेषिक सूत्र), также называемый канадской сутрой, является древним санскритским текстом, лежащим в основе вайшешика школы индуистской философии. сутра была написана индуистским мудрецом Канадой, также известным как Кашьяпа. По мнению некоторых ученых, он процветал до появления буддизма, потому что в Вайшешика сутре не упоминается ни буддизм, ни буддийские доктрины; однако подробности жизни Канады не ясны, и Vaiśeika Sūtra, вероятно, была составлена ​​где-то между 6 и 2 веками до нашей эры и окончательно оформлена в существующей в настоящее время версии до начала нашей эры.

Ряд ученых комментировали это с начала нашей эры; Самый ранний известный комментарий - это Падартха Дхарма Санграха Прашастапады. Другой важной второстепенной работой по Вайшешика сутре является Даша падартха шастра Матикандры, которая существует как на санскрите, так и в китайском переводе Юаньчжуана в 648 году н.э.

Вайшешика сутра написана в стиле афористических сутр и представляет свои теории о творении. и существование вселенной с использованием натуралистического атомизма, применения логики и реализма, и является одной из самых ранних известных систематических реалистических онтологий в истории человечества. В тексте обсуждаются различные виды движений и законы, которые ими управляют, значение дхарма, теория эпистемологии, основы Атмана (я, душа), и природа йоги и мокши. Явное упоминание движения как причины всех явлений в мире и несколько предположений по этому поводу делают его одним из самых ранних текстов по физике.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Рукописи
  • 3 Дата
  • 4 Физика и философия
  • 5 Содержание
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография

Этимология

Имя Вайшешика Сутра (санскрит: वैशेषिक सूत्र) происходит от слова viśea, विशेष, что означает «особенность», что противопоставляется «универсальности». Специфика и универсальность классов относятся к разным категориям опыта.

Рукописи

До 1950-х годов была известна только одна рукопись Вайшешика сутры, и эта рукопись была частью бхашьи Шанкарамисры 15 века. Ученые сомневались в его подлинности, учитывая несоответствия в этой рукописи и цитаты в другой индуистской, джайнской и буддийской литературе, утверждающие, что они взяты из Вайшешика Сутры. В 1950-х и начале 1960-х годов в отдаленных частях Индии были обнаружены новые рукописи Вайшешика сутры, которые позже были идентифицированы как эта сутра. Эти более новые рукописи совершенно разные, больше согласуются с исторической литературой и предполагают, что, как и другие основные тексты и писания индуизма, Вайшеника сутра тоже страдала от интерполяций, ошибок в передаче и искажений с течением времени. Сейчас доступно критическое издание Вайшешика-сутры.

Дата

В Вайшешика-сутрах упоминаются доктрины конкурирующих школ индийской философии, таких как санкхья и мимамса, но не упоминается буддизм, который привело ученых в более поздних публикациях к постулированию оценок периода с 6 по 2 век до н.э.

Исследования рукописей сутр Вайшешика, обнаруженных после 1950 года, предполагают, что текст, приписываемый Канаде, существовал в окончательной форме где-то между 200 г. до н.э. начало общей эры, с возможностью того, что ее ключевые доктрины намного старше. Множественные индуистские тексты, датированные I и II веками нашей эры, такие как Махавибхаса и Джнанапрастхана из Кушанской империи, цитируют и комментируют доктрины Канады. Хотя в Вайшешика-сутрах не упоминаются доктрины джайнизма и буддизма, в их древних текстах упоминаются доктрины Вайшешика-сутры и используется их терминология, в частности, буддийская традиция сарвастивады, а также работы Нагарджуна.

Физика и философия

Физика занимает центральное место в утверждении Канады о том, что все познаваемое основано на движении. Его приписывание центральной роли физике в понимании Вселенной также следует из его принципов инвариантности. Например, он говорит, что атом должен быть сферическим, поскольку он должен быть одинаковым во всех измерениях. Он утверждает, что все вещества состоят из атомов, два из которых имеют массу, а два - безмассовые.

Начальные сутры ..

Теперь объяснение дхармы,.

средство к процветанию и спасению - это дхарма.

- Вайшешика Сутра, Перевод: Клаус Клостермайер

Философия в Вайшешика сутре атомистична плюрализм, утверждает Джаятиллеке. Его идеи известны своим вкладом в «индуктивный вывод» и часто сочетаются с «дедуктивной логикой» сестринской школы индуизма, называемой ньяя. Джеймс Троуэр и другие называют философию вайшешики натурализмом, который отвергает сверхъестественное.

В тексте говорится:

  • Есть девять составляющих реальности: четыре класса атомов (земля, вода, свет и воздух), пространство (акаша ), время (кала ), направление (диша), бесконечность душ (Атман ), ум (манас ).
  • Каждый объект творения состоит из атомов (парману), которые, в свою очередь, соединяются друг с другом, образуя молекулы (ану). Атомы вечны, и их комбинации составляют эмпирический материальный мир.
  • Индивидуальные души вечны и какое-то время пронизывают материальное тело.
  • Существует шесть категорий (padārtha ) опыта: субстанция, качество, активность, общность, особенность и неотъемлемость.

Даны некоторые характеристики субстанций (дравья ), такие как цвет, вкус, запах, прикосновение, число, размер, разделение, соединение и разъединение, приоритет и потомство, понимание, удовольствие и боль, влечение и отвращение, и wis hes. Как и во многих основополагающих текстах классических школ индуистской философии, Бог не упоминается в сутре, и текст является нетеистическим.

Содержание

Эпистемология (прамана ) в Вайшешике.

Критическое издание Сутр Вайшешика разделено на десять глав, каждая из которых разделена на две части, называемые āhnikas:

  • В первой главе Канада открывает свою Сутру с определениями Дхармы, важности Веды и его цели. В тексте говорится о Матилале, а затем определяются и описываются три категории и их причинные аспекты: сущность, качество и действие. Он объясняет их различия, сходства и отношения между этими тремя. Вторая часть первой главы определяет и объясняет универсальное, частное (viśea) и их иерархические отношения. Канада утверждает, что некоторые универсалии возникают именно из сочетания частностей.
  • Вторая глава Вайшешика Сутры представляет пять субстанций (земля, воздух, вода, огонь, пространство), каждая из которых обладает определенными качествами. Канада утверждает, что все, кроме «воздуха и пространства», можно проверить с помощью восприятия, в то время как существование невидимого воздуха устанавливается с помощью умозаключений (дует воздух, и что должно быть вещество, которое влияет на ощущение прикосновения к коже; пространство, как он утверждает, есть выводится из способности человека беспрепятственно перемещаться из одной точки в другую - точку, которую он исправляет в более поздней части текста, утверждая, что звук воспринимается и доказывает пространство).
  • В третьей главе Канада излагает свои предположения о Атман (я, душа) и его значимость.
  • В четвертой главе обсуждается тело и его дополнения.
Вайшешика-сутра упоминает множество эмпирических наблюдений и природных явлений, таких как поток жидкости и движение магнитов, а затем пытается объяснить их с помощью натуралистических теорий.
  • В пятой главе исследуются действия, связанные с телом, и действия, связанные с разумом. Текст определяет и обсуждает Йога и Мокша, утверждая, что самопознание (атма-сакшаткара) является средством к духовному освобождению. В этой главе Канада упоминает различные природные явления, такие как падение предметов на землю, подъем огня вверх, рост травы вверх, характер дождя и гроз, поток жидкостей, движение к магниту и многие другие; Затем он пытается объединить свои наблюдения со своими теориями и классифицирует явления на два: те, которые вызваны волей, и те, которые вызваны соединениями субъект-объект.
  • В шестой главе puṇya (добродетель) и pāpa (грех) рассматриваются как моральные предписания, так и обсуждаемые в Ведах и Упанишадах.
  • В седьмой главе обсуждаются такие качества, как цвет и вкус, как функция тепла, времени, объекта и субъекта. Канада посвящает значительное количество сутр своей теории и важности измерения.
  • В восьмой главе Канада останавливается на природе познания и реальности, утверждая, что познание является функцией объекта (субстанции) и субъекта. Некоторые сутры неясны, например, одна на Артха, которая, по утверждению Канады, применима только к «сущности, качеству и действию» согласно его первой главе.
  • В девятой главе Канада обсуждает эпистемология, особенно природа восприятия, умозаключений и процесса человеческого мышления.
  • В последней десятой главе текст фокусируется на душе, ее атрибутах и ​​тройных причинах. Канада утверждает, что человеческое счастье и страдания связаны с невежеством, заблуждением и знанием души. Он развивает свои теории действующей причины, кармы, тела, ума, познания и памяти, чтобы представить свою диссертацию. Он упоминает медитацию как средство познания души.

Примечания

Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-18 08:19:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте