Аханкара (अहंकार) - это санскритский термин, связанный с эго и эгоизмом - то есть отождествление со своим эго или привязанность к нему. Термин «ахамкара» происходит от примерно 3000-летней ведической философии, где ахам - это «я», а кара - «любая сотворенная вещь» или «делать». Термин возник в ведической философии более 3000 лет назад, а позже был включен в индуистскую философию, в частности санкхья философию.
Ахамкара является одним из них. четырех частей антахкараны (внутреннего органа), описанных в индуистской философии. Остальные три части - это Буддхи, Читта и Манас. В Уттара Мимамса или веданта ветвь индуистской философии, даже если это не обсуждается подробно в Бхагавад-гите, Господь Кришна говорит Арджуну, что ахамкара должна быть удалена - другими словами, она должна быть подчинена господину. Причина этого в том, что Атмана нет (не может быть), когда человек находится в состоянии ахамкары.
В Бхагавад Гите Господь Кришна говорит: «Воздух, вода, земля, огонь, небо, ум, разум и аханкаар (эго) вместе составляют природу, созданную мной».
Чтобы получить понимание этого термина - иметь мощный инструмент для понимания природы и поведения самих себя и других. Ведическая философия учит, что когда чей-то ум находится в состоянии ахамкары, он находится в состоянии субъективной иллюзии, когда ум связывает представление о себе с внешней вещью. Это может быть материальный объект или концепция (например, концепция борьбы за мир). Эго участвует в построении иллюзии.
Примеры аханкары в действии:
В обоих случаях, разум создал состояние иллюзии, но оно кажется человеку в этом состоянии очень реальным, а субъективность и реальность затемнены. Это глубоко иллюзорное состояние часто заставляет людей совершать самые странные, странные поступки, иногда злые и часто совершенно не характерные для них. Все люди могут - и обычно в какой-то момент своей жизни - страдают от этого.
Хотя аханкара обычно является состоянием иллюзии, в этом состоянии может появиться Вак-таттва (одна из 36 таттв). Когда это происходит, тогда впервые в игру вступают индивидуальная воля, решимость, чувство морали и этики, что является первым шагом на пути к духовному развитию / просветлению. Считается, что без достаточно гармоничной и могущественной аханкары (личности) невозможно приложить усилие, необходимое для достижения более высокого духовного уровня.
Положение аханкары и буддхи иногда представлено в обратном порядке, потому что, как принцип «я», аханкаре разрешен контроль над манасом (чувственным умом) и буддхи (высшим интеллектом, интуицией). Однако буддхи является высшей таттвой, и поэтому аханкара может занимать более высокое положение по сравнению с буддхи только с функциональной точки зрения. С абсолютной точки зрения, аханкара создается буддхи и, следовательно, подчиняется ему.
Джайнизм