Гангеша Упадхьяя (санскрит : गंगेश उपाध्याय, Gaṅgeśa Upādhyāya) (первая половина 14 века) был индийским философом и математиком из царства в Митхила. Он основал школу Навья-Ньяя («Новая логика»). Его Tattvacintāmai (Драгоценность мысли о природе вещей), также известная как Pramāṇacintāmaṇi (Драгоценность мысли о средствах достоверного знания), является основным текстом для всех последующих разработок. Логики этой школы в первую очередь интересовались определением своих терминов и понятий, относящихся к небинарным логическим категориям.
Ганга родился в деревне Карион на берега реки Камала, в 19 км к юго-востоку от Дарбханги в семье браминов. Согласно традиции, в ранние годы он был неграмотным, но позже он получил знания логики как дар от богини Кали. Его сын Вардхамана Упадхьяя также был известным философом школы ньяя. Кроме этого, о его жизни ничего не известно.
Основополагающий текст Navya-Nyaya - он разделен на четыре кханы (книги): Pratyakṣakha (a (книга по восприятию), Anumānakhaa (книга по выводам), Upamānakhaa (книга по сравнение) и шабдахана (книга устных свидетельств). Первая книга открывается приветствием Шиве.
Tattvacintāmaṇi (T.C.) представляет собой систематическое изложение эпистемологии, логики и философии грамматики. Остальные темы, такие как доказательства Бога, рассматриваются попутно.
Гангеса называет свое учение Новой Ньяей. Этот термин «новая ньяя» не следует понимать как подразумевающий какую-либо большую оригинальность теории со стороны Ганги, а скорее как оригинальность в методе. Его работа отличается от старейшей Ньяи тем, что он принимает многие принципы школы Вайшешики и в его расположении учений Ньяи по четырем заголовкам, а не по 16 предметам (падартха ) Старой Ньяи.
Новизна метода Ганги - новизна стиля и организации. Он гораздо точнее, осторожнее определяет свои термины, чем его предшественники; эти достоинства его работы ответственны за тот факт, что, возможно, половина литературы Навья-Ньяя основана либо непосредственно на T.C. или комментарий к T.C.
.