Tyāgarāja | |
---|---|
Картина Тьягараджа из дворца Джаганмохан в Майсуре | |
Родился | Какарла Тьягабрахмам ( 1767-05-04)4 мая 1767 г. Танджавур |
Умер | 6 января 1847 г. (1847-01-06)(79 лет) Тирувайяру, Королевство Танджавур Маратхов |
Занятие | Карнатик композитор |
Тьягараджа ( телугу : త్యాగరాజ) (4 мая 1767 - 6 января 1847), также известный как Тьягайя, был композитором и вокалистом карнатической музыки, одной из форм индийской классической музыки. Он был плодовитым и очень влиятельным в развитии индийской классической музыкальной традиции. Тьягараджа и его современники, Шьяма Шастри и Мутхусвами Дикшитар, считаются Троицей Карнатической музыки. Тьягараджа сочинил тысячи религиозных сочинений, большинство из которых на телугу и восхваляет Господа Раму, многие из которых остаются популярными и сегодня. Особо следует упомянуть пять его произведений, названных Pancharatna Kritis (англ.: «пять драгоценных камней»), которые часто поются в программах в его честь.
Тьягараджа видел правление четырех королей из династии Маратхов - Туладжи II (1763–1787), Амарасимхи (1787–1798), Серфоджи II (1798–1832) и Шиваджи II (1832–1855), хотя он не служил ни одному из них.
Тьягараджа родился Какарла Тьягабрахман в 1767 году в семье брахманов телугу Вайдики Мулаканаду в Тируваруре в современном районе Тирувару в штате Тамил Наду. Существует школа мысли, возглавляемая музыковедом Б.М. Сундарамом, которая оспаривает это и предлагает Тирувайяру в качестве места его рождения. Он - известный музыкант, и его фамилия «Какарла» указывает на то, что они были первоначально мигрантами из одноименной деревни в Кумбум талук района Пракасам, Андхра-Прадеш. Его семья принадлежала к традиции смарта и бхарадваджа готры. Тьягараджа был третьим сыном своих родителей, а Панчанада Брахман и Панчапакеша Брахман - его старшие братья. Его назвали Тьягабрахман / Тьягараджа в честь Тьягараджи, главного божества храма в Тируваруре, месте его рождения. Дедом Тьягараджи по отцовской линии был Гирираджа Кави. Гирираджа Кави был поэтом и музыкантом. Гирираджа родился в деревне Какарла, Кумбум талук в районе Пракасам, Андхра-Прадеш. Считается, что он принадлежал к секте Мулаканаду. Деда Тьягараджи по материнской линии звали Калахастайя, но его часто называли Вина Калахастайя, поскольку он был известным игроком на вине. Тьягараджа научился играть на вине в детстве у Калахастайи. После смерти Калахастайи Тьягараджа нашел Нарадиям, книгу о музыке. Тьягараджа поклонялся небесному мудрецу Нараде ; Ссылка на это - крити Вара Нарада Тьягараджи (рага Виджаяшри, Ādi tāḷam). Легенда гласит, что отшельник научил его мантре, призывающей Нараду, и Тьягараджа, медитируя на эту мантру, получил видение Нарады и был благословлен книгой Сварнавам от мудреца. В свои последние дни Тьягараджа дал обеты Санньясы.
Тьягараджа умер в день Пушья Бахула Панчами, 6 января 1847 года, в возрасте 79 лет. Его последним сочинением перед смертью был Гирипаи Нелаконна (рага Сахана, Ади тахам). Он был похоронен на берегу реки Кавери в Тирувайяру.
Тьягараджа начал свое музыкальное образование в раннем возрасте у Сонти Венката Раманайи, музыкального ученого, после того, как последний услышал его пение и был впечатлен вундеркиндом. Тьягараджа считал музыку способом испытать любовь Бога. Его композиции были сосредоточены на выражении, а не на технических деталях классической музыки. Он также проявил талант к сочинению музыки и в подростковом возрасте сочинил свою первую песню «Намо Намо Рагхавайя» в рагаме Десика Тоди и написал ее на стенах дома. Его композиции в основном имеют религиозный ( бхакти) или философский характер. В его песнях он обычно либо обращается к своему божеству поклонения (в первую очередь Аватару Раме ), либо в размышлениях, либо в повествованиях, либо в обращении к публике. Он также написал крити, восхваляющие Кришну, Шиву, Шакти, Ганешу, Муругу, Сарасвати и Ханумана.
Сонти Венкатараманайя сообщил королю Танджавура о гении Тьягараджи. Король отправил приглашение вместе со множеством богатых подарков, приглашая Тьягараджу посетить королевский двор. Однако Тьягараджа не был склонен к карьере при дворе и категорически отклонил приглашение. Говорят, что по этому поводу он написал крити Нидхи Чала Сукхама (నిధి చాల సుఖమా) (английский: «Приносит ли богатство счастье?»). Он проводил большую часть своего времени в Тирувайяру, хотя есть записи о его паломничестве в Тирумалу и Канчипурам. Когда он был в Канчипураме, он встретил Упанишад Брахмайогин в Брахмендрал Матт в Канчипураме.
Карнатическая музыка |
---|
Тамбура по-танджавурски |
Концепции |
Композиции |
Инструменты |
|
|
Тьягараджа, который был погружен в свою преданность Раме и вел спартанский образ жизни, не предпринял никаких шагов для систематической систематизации своей обширной музыкальной деятельности. Рангарамануджа Айенгар, ведущий исследователь карнатической музыки, в своей работе « Крити Манималаи » описал ситуацию, сложившуюся во время смерти Тьягараджи. Говорят, что большая часть его несравненных музыкальных произведений была потеряна для мира из-за природных и техногенных катастроф. Обычно Тьягараджа пел свои композиции, сидя перед проявлениями божеств Господа Рамы, а его ученики записывали детали его композиций на пальмовых листьях. После его смерти они были в руках его учеников, а затем семей, происходящих от учеников. Не было окончательного издания песен Тьягараджи.
Песни, которые он сочинял на чистом телугу, были широко популярны из-за легкости, с которой их можно было петь в те дни. Музыкальные эксперты, такие как Канчепурам Наяна Пиллаи, Симижи Сундарам Айер и Винаи Дханаммал, увидели безграничные возможности творческой музыки, заложенные в его композициях, и систематически записали песни, доступные им. Впоследствии такие исследователи, как К.В. Шриниваса Айенгар и Рангарамануджа Айенгар, приложили огромные усилия, чтобы связаться с различными учителями и семьями, владевшими пальмовыми листьями. К.В. Шриниваса Айенгар выпустил Ади Сангита Ратнавали и Ади Тьягараджа Хридхаям в трех томах. Рангарамануджа Айенгар опубликовал « Крити Мани Малай» в двух томах. Он также сочинял песни на санскрите.
Кроме того, Мусири Субрамания Айер, старейшина Бхава Сангитам, имел обширную коллекцию книг в своей библиотеке. Т.К. Говинда Рао, его ученик, выпустил сборник песен Тьягараджи на английском языке и письмом деванагари. Т. С. Партхасарати, ведущий исследователь Тьягараджи, опубликовал текст и значение песен Тьягараджи. На телугу также есть много менее исчерпывающих публикаций.
Из 24 000 песен, написанных им, осталось около 700; однако ученые скептически относятся к таким числам, поскольку нет биографических свидетельств, подтверждающих такие утверждения. В дополнение к почти 700 композициям (крити) Тьягараджа написал две музыкальные пьесы на телугу: « Прахалада бхакти виджаям» и « Наука чаритам». Прахлада Бхакти Виджаям состоит из пяти актов с 45 крити, установленных в 28 рагах и 138 стихах в разных метрах на телугу. Наука Чаритам - это более короткая пьеса в одном действии с 21 крити, установленная в 13 рагах и 43 стихах. Последняя - самая популярная из опер Тьягараджи, созданная собственным воображением композитора и не имеющая основы в Бхагавата-пуране. Тьягараджа также сочинил ряд простых молитвенных пьес, подходящих для хорового пения.
Индийский музыкальный критик ХХ века К.В. Рамачандран писал: «Тьягараджа - неутомимый толкователь прошлого... но если одним глазом он смотрит назад, то другим он также смотрит вперед. Подобно Праджапати, он создает свои собственные средства массовой информации и поклоняется своему Раме не только новыми словами-драгоценностями, но и вновь созданной музыкой, подобной драгоценному камню. Именно эта грань Тьягараджи отличает его от его прославленных современников ». Другими словами, в то время как современники Тьягараджи были в первую очередь озабочены тем, чтобы донести до публики музыку прошлого, Тьягараджа в то же время был пионером новых музыкальных концепций.
Тьягараджа Арадхана, юбилейный музыкальный фестиваль, проводится каждый год в Тирувайяру в районе Танджавур штата Тамилнаду с января по февраль в честь Тьягараджи. Это недельный музыкальный фестиваль, на котором собираются музыканты Carnatic со всего мира на его пристанище. На Пушья Бахула Панчами тысячи людей и сотни карнатических музыкантов поют пять панчаратна крити в унисон под аккомпанемент большого банка аккомпаниаторов на винах, скрипках, флейтах, надашварам, мридангамах и гхатамах.
Его именем назван спортивный комплекс в Нью-Дели, Thyagaraj Sports Complex. Кратер на планете Меркурий был назван в честь Тьягараджи в 1976 году.
Как самый известный композитор телугу крити или ( киртанов), Тьягараджа, которого с любовью вспоминают как Тьягайя, захватил воображение режиссеров киноиндустрии на телугу. Помимо ссылок на его работы, использующих киртаны в качестве песен, о его жизни было снято два фильма. Читтор В. Нагайя снял биографический эпос о Тьягарадже под названием Тьягайя в 1946 году, который до сих пор считается шедевром телугуского кино. В 1981 году Бапу-Рамана исполнил «Тьягайю» с Дж. В. Сомаяджулу в главной роли. Синджитам Шриниваса Рао делает еще одну попытку изобразить жизнь Тьягараджи. Помимо этого, Бомбей Гнанам снял короткометражный фильм, известный как Endarao Mahanubavulu о Шри Тьягайе.
Термин Панчаратна на санскрите означает «пять драгоценных камней»: Панчаратны известны как пять лучших жемчужин карнатической музыки. Все панчаратны установлены в Ади Талам. Что касается Pancharatnas, стабильный текст был передан более ранними музыкантами до наших дней. Несколько музыкантов выпустили издания Панчаратны. Однако издание Винаи Сундарам Айер является наиболее подробным и исчерпывающим. Все сочинения Тьягараджи показывают путь к систематическому развитию соответствующих раг. Однако в Панчаратнах Тьягараджа дал исчерпывающее объяснение того, как систематически и научно развивать рагу. Два основных условия, которые должны быть выполнены для систематического развития раги, - это расположение солфа-свара в естественном порядке Ароханам и Авароханам Раг, чтобы удовлетворить звуковые принципы гармонии и непрерывности. Панчаратны удовлетворяют этим научным принципам. Панчаратны состоят из совершенных сарвалагху свар.
Другие известные сочинения Тьягараджи включают Саамаджаварагаману в Хиндолам рагам, Аадамодигаладхе в Чаарукеши раагам, Раджу ведале в Хануматоди рагам, Нинне намми наанура в Тоди рагам, Камалаптхакула в Бриндавана сарангама Маага Рагамана раагаме, Камилаптхакула в Бриндавана саранга Шаяна раагам раагаме, Карандама раагаме, Собхиллу Саптасвара в рагаме Джаганмохини и каналени Нагумому в рагаме Абхери.