Кливлендский фестиваль Тьягараджа - это 12-дневный фестиваль южноиндийской классической музыки и танцев в Кливленд, Огайо, и проводится каждый год в период пасхальных выходных. Фестиваль - это праздник в честь Тьягараджи, известного композитора карнатической музыки, который написал тысячи религиозных композиций, большинство из которых на языке телугу. Фестиваль начался в 1978 году и с тех пор превратился в крупнейший южноиндийский фестиваль классической музыки и танцев за пределами Индии. Фестиваль собирает публику со всех Соединенных Штатов, а также из Канады и других частей мира.
В начале 1970-х годов Кливленд был домом для неформальной группы индийских иммигрантов и их семей, известной как «Кливлендская группа бхаджанов». Когда Рамнад Рагхаван, известный мридангам художник из Индии переехал в Кливленд в 1977 году, он обнаружил, что многие члены группы учились музыке в детстве и хотели начать некоторые занятия, чтобы возродить их интерес к музыке. Он предложил организовать Тьягараджа Арадхана в Кливленде и предложил обучить группу петь сочинения Тьягараджи, как это сделано в оригинальном Тьягараджа Арадхане, проводившемся в Тирувайяре.
Ат. его предложение, В.В. Сундарам, Р. Баласубраманиам («Кливлендский балу») и Гомати Баласубраманиам сформировали Комитет Арадхана для организации и проведения Кливлендского фестиваля Тьягараджа.
Первый фестиваль прошел 8 апреля 1978 года в арендованном зале Объединенной церкви Христа веры в Ричмонд-Хайтс, штат Огайо. Он включал в себя групповое исполнение Панчаратна крити, индивидуальное пение крити Тьягараджи, за которым последовал вечерний концерт Сароджи Баласубраманиам из Мэриленда перед аудиторией из 75 человек.
Осенью 1978 года профессор Т. Темпл Таттл из Государственного университета Кливленда подружился с Рамнадом Рагхаваном после посещения его лекции в Ниагарское отделение Общества этномузыкологии. Они начали совместную работу над серией проектов, и профессор Таттл предложил перенести фестиваль в кампус университета, чтобы привлечь и разместить более широкую аудиторию. С 1979 года университет является местом проведения фестиваля.
Начиная с 1979 года фестиваль также начал привлекать музыкантов из Индии для выступления, чтобы привлечь более широкую аудиторию.
Фестиваль традиционно начинался с короткой пуджи, за которой следовали бхаджаны в исполнении Кливлендской группы бхаджанов. Затем последовало групповое пение панчаратна крити, которое было открыто для всех присутствующих на фестивале, включая приезжих артистов. Южно-индийский обед, приготовленный волонтерами, был подан всем участникам бесплатно. Всем желающим исполнить сочинение Тьягараджи давали пятиминутный перерыв на индивидуальную певческую часть фестиваля.
Последней программой дня был полноценный концерт в исполнении приглашенного профессионального музыканта из Индии.
Фестиваль регулярно проводился во время весенних каникул для местных школ. Начиная с 1987 года, его планировалось совместить с пасхальными выходными, которые продолжаются до сих пор.
Комитет Арадханы распечатал приглашения и отправил их индийским семьям в США и Канаде. Семья Сундарам и семья Баласубраманиам принимали всех приезжих музыкантов. Кроме того, они связывали посетителей с местными семьями, которые принимали их, часто совершенно незнакомых людей, в своих домах на время фестиваля.
Формат фестиваля состоял из одного концерта на протяжении многих лет и редко проводился два или три концерта на пасхальные выходные. Первый значительный рост произошел в 1992 году, когда на фестивале прошла джугалбандхи с участием Н. Рамани, Мандолина У. Шринивас и Закир Хусейн, которых сопровождал А. Каньякумари и. Тот год привлек огромное количество людей, которые были новичками на фестивале и привлечены уникальной программой. В последующие годы фестиваль также принимал выдающихся танцоров, таких как Камала, Виджаянтимала Бали, и танцевальные постановки в хореографии Радхи, такие как Джая Джая Деви (оригинальная музыка написана Лалгуди Джаяраман ) и Лакшми Прабхавам (оригинальная музыка написана Н. Равикиран ).
С тех пор в фестивале регулярно участвуют звездные музыканты и танцоры из Индии, а также заказываются крупные танцевальные постановки с оригинальными музыкальными композициями для их мировой премьеры в Кливленде.
К 2002 году фестиваль расширился и охватил всю неделю после пасхального воскресенья до следующих выходных, с серией музыкальных и танцевальных представлений. Среди известных артистов на протяжении многих лет были такие звезды, как Нитьясри Махадеван, Ранджани-Гаятри, Судха Рагхунатан, Лалгуди Джаяраман, К.В. Нараянасвами, Санджай Субраманян и Т.М. Кришна, Тируварур Бхактхаватсалам, Нагай Муралидхаран, Маннаргуди Ишваран, Шримушнам Раджа Рао, С.Соумиа, Тричи Шанкаран, а также такие стойкие приверженцы, как Т. Мукта (в ее последнем публичном выступлении), Парассалла Поннамма, Танджавур Шанкара Айер и Кужиккарай Вишвалингам.
Фестиваль также приобрел большую известность во всем мире благодаря регулярному освещению на индийском телевидении, а также благодаря тому, что медиа-партнеры обеспечивали прямую трансляцию мероприятия.
В 2019 году центральное место в фестивале фестиваль Pancharatna Krithi, поющий в память о святом Тьягараджа, переместился из музыкального здания CSU в Wolstein Center закрытый стадион, чтобы приспособиться к росту, поскольку Waejten не мог вместить толпу из-за правил пожарного кодекса,
В 1993 году на фестивале началось проведение музыкального конкурса для детей и молодежи Северной Америки с участием музыкантов из Индии в качестве судей. С годами конкурсы росли и стали крупнейшим музыкальным конкурсом Carnatic в Соединенных Штатах, в 2016 году было зарегистрировано более 850 участников. Конкурс открыт для вокалистов и инструменталистов (включая перкуссию) и включает расширенные категории для импровизации, такие как ниравал и калпана сварам. Два конкурса самого высокого уровня - «Концертный конкурс» и «Продвинутый Паллави », победители которых получают возможность выступить в следующем году.
В дополнение к музыкальному конкурсу, в 2007 году на фестивале также началось проведение конкурса Бхаратханатьям для одной возрастной категории. Танцевальный конкурс привлекает участников со всего мира и разросся до четырех возрастных категорий. Он проводится в течение двух дней, с живыми предварительными раундами в первый день, а финалисты выбираются для выступления на следующий день. Победитель главного приза выбирается во всех категориях для выступления в Индии в течение декабрьского сезона в Ченнаи.
Кливлендский фестиваль Тьягараджа теперь проходит в течение 12 дней, начиная со среды перед Пасхой. Большинство представленных программ - это концерты музыки Carnatic.
В фестивале принимают участие самые разные музыканты, от звездных исполнителей до молодых людей и менее известных стойких приверженцев. В состав группы входят вокалисты и инструменталисты, и комитет поставил перед собой задачу ежегодно включать исполнителей вины и надасварам для поддержки этих традиционных инструментов. Фестиваль также начал с небольшого количества концертов хиндустани с 2012 года.
На фестивале также есть несколько танцевальных представлений. В основном это Бхаратханатьям, но Кучипуди, Катхак, Катхакали, Мохинияттам, Одисси, Якшагана и Андхра Натьям также упоминались. Многие танцевальные представления являются специально заказанными произведениями с оригинальной музыкой и хореографией (Рамаяна в 5 частях, 2011 г.; Махабхарата в 5 частях, 2014 г.; Шримад Бхагаватам в 5 частях, 2017).
Фестиваль отличается большим участием детей и молодежи. Помимо музыкальных и танцевальных конкурсов, есть также несколько концертов, представленных музыкальными школами, которые собирают большое количество своих учеников со всей Северной Америки. Также в постановках регулярно участвуют победители музыкальных и танцевальных конкурсов.
Также был реализован ряд совместных программ с участием неиндийских музыкантов, как смесь индийской и западной классической музыки, а также Джаз и Мировая музыка концерты.
Помимо артистов из Индии, на фестивале также присутствуют исполнители из США и Канады. Некоторые из них - музыканты, иммигрировавшие из Индии, а другие выросли в Северной Америке, участвовали в конкурсах и других инициативах и серьезно занялись музыкой или танцами как исполнительским искусством. Эти артисты были представлены вместе со старшими музыкантами из Индии, а также разработали и выполнили программы независимо по указанию Комитета Арадхана для выступления в Кливленде, а также для гастролей по Соединенным Штатам.
В 2007 году Комитет Арадханы запустил образовательную программу под названием «Поддержание сампрадаи». Каждый год они отбирают детей со всех концов США и проводят для них строгую шестимесячную программу обучения с помощью видеоконференцсвязи, кульминацией которой являются групповые выступления на фестивале в Кливленде. Студенты проходят обучение у старших музыкантов в Индии и разучивают композиции, которые веками передавались через устную традицию.
Комитет делает записи для сочинений и записи уроков, которые можно бесплатно скачать со своего веб-сайта. По состоянию на 2016 год доступны для скачивания уроки более 300 уникальных произведений.
Каждый год в рамках фестиваля проводится семинар для студентов, изучающих индийский танец, который называется Маргам. Семинар проводится разными учителями танцев каждый год и охватывает несколько танцевальных школ. Семинар обычно проводится для Бхаратанатьям, но также присутствуют другие формы танца, такие как Кучипуди и Катхак.
С 2011 года Комитет Арадханы также проводил фестиваль в Ченнаи в течение декабрьского музыкального сезона. В фестивале в основном принимают участие молодые американские исполнители классической музыки и танцев, а также музыканты из Индии.
Через партнерские отношения в Индии комитет также продвигал концертные выступления индийско-американской молодежи в Ченнайских сабхах, а также в национальных телевизионных программах, таких как Наданиераджанам в Тирупати. Комитет также работал с медиа-организациями над созданием телевизионных шоу талантов, таких как Carnatic Music Idol USA и Natya Urchavam, чтобы продемонстрировать американские таланты зарубежной аудитории.