Танпура

редактировать

Дама, играющая на танпуре, ок. 1735 Мужской скатный танпура Пара женских скатных танпур (меньшего размера) Карнатик тамбура в стиле Танджора Вид сбоку на мост танпура Вид сверху на мост танпура

танпура (तानपूरा; или тамбура, танпури ) - щипковый струнный инструмент с длинной шеей, происходящий из Индии, в различных формах встречается в индийской музыке. Он не воспроизводит мелодию, а скорее поддерживает и поддерживает мелодию другого инструмента или певца, обеспечивая непрерывную гармонику бурдон или гул. Танпура не играется в ритме с солистом или перкуссионистом: поскольку точное время выщипывания цикла из четырех струн в непрерывной петле является определяющим фактором в результирующем звучании, она воспроизводится неизменно во время всего исполнения. Повторяющийся цикл перещипывания всех струн создает звуковой холст, на котором рисуется мелодия раги. Комбинированный звук всех струн, каждая струна представляет собой основной тон с собственным спектром из обертонов, поддерживает и смешивается с внешними тонами, которые исполняет или играет солист.

Название инструмента происходит от персидского تنبور (пр. Танбур), где он обозначает группу лютней с длинной шеей (см. танбур ). Хиндустанские музыканты предпочитают термин «танпура», тогда как Карнатические музыканты говорят «тамбура»; «танпури» - это уменьшенный вариант, который иногда используется для сопровождения инструментальных солистов.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Изготовители танпуры
  • 2 Конструкция
  • 3 Бридж и струны
  • 4 Размеры и настройки
  • 5 Варианты
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дальнейшее чтение
История

Танпуры образуют основу ансамбля и, по сути, самой музыки, поскольку танпура создает акустический динамический эталонный аккорд, из которого раги (мелодические режимы) имеют свой отличительный характер, цвет и вкус. Стивен Славек отмечает, что к концу XVI века танпура «полностью развилась в своей современной форме» и была замечена в миниатюрных картинах Великих Моголов. Славек также предполагает, что из-за структурного сходства ситар и танпура имеют общую историю.

электронная танпура, небольшая коробка, имитирующая звук танпуры, иногда используется в представлениях современной индийской классической музыки вместо танпура, хотя эта практика вызывает споры. В статье 2006 года в журнале исполнительского искусства Срути отмечается: «Любая модель электронного танпура издает звук, который обязательно является искусственным, что является противоположностью художественного. Электронный заменитель не имеет художественной ценности и не может нас научить. но повторяющаяся неестественная скука. "

Создатели танпура

Баласахеб Мираджкар настраивает танпуру на концерте в Сангли в 2012 году.

Семья Мираджкар из Мираджа считается одним из лучших производителей танпур в мире. Семья изготавливает танпуры уже более семи поколений.

Конструкция

Форма тела танпура несколько напоминает ситар, но у нее нет ладов - поскольку струны всегда натянуты на всю длину. Одна или несколько танпур могут использоваться для сопровождения вокалистов или инструменталистов. Он имеет четыре или пять (реже шесть) металлических струн, которые перебираются одна за другой в обычном порядке для создания гармонического резонанса на основных нотах тональности.

бриджа и струнных

обертон - богатый звук и слышимое движение во внутренних резонансах тона достигается применением принципа дживари, который создает устойчивый "жужжащий" звук, в котором определенные гармоники будут резонировать ясность. Для достижения этого эффекта струны проходят через перемычку с изогнутой вершиной в форме стола, передняя часть которой плавно отходит от поверхности струн. Когда струна дергается, она периодически скользит по мосту. Когда струна движется вверх и вниз, нисходящая волна коснется дальней точки на изгибе бриджа, и по мере того, как энергия движения струны постепенно уменьшается, эти точки контакта струны на мостике также будут постепенно смещаться., являясь сложной функцией амплитуды, кривизны мостика, высоты тона, натяжения струны и времени. Когда струна натягивается, она имеет большую амплитуду. По мере того как энергия движения струны постепенно уменьшается, точка контакта струны с мостом медленно ползет вверх по склону моста. В зависимости от масштаба, натяжения и высоты звука это может занять от трех до десяти секунд.

Этот динамический процесс можно точно настроить с помощью хлопковой нити между струной и мостом: при смещении нити последовательность скользящего контакта смещается в другое положение на мосту, изменяя гармоническое содержание. Каждая струна создает свой собственный каскадный диапазон гармоник и, в то же время, создает определенный резонанс. Согласно этому принципу, танпуры внимательно настраиваются для достижения определенного тонального оттенка относительно тональных характеристик раги. Эти более тонкие аспекты настройки напрямую связаны с тем, что индийские музыканты называют рага сваруп, то есть о том, насколько характерные интонации являются важными определяющими аспектами конкретной раги. Особая установка танпуры, с хлопковой нитью в качестве переменной точки фокусировки, позволила исследовать множество гармонических отношений, создаваемых тонким гармоническим взаимодействием во времени ее четырех струн.

Размеры и настройки

Танпуры бывают разных размеров и высот: большие «мужчины», меньшие «женщины» для вокалистов, а еще меньшая версия используется для аккомпанемента ситара или сарода, называемого танпури. Они играют в октаве, чтобы не заглушать нижние регистры солиста. Вокалисты-мужчины используют самые большие инструменты и питают свою тоническую ноту (Sa), часто до D, C♯ или ниже, некоторые опускаются до си-бемоль; певицы обычно на одну пятую выше, хотя эти тонические ноты могут варьироваться в зависимости от предпочтений певца, поскольку в индийских классических музыкальных системах нет абсолютной и фиксированной высоты звука. Одна певица может взять са в точке F, другая - в A, ситарии в основном настраиваются вокруг C♯, сародии в районе C, сарангии больше различаются между D и F♯, а бансурии в основном играют от E. У мужской танпуры открытая струна. длина примерно один метр; самка составляет три четверти мужчины. Стандартная настройка - это 5-8-8-1 (так что делай, делай) или, в индийском саргаме, Па-са-са-са. Для раг, в которых отсутствует пятый тон, па, первая струна настраивается на естественную четвертую: 4-8-8-1 или Ма-са-са-са. Некоторые раги требуют менее распространенной настройки с шуддхом или комалом NI (7-й мажор / минор), NI-sa-sa-SA или 7-8-8-1, или даже с 6-м, Dha-s-s-S, мажор или минор. Для пятиструнного инструмента можно добавить седьмой или NI (естественный минор или мажор 7-го): PA-NI-sa-sa-SA (5-7-8-8-1) или MA-NI-sa-sa -SA (4-7-8-8-1). И минорная, и мажорная седьмая гармоника четко различимы в гармонической текстуре общего звука, поэтому, когда никель-струны настроены на эти гармоники, результирующий звук будет идеально гармоничным. Обычно октавные струны сделаны из стальной проволоки, а тонические, 4-я или 5-я струны - из латуни или бронзовой проволоки. Если струна будет настроена на 6-ю или 7-ю, рекомендуется использовать стальную струну.

Варианты

Танпуры созданы в двух разных стилях:

  • Стиль Мирадж: любимая форма танпура для исполнителей хиндустани. Обычно он составляет от трех до пяти футов в длину, с резной закругленной резонаторной пластиной (табли) и длинной полой прямой шейкой, в сечении напоминающей округлую заглавную букву D. Круглая нижняя камера, в которую попадает Табли, соединяющая пяточную часть и фиксирующую шейку (дань) вырезают из отобранной и просушенной тыквы (тамба). Используемая древесина - тун или тик ; мосты обычно вырезаются из цельного куска кости.
  • Стиль Танджор: это южноиндийский стиль тамбура, широко используемый исполнителями Карнатика. Его форма и стиль оформления несколько отличаются от мираджа, но в остальном он почти такого же размера. Обычно тыква не используется, а сферическая часть выколачивается из цельного куска дерева. Шея несколько меньше в диаметре. Джеквуд используется повсюду; мосты обычно вырезают из цельного куска розового дерева. Часто две розетки высверливаются и украшаются инкрустацией.
Ссылки
  • flag Индийский портал
  • Музыкальный портал
  1. ^Стивен Славек (1987). Техника ситара в формах Нибаддха. Motilal Banarsidass. С. 8–. ISBN 978-81-208-0200-1.
  2. ^Срути. П.Н. Сундаресан. 2006. с. 71.
  3. ^https://www.livemint.com/Leisure/F3lxLkOWNR54XdklwQWuSO/The-Musical-Home-of-the-Mirajkar.html
  4. ^Какодкар, Приянка (15 июля 2018 г.). «Унаследованные производители ситаров Мираджа выходят в Интернет, чтобы выжить». Таймс оф Индия. Проверено 7 июля 2020 г.
  5. ^https://photogallery.indiatimes.com/news/india/interesting-pictures-of-sanglis-sitar-makers/Interesting-pictures-of-Sanglis-Sitarmakers/articleshow/65041249.cms
  6. ^«ОСНОВЫ ТРЯПЫ». чандракантха. Проверено 3 июня 2013 г.
Источники
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:40:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте