Ситар

редактировать
Ситар
Sitar3.jpg
Струнный инструмент
Классификация
Классификация Хорнбостела – Сакса 321.321. (Композитный хордофон, звучащий с помощью спектра )
Разработан13 век
Сопутствующие инструменты
Список

Ситар ситар (английский: или ; सितार, панджаби : ਸਿਤਾਰ, sitāra произносится ) - щипковый струнный инструмент, происходящий из индийского субконтинента, используемый в классической музыке хиндустани. Инструмент был изобретен в средневековой Индии, процветал в XVI и XVII веках, а в нынешнем виде он появился в Индии XVIII века.

Широко использовался на протяжении I века. На индийском субконтиненте ситар стал широко известен во всем мире благодаря работам Рави Шанкара, начиная с конца 1950-х и начала 1960-х годов. В 1960-х годах возникла недолговечная тенденция к использованию ситара в западной популярной музыке, когда этот инструмент появился на треках таких групп, как The Beatles, The Двери, The Rolling Stones, Metallica и другие.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Общая схема
  • 3 Строительные стили
  • 4 Настройка ситара
  • 5 Игра
  • 6 Влияние мировой музыки
    • 6.1 Sitar gharanas
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки
История

Veena является предшественником Sitar. Считается, что ситар был изобретен, или, скорее, разработан из Вины Амиром Хусровым, известным суфийским изобретателем, поэтом и пионером Хьяла, Тарана и Каввали, в тринадцатом веке. Название Ситар происходит от персидского си + тар, что буквально означает «тридцать струн». Однако у этого музыкального инструмента может быть до 21 струны.

Общая схема
Анатомия ситара

Ситар может иметь 18, 19, 20 или 21 струну. Шесть или семь из них представляют собой струны, которые проходят по изогнутым, приподнятым ладам, а остальные - симпатические струны (тарб, также известные как таариф или тарафдаар), которые проходят под ладами и резонируют с сыгранными струнами. Эти строки обычно используются для установки настроения raga в самом начале презентации. Лады, известные как pardā или thaat, подвижны, что позволяет выполнять тонкую настройку. Сыгранные струны переходят к настроечным колышкам на головке инструмента или рядом с ним, в то время как симпатические струны, которые имеют множество разной длины, проходят через небольшие отверстия в грифе, чтобы взаимодействовать с меньшими настроечными колышками, которые проходят по шее инструмента.

В инструменте есть два мостика : большой бридж (badaa goraa) для струнных и гудящих струн и малый бридж (chota goraa) для симпатических струн. Его тембр является результатом того, как струны взаимодействуют с широким наклонным мостом. По мере реверберации струны ее длина слегка изменяется, когда ее край касается моста, способствуя созданию обертонов и придавая звуку его характерный тон. Поддержание этого специфического тона путем формирования перемычки называется джавари. Многие музыканты полагаются на производителей инструментов, чтобы отрегулировать это.

Материалы, используемые в строительстве, включают тиковое дерево или дерево тунца (Cedrela toona ), которое является разновидностью красного дерева, для шеи и лицевой панели (табли), и тыквы для резонансных камер. Мосты инструмента сделаны из оленьего рога, черного дерева или, в редких случаях, из верблюжьей кости. Синтетический материал также стал обычным явлением.

Строительные стили

Есть два популярных современных стиля игры на ситаре, предлагаемые во множестве подстилей и декоративных узоров. Двумя популярными стилями являются полностью декорированные ситары «инструментального стиля» (иногда называемые «ситарами стиля Рави Шанкара») и ситары «стиля гаяки».

Крупный план работы пером на ситаре "стиль Рави Шанкара"

Другой тип ситара, инструментальный стиль, чаще всего изготавливается из закаленного мультяшного дерева, но иногда и из (Бирма) тик. Он часто снабжен вторым резонатором, маленькой тумбой (тыквенной или похожей на тыкву деревянной копией) на шее. Этот стиль обычно полностью украшен резьбой в цветочек или винограда и целлулоидом инкрустациями с цветными (часто коричневыми или красными) и черными цветочными или арабесками. Обычно у него тринадцать симпатических струн. Говорят, что лучшие ситары из тикового дерева Бирмы сделаны из тика, выдержанного в течение нескольких поколений. Поэтому производители инструментов ищут старый бирманский тик, который использовался в старых виллах в колониальном стиле в качестве целых стволов колонн для своих специальных конструкций ситаров. Источники очень старой выдержанной древесины являются строго охраняемой коммерческой тайной, а иногда и загадкой.

Настройки расположения тарафовой струны и колышков и их общее количество

Существуют различные дополнительные подстили и перекрестные сочетания стилей в ситарах в соответствии с предпочтениями клиента. Самое главное, есть некоторые различия в предпочтениях относительно расположения симпатичных (тарафовых) шпилек (см. Фото).

Среди всех стилей ситара есть стили учеников, модели для начинающих, полупрофессиональные стили, профессиональные модели, мастер-модели и так далее. Цены часто определяются именем производителя, а не только внешним видом или используемыми материалами. Некоторые ситары некоторых производителей продаются по очень высокой коллекционной цене. Наиболее примечательны старые (Дели) и старые ситары Hiren Roy (Калькутта), в зависимости от того, какой мастер построил инструмент.

Настройка ситара
Образец музыки ситара Образец звука ситара длительностью 1 мин 10 секунд при воспроизведении Яман Рага

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Настройка зависит от школы или стиля ситариста, традиций и личных предпочтений каждого исполнителя. Основная струна почти всегда настраивается на идеальную четверть выше тоники, а вторая струна настраивается на тонику. Тоник в индийской системе сольфеджио упоминается как aja, aaj, или сокращенная форма sa, или khaaj, диалектный вариант aaj, а не как vād, и идеальная квинта, на которую настроены одна или несколько струн дронов, - это называется панчам, а не самвад.

(Последние три в верхней октаве). Игрок должен перенастраиваться для каждого рага. Струны настраиваются с помощью настроечных колышков , а основные струны для игры могут быть точно настроены путем скольжения бусинки, продетой на каждой струне, чуть ниже моста.

Черный эбеновый деревянный Jawari

В одной или нескольких наиболее распространенных строчках (используемых, в частности, Рави Шанкаром, называемых ситаром "Kharaj Pancham") играбельные струны натянуты таким образом :

  • Струны Тикари: Са (высокие), Са (средние) и Па.
  • Харадж (басовые) струны: Са (низкие) и Па (низкие).
  • Джод и Струны Baaj, Sa и Ma.

В этих настройках много стилистических различий, и, как и у большинства индийских струнных инструментов, настройки по умолчанию отсутствуют. В основном настройки различаются в зависимости от школы обучения (гхарана ) и пьесы, которую нужно сыграть.

Игра

Инструмент сбалансирован между левой ногой и правым коленом игрока. Руки свободно двигаются, не неся вес инструмента. Игрок дергает за веревку металлической киркой или плектром, который называется мизрааб. Большой палец остается закрепленным на верхней части грифа, чуть выше основной тыквы. Обычно для аппликатуры используются только указательный и средний пальцы, хотя некоторые игроки иногда используют и третий. Специальная техника под названием «meend » включает в себя натягивание струны основной мелодии на нижнюю часть изогнутых ладов ситара, с помощью которой ситарист может достичь диапазона в семь полутонов микротональные ноты (однако из-за подвижных ладов ситара иногда лад может быть уже настроен на микротон, и изгиб не требуется). Опытные игроки привносят харизму с помощью специальных техник, таких как Кан, Кринтан, Мурки, Замзама и т. Д. Они также используют особые Мизраб Бол-с, как в Мисрабани, и создают Чханд-ов даже в Тале с нечетным номером. - вроде Джумра.

Влияние мировой музыки
Рави Шанкар в 1988 году

В конце 1950-х и начале 1960-х Рави Шанкар вместе со своим таблаистом Алла Ракха начала дальнейшее знакомство индийской классической музыки с западной культурой.

Ситар нашел применение в западной поп-музыке, когда, руководствуясь защитой Дэвида Кросби Шанкара, Джордж Харрисон сыграл его на The Beatles 'песни "Norwegian Wood (This Bird Has Flown) ", "Love You To " ​​и "Within You Without You ", записанные между 1965 и 1967 годами.. Связь Битлз с этим инструментом помогла популяризировать индийскую классическую музыку среди западной молодежи, особенно после того, как Харрисон начал получать опеку от Шанкара и его протеже Шамбху Даса в 1966 году. В том же году Брайан Джонс из Rolling Stones использовали ситар на "Paint It Black " ​​(и будут использовать его на более поздних треках Stones, таких как Street Fighting Man ”1968 года), в то время как другой английский гитарист, Дэйв Мейсон, сыграл ее в хитах 1967 года Traffic «Paper Sun » и «Hole in My Shoe ". Эти и другие примеры ознаменовали тенденцию использовать этот инструмент в поп-песнях, которые Шанкар позже описал как «великий взрыв ситар». В разговоре с KRLA Beat в июле 1967 года он сказал: «Многие люди, особенно молодые, начали слушать ситар с тех пор, как Джордж Харрисон, один из Битлз, стал моим учеником... Теперь это ' in 'thing. "

Однако перед любым из этих примеров сингл Kinks ' 1965 года" See My Friends "содержал низкочастотную дрон-гитару, которая была ошибочно принимают за ситар. Группа Кросби, The Byrds, аналогичным образом включила элементы индийской музыки, используя только западные инструменты, в свои песни «Eight Miles High » и «Why » в 1965.

электрический ситар A Star

Джимми Пейдж Led Zeppelin рассказал о своей любви к индийской музыке, сказав: «Я поехал в Индию после того, как вернулся из тур с Yardbirds в конце шестидесятых, чтобы я мог услышать музыку из первых уст. Скажем так: у меня был ситар до того, как Джордж Харрисон приобрел его. Я бы не сказал, что играл на нем так же хорошо, как он... "Восточно-индийские гаммы, использованные в треке" Friends "(Led Zep III)" Kashmir "(Physical Graffiti), считаются прекрасным примером влияния ситара в рок-музыке. The Doors широко используются Индийские и ближневосточные гаммы в их психоделических звуковых ландшафтах. Гитарная партия Робби Кригера в песне «The End » находится под сильным влиянием индийских раг и отличается мелодичными и ритмическими качествами, которые предполагают ситар или veena. Fleetwood Mac "Gold Dust Woman " ​​также имеет инструмент. Во многих поп-выступлениях на самом деле используется Electric Sitar, твердотельный гитарный инструмент, сильно отличающийся от традиционного индийского акустического инструмента. Денни Диас играл на электрическом ситаре на Do It Again (песня Steely Dan), вступительном треке Steely Dan Can't Buy a Альбом Thrill

Прогрессив-метал Группа The HAARP Machine использует ситар в качестве фона для некоторых своих песен. Психоделическая музыка группы часто использовали новые методы записи и эффекты и опирались на незападные источники, такие как раги и гудки индийской музыки. Electric Prunes появлялся в первых рекламных роликах Vox Wah wah pedal, в которых рекламировалась способность эффекта заставлять электрогитару звучать как ситар. Сегодня это самый популярный инструмент в Северной Индии, Пакистане и Бангладеш и символ их музыки и культуры.

Sitar gharanas
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ситары.

.

Последняя правка сделана 2021-06-08 04:15:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте