Мелодия (от греч. μελῳδία, melōidía, «пение, пение»), также мелодия, голос или линия, представляет собой линейную последовательность музыкальных тонов, воспринимаемых слушателем как единое целое. В самом буквальном смысле мелодия представляет собой комбинацию высоты тона и ритма, а в более переносном смысле этот термин может включать в себя другие музыкальные элементы, такие как тональная окраска. Это передний план фонового сопровождения. Строка или часть не обязательно должна быть мелодией переднего плана.
Мелодии часто состоят из одной или нескольких музыкальных фраз или мотивов и обычно повторяются на протяжении всей композиции в различных формах. Мелодии также могут быть описаны их мелодическим движением или высотами или интервалами между высотами (преимущественно конъюнктивными или дизъюнктными или с дополнительными ограничениями), диапазоном высоты тона, напряжением и расслаблением, непрерывностью и связностью, интонацией и формой.
Истинная цель музыки — ее надлежащее занятие — это мелодия. Все части гармонии имеют конечной целью только красивую мелодию. Поэтому вопрос о том, что важнее, мелодия или гармония, бесполезен. Вне всякого сомнения, средства подчинены цели.
Мелодия для музыки — то же, что запах для чувств: она пробуждает нашу память. Он придает лицу форму, а также идентичность и характер процессу и процессуальным действиям. Это не только музыкальный субъект, но и проявление музыкально субъективного. Он несет в себе и излучает индивидуальность с такой же ясностью и остротой, как гармония и ритм вместе взятые. Как такое мощное средство коммуникации мелодия служит не только главным героем в собственной драме, но и вестником от автора к зрителю.
Учитывая множество и разнообразие элементов и стилей мелодии, «многие существующие объяснения [мелодии] ограничивают нас конкретными стилистическими моделями, и они слишком исключительны». Пол Нарвесон утверждал в 1984 году, что более трех четвертей мелодических тем не были тщательно изучены.
Мелодии, существовавшие в большей части европейской музыки, написанной до 20-го века, и в популярной музыке на протяжении 20-го века, характеризовались «фиксированными и легко различимыми частотными паттернами », повторяющимися «событиями, часто периодическими, на всех структурных уровнях» и «повторением длительности и паттернов». длительности».
Мелодии 20- го века «использовали большее разнообразие звуковых ресурсов, чем это было принято в любой другой исторический период западноймузыки ». Хотя диатоническая гамма все еще использовалась, хроматическая гамма стала «широко использоваться». Композиторы также отводили структурную роль «качественным измерениям», которые ранее «почти исключительно предназначались для высоты тона и ритма». Кливер утверждает: «Существенными элементами любой мелодии являются продолжительность, высота тона и качество ( тембр ), текстура и громкость. «элемент линейного порядка».
Джазовые музыканты используют термин «соло» или «голова» для обозначения основной мелодии, которая используется в качестве отправной точки для импровизации.
В балийской музыкегамелана часто используются сложные вариации и изменения одной и той же мелодии, исполняемой одновременно, что называется гетерофонией.
В западной классической музыке композиторы часто вводят начальную мелодию или тему, а затем создают вариации. Классическая музыка часто имеет несколько мелодических слоев, называемых полифонией, например, в фуге, типе контрапункта. Часто мелодии строятся из мотивов или коротких мелодических фрагментов, как, например, начало Пятой симфонии Бетховена. Рихард Вагнер популяризировал понятие лейтмотив : мотив или мелодия, связанные с определенной идеей, человеком или местом.
В то время как как в самой популярной музыке, так и в классической музыке периода обычной практики высота и продолжительность имеют первостепенное значение в мелодиях, в современной музыке 20-го и 21-го веков высота тона и продолжительность уменьшились, а качество приобрело значение, часто первичное. Примеры включают musique concrète, klangfarbenmelodie, « Восемь этюдов и фантазию » Эллиотта Картера (которая содержит часть только с одной нотой), третью часть Струнного квартета Рут Кроуфорд - Сигер1931 года (позже переработанный как Анданте для струнного оркестра)), который создает мелодию из неизменного набора звуков посредством только «диссонантной динамики», и « Приключения » Дьёрдя Лигети, в которых повторяющаяся фонетика создает линейную форму.