Фуга

редактировать
Для использования в других целях, см Фуга (значения).

Шестичастная фуга в Ricercar a 6 из "Музыкального приношения" в руке Иоганна Себастьяна Баха

В музыке, А фуга ( / е JU ɡ / ) является контрапунктической композиционной техникой в двух или более голосах, построенная на тему (музыкальная тема), который вводится в начале в имитации (повторение на различные смолах) и который рецидивирует часто по ходу композиции. Его не следует путать с мелодией фугу, которая представляет собой стиль песни, популяризированный и в основном ограниченный ранней американской (то есть формой ноты или " Священной арфы ") музыкой и музыкой Западной галереи.. Фуга обычно состоит из трех основных частей: изложения, развития и заключительной записи, которая содержит возвращение субъекта в тонизирующем ключе фуги. Некоторые фуги имеют перепросмотр.

В средние века этот термин широко использовался для обозначения любых произведений канонического стиля; в эпоху Возрождения он стал обозначать конкретно подражательные произведения. С 17 века термин фуга описывает то, что обычно считается наиболее развитой процедурой имитационного контрапункта.

Большинство фуг открываются короткой основной темой, предметом, который затем звучит последовательно каждым голосом (после того, как первый голос закончил изложение предмета, второй голос повторяет предмет с другой тональностью, а другие голоса повторяются таким же образом) ; когда каждый голос завершил тему, экспозиция завершена. За этим часто следует соединительный отрывок или эпизод, созданный на основе ранее услышанного материала; дальнейшие "записи" темы затем слышны в связанных ключах. Эпизоды (если применимо) и записи обычно чередуются до «окончательного вступления» субъекта, к которому музыка возвращается к открывающей тональности или тонизирующему звуку, за которым часто следует заключительный материал, код. В этом смысле фуга - это стиль композиции, а не фиксированная структура.

Эта форма эволюционировала в 18 веке из нескольких более ранних типов контрапунктных композиций, таких как имитирующие ричеркары, каприччио, канцоны и фантазии. Знаменитый композитор фуги Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) создал свои собственные произведения после произведений Яна Питерсоона Свелинка (1562–1621), Иоганна Якоба Фробергера (1616–1667), Иоганна Пахельбеля (1653–1706), Джироламо Фрескобальди (1583–1583). 1643), Дитерих Букстехуде (ок. 1637–1707) и другие. С упадком утонченных стилей в конце периода барокко центральная роль фуги уменьшилась, в конечном итоге уступив место сонатной форме, и симфонический оркестр занял доминирующее положение. Тем не менее композиторы продолжали писать и изучать фуги для различных целей; они появляются в произведениях Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) и Людвига ван Бетховена (1770–1827), а также современных композиторов, таких как Дмитрий Шостакович (1906–1975).

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Музыкальный план
    • 2.1 Экспозиция
    • 2.2 Эпизод
    • 2.3 Развитие
    • 2.4 Пример и анализ
    • 2.5 Ложные записи
    • 2.6 Контрэкспозиция
    • 2.7 Стретто
    • 2.8 Заключительные записи и код
  • 3 Типы
    • 3.1 Простая фуга
    • 3.2 Двойная (тройная, четверная) фуга
    • 3.3 Контр-фуга
    • 3.4 Фуга перестановки
    • 3.5 Фугетта
  • 4 История
    • 4.1 Средние века и Возрождение
    • 4,2 эпохи барокко
    • 4.3 Классическая эпоха
      • 4.3.1 Гайдн
      • 4.3.2 Моцарт
      • 4.3.3 Бетховен
    • 4.4 Романтическая эпоха
    • 4.5 20 век
    • 4.6 Вне классической музыки
  • 5 Обсуждение
    • 5.1 Музыкальная форма или текстура
    • 5.2 Восприятие и эстетика
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Дальнейшее чтение
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Английский термин фуга возникла в 16 - м века и происходит от французского слова фуги или итальянского Fuga. Это, в свою очередь, происходит от латинского слова fuga, которое само связано как с fugere («бежать»), так и fugare («преследовать»). Форма прилагательного - фугальная. Варианты включают фугетта (буквально «маленькая фуга») и фугато (отрывок в стиле фугал в другом произведении, не являющийся фугой).

Музыкальный план

Фуга начинается с изложения и пишется по заранее определенным правилам; в более поздних частях композитор имеет больше свободы, хотя обычно следует логическая структура клавиш. Дальнейшие записи объекта будут происходить в течение фуги, одновременно повторяя сопроводительный материал. Различные записи могут или не могут быть разделены эпизодами.

Далее следует диаграмма, отображающая довольно типичный контур фугаса, и объяснение процессов, задействованных в создании этой структуры.

Пример тональности и структуры входа в трехголосной барочной фуге
Экспозиция Первый средний вход Второй средний вход Заключительные записи в тонике
Тоник Дом. Т (D- избыточная запись) Относительный май / мин Дом. отн. Subdom. Т Т
Сопрано S CS 1 К о д е т т а CS 2 А E p i s o d e CS 1 CS 2 E p i s o d e S E p i s o d e CS 1 Бесплатный контрапункт C o d a
Альт А CS 1 CS 2 S CS 1 CS 2 S CS 1
Бас S CS 1 CS 2 А CS 1 CS 2 S
S = предмет; А = ответ; CS = контрпредмет; Т = тоник ; D = доминирующий

Экспозиция

Дополнительная информация: Экспозиция (музыка)

Фуга начинается с раскрытия ее предмета одним из голосов в тонической тональности. После утверждения субъекта входит второй голос и излагает субъект, при этом субъект переносится на другой ключ (обычно доминантный или субдоминантный ), который известен как ответ. Чтобы музыка звучала плавно, ее, возможно, придется немного изменить. Когда ответ является точной копией темы для нового ключа с идентичными интервалами с первым утверждением, он классифицируется как настоящий ответ ; если интервалы изменены для сохранения тональности, это тональный ответ.

Пример тонального ответа в фуге № 16 соль минор И. С. Баха , BWV 861, из Хорошо темперированного клавира, книга 1. Слушайте