Месса си минор ( немецкий : ч-Moll-Messe), BWV 232, является расширенной настройка мессе обычного на Иоганна Себастьяна Баха. Композиция была завершена в 1749 году, за год до смерти композитора, и в значительной степени основывалась на более ранних произведениях, таких как Sanctus Bach в 1724 году. Разделы, которые были специально составлены для завершения мессы в конце 1740-х годов, включают часть «Et incarnatus est» в Credo.
Как обычно для своего времени, композиция оформлена как неаполитанская месса, состоящая из последовательности хоровых движений с широким оркестровым сопровождением и секций, в которых более ограниченная группа инструменталистов аккомпанирует одному или нескольким вокальным солистам. Среди наиболее необычных характеристик композиции - ее масштаб: общее время исполнения около двух часов и партитура, состоящая из двух групп исполнителей SATB и оркестра с расширенной партией духовых, струнных и континуо. Его тональность, си минор, довольно необычна для композиции с натуральными трубами в D.
Еще более исключительным для лютеранского композитора, такого как Бах, является то, что композиция является Missa tota. Во времена Баха мессы, сочиненные для лютеранских служб, обычно состояли только из Кирие и Глории. Бах сочинил пять таких месс Кирие-Глории до того, как закончил свою мессу си минор: мессы Кирие-Глории, BWV 233–236, в конце 1730-х годов, и месса для Дрезденского двора, которая станет частью I его единственной Missa tota, 1733 год. Месса, вероятно, никогда не исполнялась полностью при жизни Баха. Его самое раннее задокументированное полное исполнение состоялось в 1859 году. Со многими десятками записей это одно из самых популярных вокальных произведений Баха.
1 февраля 1733 года скончался Август II Сильный, король Польши, великий князь литовский и курфюрст Саксонии. Затем последовали пять месяцев траура, в течение которых было приостановлено все публичное музыкальное творчество. Бах использовал возможность поработать над составом Миссы, части литургии, исполняемой на латыни и общей как для лютеранских, так и для римско-католических обрядов. Его целью было посвятить произведение новому государю Августу III, обращенному в католицизм, с надеждой получить титул «Саксонский придворный составитель избирательных комиссий». После его завершения Бах посетил Августа III в Дрездене и подарил ему копию Kyrie – Gloria Mass BWV 232 I (ранняя версия) вместе с ходатайством о присвоении судебного титула от 27 июля 1733 года; в сопроводительной надписи на обертке мессы он жалуется, что он «невинно получил ту или иную травму» в Лейпциге. Петиция не имела немедленного успеха, но Бах в конце концов получил свой титул: он был назначен придворным композитором Августа III в 1736 году.
В последние годы своей жизни Бах расширил «Миссу» до полного сеттинга латинского ординария. Неизвестно, что послужило толчком к этому творческому усилию. Вольфганг Остхофф и другие ученые предположили, что Бах предназначал законченную Мессу си минор для исполнения на освящении новой Хофкирхе в Дрездене, католическом соборе Святой Троицы, которое было начато в 1738 году и близилось к завершению к концу 1740-х годов.. Однако строительство не было завершено до 1751 года, и смерть Баха в июле 1750 года помешала представлению его мессы для использования при освящении. Вместо этого была исполнена месса ре минор Иоганна Адольфа Хассе, работа, во многом похожая на мессу Баха (например, движения «Кредо» в обоих произведениях включают пение поверх идущей басовой партии). В 2013 году Майкл Мол опубликовал исследование, предполагающее возможность того, что вместо этого Бах собрал его для выступления в Вене в соборе Святого Стефана (который был римско-католическим) в День Святой Цецилии в 1749 году в результате его связи с графом Иоганном Адамом фон. Квестенберг. Другие объяснения менее привязаны к конкретным событиям, включая интерес Баха к «энциклопедическим» проектам (например, «Искусство фуги» ), которые отображают широкий диапазон стилей, и желание Баха сохранить некоторые из своих лучших вокальных произведений в формате с более широким потенциалом использования в будущем. чем церковные кантаты, из которых они возникли (см. ниже «Движения и их источники»).
Хронология мессы си минор привлекла большое внимание ученых. Недавняя литература предлагает:
Бах не дал названия мессе си минор. Вместо этого он организовал рукопись 1748–1749 годов в четыре папки, каждая из которых имела свое название. То, что содержит Кайри и Глорию, он назвал «1. Миссой »; тот, который содержит Кредо, он назвал «2. Symbolum Nicenum »; третью папку, содержащую Sanctus, он назвал «3. Sanctus »; а остальное в четвертой папке он озаглавил «4. Osanna | Benedictus | Agnus Dei et | Dona nobis pacem ». Джон Батт пишет: «Формат кажется специально разработан таким образом, чтобы каждый из четырех разделов мог использоваться отдельно». С другой стороны, части в рукописи пронумерованы от 1 до 4, а обычная заключительная формула Баха (SDG = Soli Deo Gloria ) встречается только в конце Dona Nobis Pacem. Далее Батт пишет: «Что наиболее примечательно в общей форме мессы си минор, так это то, что Бах сумел сформировать связную последовательность движений из разнообразного материала». Батт и Джордж Штауфер подробно описывают способы, которыми Бах придал произведению общее музыкальное единство.
Первое полное название работы было присвоено произведению в 1790 году недавно скончавшимся CPE Бахом, который унаследовал партитуру. Там она называется «Die Grosse Catholische Messe» («Великая католическая месса»). Он назван так же и в поместье его последнего наследника в 1805 году, намекая Штауфферу, что «эпитет отражает устную традицию в семье Бахов». Первая публикация «Кирие и Глория» в 1833 году швейцарским коллекционером Гансом Георгом Нэгели с Симроком называется «Мессе». Наконец, Нагели и Симрок выпустили первую публикацию в 1845 году, назвав ее «Высокая месса си минор» ( Hohe Messe си минор). Прилагательное «высокий», утверждает Батт, «находилось под сильным влиянием монументального воздействия Missa solemnis Бетховена». Вскоре он вышел из обихода, но предложная фраза «си минор» сохранилась, хотя в некотором смысле вводит в заблуждение: только пять из 27 частей произведения написаны си минор, а двенадцать, включая заключительные части каждого из четыре основных раздела ре мажор ( относительный мажор си минор). Вступление Кайри, однако, находится в си-минор, с Кристой Элисон ре мажор и вторым Кайри в фа-диез минор; как указывает Батт, эти тональности очерчивают аккорд си минор.
Пьеса оркестрована для двух флейт, двух гобоев д'амур (удвоение на гобоях ), двух фаготов, одного натурального рожка (в D), трех натуральных труб (в D), литавр, скрипок I и II, альтов и бассо континуо ( виолончели, басы, фаготы, орган и клавесин). Для Sanctus требуется третий гобой.
Бах дирижировал Sanctus в его первой версии на рождественской службе 1724 года в Лейпциге и повторно использовал ее на рождественской службе в середине 1740-х годов. Ученые расходятся во мнениях относительно того, исполнял ли он когда-либо Миссу 1733 года. Арнольд Шеринг (в 1936 году) утверждал, что это было выполнено в Лейпциге 26 апреля 1733 года, когда польский Август III посетил город, но современные ученые отвергают его аргументы по нескольким причинам:
Однако ученые расходятся во мнениях относительно того, проводилась ли Миса в июле в Дрездене. Кристоф Вольф утверждает, что 26 июля 1733 года в Софийской церкви в Дрездене, где Вильгельм Фридеман Бах был органистом с июня, он «определенно был исполнен... о чем свидетельствуют сохранившиеся дрезденские исполнительские партии и надпись на обложке названия». отдано королю на следующий день. Ганс-Иоахим Шульце привел этот случай, указав на использование прошедшего времени в надписи на обертке: «Его королевскому величеству была показана с прилагаемой миссой... скромная преданность автора И.С. Баха». Однако Джошуа Рифкин отвергает этот аргумент, указывая на то, что формулировка в прошедшем времени была типичной для официального обращения, часто не связанного с исполнением. Также скептически настроен Питер Уильямс, который отмечает, что «нет записей об исполнителях, собираемых для такого мероприятия, а в августе 1731 года Фридеманн сообщил, что орган Sophienkirche был сильно расстроен». Однако есть свидетельства об органном концерте Баха в Софиикирхе 14 сентября 1731 года, а Фридеман Бах был избран органистом учреждения только 23 июня 1733 года. Он снова выступил с двухчасовым органным концертом 1 декабря 1736 года в Фрауэнкирхе Дрезден чтобы открыть новый Готфрид Зильберман орган.
Ученые согласны с тем, что при жизни Баха не было никаких других публичных выступлений, хотя Батт предполагает, что в конце жизни Баха могло быть частное исполнение или прочтение Symbolum Nicenum.
Первое публичное исполнение раздела Symbolum Nicenum (под названием «Credo or Nicene Creed») состоялось через 36 лет после смерти Баха, весной 1786 года, под руководством его сына Карла Филиппа Эмануэля Баха на благотворительном концерте для Медицинского института им. Бедные в Гамбурге.
Как рассказывает Джордж Штауффер, следующим документированным представлением (не публичным) в девятнадцатом веке было то, что Карл Фридрих Целтер - ключевая фигура в возрождении Баха 19 века - возглавил Берлинскую певческую академию в чтении «Великой мессы» в 1811 г., покрывающий Kyrie; в 1813 году он провел чтение всего произведения. Первое публичное выступление в столетии - только секции Credo - состоялось во Франкфурте в марте 1828 года с участием более 200 исполнителей и множества инструментальных дополнений. В том же году в Берлине Гаспаре Спонтини возглавил секцию кредо, добавив 15 новых хоровых партий и множество инструментов. В последующие десятилетия в Европе состоялся ряд представлений частей мессы, но первое засвидетельствованное публичное исполнение мессы в целом состоялось в 1859 году в Лейпциге с участием Карла Риделя и Ридель-Ферейна. Первое исполнение мессы в Великобритании было дано хором Баха, недавно созданным для этой цели дирижером Отто Гольдшмидтом, в 1876 году в Сент-Джеймс-холле в Лондоне.
Вифлеемский хор Баха исполнил американскую премьеру мессы 27 марта 1900 года в Вифлееме, штат Пенсильвания, хотя есть свидетельства того, что части мессы исполнялись в Соединенных Штатах еще в 1870 году.
С начала века такие авторы, как Альберт Швейцер, Арнольд Шеринг и Фредерик Сменд, призывали к меньшим силам производительности, а эксперименты с (относительно) небольшими группами начались в конце 1920-х годов.
Первая полная запись произведения была сделана в 1929 году большим хором и Лондонским симфоническим оркестром под управлением Альберта Коутса. По состоянию на 2013 год в базе данных содержится более 200 записей с множеством различных типов сил и стилей исполнения. Произведение сыграло центральную роль в «движении исторического перформанса»: Николаус Харнонкур сделал первую запись с использованием « старинных инструментов» в 1968 году, свою вторую хоровую запись Баха. Первая запись Джошуа Рифкина, в которой используется голосовая партитура, которую он предлагает, была сделана в 1982 году и выиграла премию Gramophone в 1983 году.
Месса си минор считается одним из высших достижений классической музыки. Альберто Бассо резюмирует работу следующим образом:
Месса си минор - это освящение всей жизни: начатая в 1733 году по «дипломатическим» причинам, она закончилась в самые последние годы жизни Баха, когда он уже ослеп. Это монументальное произведение представляет собой синтез каждого стилистического и технического вклада кантора Лейпцига в музыку. Но это также самая поразительная духовная встреча между мирами католического прославления и лютеранским культом креста.
Ученые предположили, что месса си минор принадлежит к той же категории, что и «Искусство фуги», как итог глубокого пожизненного участия Баха в музыкальной традиции - в данном случае хоровой обстановке и богословии. Исследователь Баха Кристоф Вольф описывает эту работу как «краткое изложение его написания для голоса, не только с точки зрения разнообразия стилей, композиционных приемов и диапазона звучности, но и с точки зрения высокого уровня технической полировки... музыкальное и художественное кредо его создателя для потомков ».
Месса была описана в 19 веке редактором Хансом Георгом Нэгели как «Объявление величайшего музыкального произведения всех времен и народов» («Ankündigung des größten musikalischen Kunstwerkesaller Zeiten und Völker»). Несмотря на то, что он никогда не исполнялся, его важность оценили некоторые из величайших преемников Баха: к началу XIX века у Форкеля и Гайдна были копии.
Существуют два источника автографов: части для разделов Kyrie и Gloria, которые Бах депонировал в Дрездене в 1733 году, и партитура полного сочинения, составленного Бахом в 1748–1750 годах, которое унаследовал К.П. Бах (автограф был опубликован в виде факсимиле). из источника в Staatsbibliothek zu Berlin. Однако для публичного исполнения Symbolum Nicenum в 1786 году К.П. Бах, как это было типично для той эпохи, добавил к партитуре для автографа вступление, заменив вступление в 28 тактов. ныне устаревший гобой д'амур с новыми инструментами (кларнетами, гобоями или скрипками) и внесение других изменений в инструментарий по своим эстетическим соображениям. CPE также написал в своих собственных решениях для чтения некоторые отрывки, которые стали почти неразборчивыми из-за поздней жизни его отца проблемы с почерком.
По этой и другим причинам месса си минор представляет собой серьезную проблему для потенциальных редакторов, и в разных редакциях, даже в критических редакциях urtext, можно отметить существенные вариации. Издание Bach Gesellschaft под редакцией Юлиуса Рица было опубликовано в 1856 году на основе нескольких источников, но без прямого доступа к автографу. Когда позже был получен доступ, текстовые проблемы были настолько очевидны, что в следующем году общество опубликовало исправленное издание. Издание 1857 г. было стандартом для следующего столетия, но позже было признано даже менее точным, чем версия 1856 г., из-за непреднамеренного включения изменений КПЕ Баха в автограф. Точно так же издание Фридриха Шменда 1954 года для Neue Bach-Ausgabe показало, что в течение пяти лет после публикации имело место существенные ошибки.
В издании Кристофа Вольфа, опубликованном CF Peters в 1997 году, используются две копии рукописи 1748–1950 годов, сделанные до фальсификации CPE Баха, чтобы попытаться восстановить оригинальные чтения Баха, и пытается восстановить детали исполнения, используя все доступные источники, включая движения кантаты, которые Бах переработанная в B-минор Mass. Издание Джошуа Рифкина, опубликованное Breitkopf amp; Härtel в 2006 году, также стремится удалить поправки Баха CPE, но отличается от Вольфа тем, что утверждает, что работа 1748–1750 годов, по словам Джона Батта, «по сути своей является отличается от Миссы 1733 года и что сочетание «лучших» прочтений из обоих на самом деле не соответствует окончательной (и практически завершенной) концепции произведения Баха »; Версия Рифкина стремится придерживаться этой окончательной версии.
Издание Уве Вольфа, опубликованное Bärenreiter в 2010 году, опирается на технологию рентгеновского спектрографа, чтобы отличить почерк И.С. Баха от дополнений, сделанных К.П. Бахом и другими. Издание Ульриха Лейзингера, опубликованное Carus в 2014 году, принимает некоторые исправления CPE Баха и использует детали 1733 Dresden в качестве основного источника для Kyrie и Gloria.
Работа состоит из 27 разделов. Темповая и метрическая информация, а также пародированные источники кантат взяты из критического издания уртекста Кристофа Вольфа 1997 года и из книги Джорджа Штауффера Бах: Месса си минор. если не указано иное. Что касается источников, Штауффер, подводя итоги текущих исследований по состоянию на 1997 год, заявляет, что «конкретные модели или фрагменты могут быть определены для одиннадцати из двадцати семи движений произведения» и что «два других движения [« Domine Deus »и« Et resurrexit »] скорее всего, получены из конкретных, ныне утерянных источников ». Но Штауффер добавляет, что «несомненно, есть гораздо больше заимствований, чем это». Исключение составляют первые четыре такта первого Kyrie, Et incarnatus est и Confiteor.
Батт отмечает, что «только с музыкальной эстетикой позже, чем у Баха, концепция пародии (приспособление существующей вокальной музыки к новому тексту) предстает в неблагоприятном свете», тогда как во времена Баха это было «почти неизбежно». Он далее отмечает, что «абстрагируя движения от того, что он, очевидно, считал некоторыми из своих лучших вокальных произведений, первоначально исполняемых для определенных случаев и по воскресеньям в течение церковного года, он, несомненно, пытался сохранить пьесы в более прочном контексте латинского ординара. " Подробная информация о пародируемых движениях и их источниках приводится ниже.
Обратите внимание на девять (тринитарных, 3 × 3) движений, которые следуют в значительной степени симметричной структурой, и Domine Deus в центре.
Обратите внимание на девять движений с симметричной структурой и распятие в центре.
По состоянию на 2015 год в списке бах-кантат насчитывается 237 записей, начиная с первой соответствующей записи симфонического оркестра и хора под управлением Альберта Коутса. Начиная с конца 1960-х годов, исторически обоснованные выступления проложили путь для записей с небольшими группами, хорами мальчиков и ансамблями, играющими на «исторических инструментах», и, в конечном итоге, к записям с использованием системы оценки «один голос на вокальной партии», за которую впервые выступил Джошуа Рифкин в 1982 году.