В христианской литургии, кредо (латынь : ; латинское для «я верю») - это никейско-константинопольский символ веры (или, реже, апостольский символ веры или афанасийский символ веры) в мессе, либо в виде устного текста или поется как григорианское пение или другие музыкальные настройки мессы.
После формулировки Никейского символа веры его первоначальное литургическое использование было в крещении, что объясняет, почему в тексте используется единственное число «Я...... «вместо« мы... »Текст постепенно включался в литургии, сначала на востоке и в Испании, а затем постепенно на севере, с шестого по девятый века. В 1014 г. она была принята Римской церковью как законная часть мессы. Она читается в западной мессе сразу после проповеди по всем воскресеньям и торжеств ; в современных празднованиях Тридентской мессы как необычной формы римского обряда, Кредо читается по всем воскресеньям, в праздники I степени, праздники II степени Господа и Пресвятой Богородицы, на праздники дней в октавах Рождества, Пасхи и Пятидесятницы, а также в праздники «дня рождения» апостолов и евангелистов (включая праздники Кафедры Св. Петра и Св. Варнавы). Он читается на Православной Литургии после молитвенной ектении во всех случаях.
Вероятно, из-за его позднего принятия и длины текста (самого длинного в Обыкновенной мессе ) существует относительно немного настроек пения. То, что обозначено как «Credo I» в Liber Usualis, по-видимому, широко считалось единственным подлинным Credo, и это элемент обыденного, который наиболее прочно ассоциировался с отдельной мелодией. Liber Usualis содержит только две другие настройки, обозначенные как «Credo V» и «Credo VI», что намного меньше, чем для других настроек Ordinary.
В музыкальной обстановке Credo, как и в Gloria, первая строка произносится одним исполнителем (Credo in unum Deum) или солистом, в то время как хор или собрание присоединяется ко второй линии. Эта традиция продолжалась в Средневековье и Ренессанс, и даже соблюдается в более поздних местах. В Стравинского Месса, например, солист интонирует первую строчку из простого кредо I. В мессе эпохи барокко, классики и романтизма линия Credo обычно устанавливается для всего хора, например, в Symbolum Nicenum (Никейский символ веры) Баха Месса си минор, где композитор использует plainchant в качестве темы для фуги в поздних мессах Гайдна и Missa Solemnis из Бетховена.
Мелодия Credo I впервые появляется в рукописях XI века, но она Считается, что он намного старше и, возможно, греческого происхождения. Он почти полностью слоговый, вероятно, из-за длины текста, и состоит из большого количества повторений мелодических формул.
в полифонических настройках мессы, Credo - обычно самая длинная часть, но обычно устанавливается более гомофонически, чем другие части, вероятно, потому, что длина текста требовала более слогового подхода, как это было видно и с пением. Несколько композиторов (в частности, Генрих Исаак ) установили Credo независимо от остальной части обычного, предположительно для того, чтобы разрешить их вставку в missae breves или их упущение, когда упомянутое или скандированное Credo является обычай.
Настройки альтернативных текстов как Кредо вне Мессы, как песнопения, крайне редки. Первыми опубликованными полифоническими настройками Symbolum Apostolorum были настройки французского композитора Ле Брунга в 1540 году, а двумя последующими настройками - испанский композитор Фернандо де лас Инфантас в 1578 году.