Готфрид ван Свитен

редактировать

Готфрид ван Свитен. Фотография гравюры, предположительно созданной Иоганном Георгом Мансфельдом, основана на рисунке Лакнера. Архив Дома Бетховена, Бонн.

Готфрид Фрейхерр ван Свитен (29 октября 1733 - 29 марта 1803) был австрийским дипломатом, библиотекарем и государственным чиновником голландского происхождения, служившим в Священная Римская империя в 18 веке. Он был увлеченным музыкантом-любителем, и сегодня его лучше всего помнят как покровителя нескольких великих композиторов классической эпохи, включая Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея. Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Как дипломат
    • 1.2 Как библиотекарь
    • 1.3 В политике
    • 1.4 Как композитор
    • 1.5 Другое
    • 1.6 Смерть
  • 2 Отношение к классическим композиторам
    • 2.1 Моцарт
      • 2.1.1 Совместное использование произведений Баха и Генделя
      • 2.1.2 Gesellschaft der Associierten
      • 2.1.3 Смерть Моцарта и последствия
    • 2.2 Гайдн
    • 2.3 Бетховен
    • 2.4 Другие ассоциации
  • 3 Ван Свитен и социальные обычаи музыки
  • 4 Оценка
  • 5 В поп-культуре
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Родился Ван Свитен Годфридус Бернардус "Годфрид "ван Свитен в Лейдене и вырос в Голландской республике до возраста 11. Его отец, Джерард ван Свитен, был врачом, добившимся высокой репутации благодаря повышению стандартов научных исследований и обучения в области медицины. В 1745 году старший Ван Свитен согласился стать личным врачом императрицы Священной Римской империи Марии Терезии и переехал с семьей в Вену, где он также стал директором придворной библиотеки и служил на других государственных должностях. Молодой Ван Свитен получил образование для национальной службы в элитной иезуитской школе, Theresianum.

Как дипломат

По словам Хартца, молодой Ван Свитен «преуспел в своем учится "и свободно говорил на многих языках. Таким образом, было естественным, что он продолжил (после непродолжительного пребывания на государственной службе) карьеру дипломата. Его первая командировка была в Брюссель (1755–1757), затем в Париж (1760–1763), Варшаву (1763–1764) и, в конечном итоге (в качестве посла) при дворе Фридриха Великого из Пруссии. в Берлине (1770–77).

Последняя командировка предполагала серьезную ответственность. Фридрих ранее победил Австрию в войне за австрийское наследство (1740–1748), захватив у нее территорию Силезии ; и успешно защитил свое завоевание в Семилетней войне (1756–1763). Ван Свитен был послом во время Первого раздела Польши (1772 г.), в ходе которого большая часть территории этого государства была аннексирована более могущественными соседними империями Австрии, России и Пруссии. Австрия довольно нереалистично хотела вернуть Силезию (и другие территории) как часть условий раздела. «Неблагодарная задача» Ван Свитена (Аберт) заключалась в том, чтобы вести переговоры на этой основе; по словам Аберта, 60-летний Фредерик ответил ему: «Это то предположение, которое вы могли бы сделать, если бы у меня была подагра в мозгу, но она у меня только в ногах». Ван Свитен переключил переговоры на свой запасной план, и Раздел продолжился, и Силезия осталась прусской.

В этот период своей карьеры Ван Свитен усердно развивал свои музыкальные интересы. Его начальник в Брюсселе граф Кобензль сообщил в 1756 году, что «музыка занимает большую часть его времени». В Берлине Ван Свитен учился у Иоганна Филиппа Кирнбергера, бывшего ученика Й. С. Баха, входил в музыкальный кружок принцессы Анны Амалии, где играли музыку Баха и Генделя и восхищались ею.

As библиотекарь

Великолепный Prunksaal («зал великолепия»), являющийся частью сегодняшней Австрийской национальной библиотеки, занимает пространство бывшей Императорской библиотеки, главой которой был Ван Свитен.

По возвращении в Вену в 1777 году Ван Свитен был назначен префектом Императорской библиотеки, должность, которая оставалась вакантной в течение пяти лет после смерти отца. Ван Свитен оставался имперским библиотекарем до конца своей жизни.

В качестве библиотекаря Ван Свитен представил первый в мире карточный каталог (1780). В библиотеках и раньше были каталоги в виде томов в переплете. Нововведение Ван Свитена в использовании карточек позволило свободно добавлять новые записи в удобном для поиска порядке. Карточные каталоги вскоре были приняты повсюду, особенно в революционной Франции.

Ван Свитен также расширил коллекцию библиотеки, особенно за счет книг по науке, а также более старых книг из библиотек монастырей, которые были распущены по указу Император Иосиф II.

В политике

В 1780 году, когда Иосиф II вступил на престол, карьера Ван Свитена достигла пика успеха. Он был назначен статским советником и директором Государственной комиссии по образованию в 1781 году, а затем также директором новой комиссии по цензуре в 1782 году. Ван Свитен очень симпатизировал программе реформ, которые Джозеф стремился навязать своей империи (см. Жозефинизм, доброжелательный деспотизм ), и его положение в правительстве было критическим, что Браунберенс (1990) считал эквивалентом должности министра культуры.

Эдвард Олесон описывает политическую ситуацию: «Запланированные реформы системы образования... были самыми фундаментальными из всех. Цель Джозефа по созданию среднего класса с политической ответственностью перед государством зависела от больших достижений в начальном образовании и в университетах. Либеральные взгляды Ван Свитена помогли ему выполнить задачи императора ». Олесон добавляет, что, поскольку реформы Джозефа увеличили свободу прессы, был опубликован «поток брошюр» с критикой имперского правительства, что увеличило ответственность Ван Свитена по надзору за цензурным аппаратом правительства. В его письмах того времени сообщается об очень большой загруженности.

В 1784 году Ван Свитен предложил, чтобы в Священной Римской империи был закон об авторском праве ; такой закон уже действовал в Англии с 1709 г. (см.: История авторского права ). Предложение ван Свитена было отклонено императором. Николас Тилль предполагает, что, если бы закон Ван Свитена был реализован, карьера его протеже Моцарта (см. Ниже) как независимого музыканта могла бы пойти гораздо более успешно.

В конечном итоге приход Ван Свитена к власти встретил препятствия и неприятности. В 1787 году император развязал «катастрофическую, тщетную и дорогостоящую» (до) войну против турок, которая привела в смятение австрийское общество и подорвала его прежние попытки реформ. Тилль пишет:

Джозеф попытался переложить вину за события на... Ван Свитена. Как президент Комиссии по цензуре [он] был более либеральным, чем Джозеф хотел одобрить.... Как министр образования [он] стремился лишить образование любого религиозного характера; его больше беспокоили опасности религиозной ортодоксии, чем ереси, и он считал, что студентов следует обучать системе светских ценностей, основанной на «философии». Но его реформы, которые указали на гораздо более радикальный отказ от религиозного образования, чем Джозеф действительно был готов принять, потерпели неудачу. В 1790 году Джозеф написал канцлеру Коловрату, выражая свое недовольство: «поскольку к важнейшим аспектам образования молодежи, а именно религии и морали, относятся слишком легкомысленно, поскольку... не развивается чувство истинного долга, государство лишено существенных преимуществ воспитания здравомыслящих и воспитанных граждан ».

Император уже был смертельно болен, когда написал процитированное письмо, и умер позже в том же году. Его заменил его более консервативный брат Леопольд, что еще больше подорвало позиции Ван Свитена. Произошла «ожесточенная» (Олесон) борьба за власть, которую Ван Свитен в конечном итоге проиграл. Он был освобожден от занимаемой должности 5 декабря 1791 года, по совпадению в день смерти его протеже Моцарта.

Как композитор

Сильный интерес Ван Свитена к музыке распространился на создание его собственных композиций. В Париже поставил комическую оперу собственного сочинения. Он также написал другие оперы, а также симфонии. Эти работы не считаются качественными и сегодня выполняются редко, если вообще выполняются. Словарь Гроува полагает, что «главными характеристиками [его] консервативных трехчастных симфоний являются тавтология и недостаток изобретательности... Ван Свитен как композитор незначителен».

Среди известных произведений - три комические оперы: «Таланты в моде», «Кола», «Кола», «Кола» и «Утерянная опера». Он также написал десять симфоний, семь из которых сохранились.

Другое

Ван Свитен был богат в финансовом отношении, хотя ни в коем случае не так богат, как великие князья Империи. Он унаследовал деньги от отца, а также ему хорошо платили за свои государственные должности. Браунберенс оценивает свой доход примерно как «в десять раз превышающий доход Моцарта», что составляет (очень приблизительно) 20 000 флоринов в год.

Ван Свитен никогда не был женат. В отличие от своего отца, который остался протестантом после приезда в Австрию, Готфрид обратился в католицизм, государственную религию империи.

Как и многие другие выдающиеся венцы мужского пола (например, по состоянию на 1784 год, Моцарт ), Ван Свитен был масоном.

Ван Свитен владел Vermeer, ныне знаменитым Art of Painting, которое он унаследовал от своего отца. В то время не было известно, что это картина Вермеера.

Смерть

Ван Свитен умер в 1803 году в Вене.

Отношение к классическим композиторам

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что отношения Ван Свитена с великими композиторами его времени были в первую очередь отношениями патронажа. Это означает, что композиторы не работали на ван Свитена за зарплату или комиссионные, но время от времени получали от него выплаты в виде чаевых. Так, Йозеф Гайдн заметил своему биографу Гризингер, что «« Он иногда покровительствовал мне несколькими дукатами ». Это был обычный способ оплаты музыкантам в эпоху аристократии; Гайдн получал аналогичные выплаты от своего работодателя Николаус Эстерхази, хотя он также получал зарплату. Система патронажа также финансировала ранние путешествия семьи Моцарта.

Отношения между меценатом и художником не были одними из первых. Социальное равенство. В письме Гайдна к ван Свитену, к тому времени его давнему соратнику, 1801 г. не использовались местоимения второго лица, вместо этого барон обращался к барону «ваше превосходительство»; предположительно, это отражало их повседневную практику.

Моцарт

Моцарт, около 1780 года. Фрагмент семейного портрета Моцарта работы Иоганна Непомука делла Кроче

Ван Свитен впервые встретил Вольфганга Амадея Моцарта в 1768 году, когда ему было 35 лет, а Моцарт - мальчиком 11 лет. Семья Моцарта посещала Вену, надеясь добиться дальнейшей известности и доходов после более раннее завершение своего Гранд-тура по Европе. По словам отца Моцарта Леопольда, Ван Свитен участвовал в начальном планировании злополучной оперы Вольфганга La finta semplice (позже опера была заблокирована интригами и могла быть исполнена только в

В 1781 г., вскоре после переезда Моцарта в Вену, ван Свитен снова встретил его: в салоне графини Тун Моцарт сыграл отрывки из своей недавней оперы Идоменей., с ван Свитеном и другими важными официальными лицами в аудитории; это событие послужило толчком к заказу Моцарта для оперы Die Entführung aus dem Serail, его первого большого успеха как композитора.

Совместное использование произведений Баха и Генделя

К 1782 году, ван Свитен приглашал Моцарта регулярно навещать его, чтобы просматривать и воспроизводить его рукописи произведений Дж. С. Бах и Гендель, которые он собрал во время своей дипломатической службы в Берлине. Как писал Моцарт своему отцу Леопольд (10 апреля 1782 г.):

Я хожу каждое воскресенье в двенадцать часов к барону ван Свитену, где не играют только Генделя и Баха. В данный момент я собираю фуги Баха - не только Себастьяна, но также Эмануэля и Фридеманна.

. На этих собраниях присутствовали и другие, и ван Свитен дал Перед Моцартом стояла задача расшифровать ряд фуг для инструментальных ансамблей, чтобы их можно было исполнить перед собравшимся ансамблем. Моцарт также сидел за клавишными и воспроизводил оркестровые партитуры ораторий Генделя в спонтанном сокращении клавиш (в то время как, согласно Джозефу Вейглю, он также исполнял одну из хоровых партий и исправлял ошибки других певцов). 126>

Похоже, встреча с работами двух великих мастеров барокко очень сильно повлияла на Моцарта. Олесон предполагает, что процесс проходил в два этапа. Моцарт первым ответил довольно прямыми подражаниями, написав фуги и сюиты в стиле своих моделей. Эти работы «носят характер изучения контрапунктной техники». Многие остались незавершенными, и даже завершенные сегодня не часто исполняются; Олесон предполагает, что в них есть «сухость, которая отсутствует в большей части музыки [Моцарта]». Позже Моцарт более полно ассимилировал музыку Баха и Генделя в своем собственном стиле, что сыграло роль в создании некоторых из его произведений, вызывающих наибольшее восхищение. Из них Олесон упоминает мессу до минор (1784) и хоральную прелюдию, исполняемую двумя мужчинами в доспехах в Волшебной флейте (1791).

The Gesellschaft der Associierten

Индивидуальные исполнения ораторий Генделя в комнатах ван Свитена под аккомпанемент клавишных инструментов пробудили интерес ван Свитена и его коллег к полномасштабному исполнению этих ораторий. работает. С этой целью в 1786 году ван Свитен организовал Gesellschaft der Associierten («Общество объединенных кавалеров»), организацию любителей музыки. При финансовой поддержке этого коллектива он смог поставить полномасштабные постановки крупных произведений. Как правило, эти концерты сначала давались в одном из дворцов членов или в большом зале Императорской библиотеки, а затем в публичном представлении в Бургтеатре или Зале Яна.

Моцарт принял о задаче проведения этих концертов в 1788 году. Раньше он был слишком занят другими задачами, но с ухудшением его карьерных перспектив в другом месте он был готов занять этот пост. В дополнение к его дирижированию, Gesellschaft поручило Моцарту подготовить четыре произведения Генделя для исполнения в соответствии с современным вкусом:

Ван Свитен был ответственным для переводов с английского на немецкий либретти к этим произведениям, задача, которую он позже выполнит для Гайдна (см. ниже).

Концерты Gesellschaft были важным источником дохода для Моцарта в то время, когда он испытывал серьезные финансовые проблемы. Верность Ван Свитена Моцарту в это время также указывается в одном из писем Моцарта от 1789 года, в котором он сообщил, что запрашивал подписку на запланированную серию концертов (как он ранее делал с большим успехом в середине 1780-х годов) и обнаружил что - по прошествии двух недель - барон все еще оставался единственным подписчиком.

Смерть Моцарта и ее последствия

Когда Моцарт умер (1 час ночи 5 декабря 1791 г.), ван Свитен появился у него домой и организовал похороны. Возможно, он временно помогал выжившим Моцартам, поскольку в переписке Констанца в нескольких местах упоминается его «щедрость». 2 января 1793 года он спонсировал исполнение Моцарта Реквиема в качестве благотворительного концерта для Констанции; он принес прибыль в 300 дукатов, значительную сумму. Сообщается также, что он помог организовать образование сына Моцарта Карла в Праге.

Гайдн

Йозеф Гайдн в роли Томаса Харди, 1792

В 1776 году, во время визита домой в Вену из своего поста в Берлине, ван Свитен поддержал 43-летнего Йозефа Гайдна, который в то время был раздосадован враждебным восприятием его работы. от некоторых берлинских критиков. Ван Свитен сказал ему, что его работы, тем не менее, пользуются большим спросом в Берлине. Гайдн с признательностью упомянул об этом в своем автобиографическом очерке 1776 г. .

В 1790 г., со смертью Николауса Эстерхази, Гайдн стал полунезависимым от своих давних работодателей семьи Эстерхази. Он переехал в Вену и таким образом стал более свободным в принятии покровительства ван Свитена. Олесон предполагает, что Гайдн участвовал в концертах Генделя Gesellschaft der Associierten, и отмечает, что уже в 1793 году ван Свитен пытался заставить его написать ораторию (на текст [de ]). В 1794 году, когда Гайдн отправился в Лондон во второе путешествие, он ехал в экипаже, предоставленном ему ван Свитеном.

По возвращении в следующем году Гайдн и ван Свитен установили тесные рабочие отношения. с ван Свитеном в качестве его либреттиста и художественного советника. Сотрудничество началось в 1795/1796 году с небольшой версии оратории Семи последних слов Христа. Это произведение было сочинено Гайдном как оркестровое произведение в 1785 году. Во время своего второго путешествия по Лондону, в Пассау, он услышал переработанную версию, дополненную хором, подготовленным Пассау Капельмейстер Джозеф Фриберт. Полюбив эту идею, Гайдн подготовил свою собственную хоровую версию, а ван Свитен пересмотрел лирику Фриберта.

Затем Гайдн и ван Свитен перешли к более крупным проектам: полномасштабным ораториям The Creation (1798) и Времена года (1801). Ван Свитен перевел (с английского на немецкий) и адаптировал исходный материал, который взят из стихотворения Джона Мильтона Потерянный рай и стихотворения Джеймса Томсона Времена года соответственно. Он также перевел в обратном направлении, вернув немецкий язык на английский так, чтобы он соответствовал ритму музыки Гайдна. Этот обратный перевод, хотя часто и неудобный, позволил первым опубликованным изданиям этих ораторий служить как немецко-, так и англоязычной аудитории.

На полях своего либретти Ван Свитен сделал Гайдну много конкретных художественных предложений о том, как следует оформлять различные отрывки, предложения, которые в целом Гайдн «внимательно следил» (Олесон). Одним из примеров является трогательный эпизод в «Сотворении мира», в котором Бог велит вновь сотворенным животным плодиться и размножаться. Перефразируя Ван Свитеном Бытие, мы читаем:

Seid fruchtbar alle,. Mehret euch!. Bewohner der Luft, vermehret euch, und singt auf jedem Aste!. Mehret euch, ihr Flutenbewohner. Und füllet jede Tiefe!. Seid fruchtbar, wachset, und mehret euch!. Erfreuet euch in eurem Gott!

Плодитесь все. И размножайтесь.. Обитатели воздуха, размножайтесь и пойте на каждой ветке.. Умножайтесь, вы, обитатели приливов,. И наполняйте каждую глубину.. Будьте плодитесь, растите, размножайтесь,. И радуйтесь в Боге вашем!

Музыкальная установка Гайдна проистекает из предложения ван Свитена о том, что слова должны петь бас-солистом поверх неприкрашенной басовой партии. Однако он лишь отчасти последовал этому предложению и, поразмыслив, добавил к своей басовой партии богатый пласт четырехчастной гармонии для разделенных виолончелей и альтов, решающих для конечного результата.

Премьеры трех ораторий «Семь последних слов», «Сотворение мира» и «Времена года» происходили под эгидой Gesellschaft der Associierten, которая также предоставила финансовые гарантии, необходимые Гайдну для осуществления долгосрочных проектов.

Бетховен

Портрет Бетховена. в молодости Карл Трауготт Ридель (1769–1832)

Ван Свитен был покровителем и сторонником Людвига ван Бетховена в первые годы его жизни в Вене. Опыт Бетховена с ван Свитеном был в некотором роде параллелен опыту Моцарта около 12 лет назад. Он посетил барона в его доме, где до сих пор регулярно проводились собрания, посвященные музыке Баха и Генделя. Ранний биограф Бетховена Антон Шиндлер писал:

Вечерние собрания в доме Свитена оказали заметное влияние на Бетховена, поскольку именно здесь он впервые познакомился с музыкой Генделя и Баха. Обычно ему приходилось оставаться надолго после ухода других гостей, так как его пожилой хозяин был музыкально ненасытен и не отпускал молодого пианиста, пока он не «освятил вечер» несколькими фугами Баха.

Показаниям Шиндлера обычно не доверяют. современными музыковедами (обсуждение см. Антон Шиндлер ); однако в случае ван Свитена сохранились конкретные доказательства в виде письма ван Свитена Бетховену. Письмо датируется 1794 годом, когда Бетховену было 23 года:

понедельник, 15 декабря
герр Бетховен
Альстергассе № 15
с / о князя Лихновского
Если тебе не помешают в эту среду, я хочу увидеть тебя у себя дома в 8:30 вечера с ночным колпаком в сумке. Дайте мне свой немедленный ответ.
Свитен

Альбрехт объясняет «ночной колпак» следующим образом: «Этот аспект приглашения Свитена был настолько же практичным и внимательным, насколько и гостеприимным: если Бетховен вернулся домой после общегородского комендантского часа в 21:00, ему пришлось бы заплатить Лихновскому «под ключ» гонорар, чтобы он впустил его в запертые двери дома ».

Знакомство с музыкой Баха и Генделя, похоже, было важно для Бетховена, как и для Моцарта. Фердинанд Рис позже писал: «Из всех композиторов Бетховен больше всего ценил Моцарта и Генделя, а затем [Дж.] С. Баха... Когда бы я ни встречал его с музыкой в ​​руках, или видел некоторых лживых. у него на столе наверняка было сочинение одного из этих идолов ».

В 1801 году Бетховен посвятил свою Первую симфонию ван Свитену.

Другие ассоциации

Ранее в своей карьере, находясь в Берлине, ван Свитен также поддерживал карьеру Карла Филиппа Эмануэля Баха. Бах написал шесть симфоний для струнного оркестра (1773; H. 657–662) по заказу ван Свитена; согласно Гудвину и Кларку, комиссия указала, что «творческое воображение композитора может иметь полную свободу действий, не ограничиваясь никакими техническими трудностями». Третий выпуск Сонатена Баха для Кеннера и Либхабера (1781) посвящен ван Свитену.

Иоганн Николаус Форкель, первый биограф Баха, посвятил свою книгу ван Свитену.

Ван Свитен и социальные обычаи музыки

Считается, что Ван Свитен сыграл роль в изменении социальных обычаев музыки. Как указывает Уильям Вебер, во времена ван Свитена для исполнителей по-прежнему было нормальной практикой исполнять в основном недавно сочиненную музыку; часто музыка, написанная самими исполнителями. Практика культивирования музыки предыдущих десятилетий и веков только постепенно увеличивалась. Примерно к 1870 году на сцене стали преобладать более старые работы.

Этот сдвиг начался в собственном веке ван Свитена. Некоторые из ранних случаев, когда исполнители играли старую музыку, отмечены Вебером: «Во Франции лирики трагедий Жана-Батиста Люлли и его преемников регулярно исполнялись вплоть до 1770-х годов. В Англии музыка XVI века век был возрожден в Академии старинной музыки, и многие произведения Георга Фридриха Генделя остались в исполнении после его смерти в 1759 году ». Как отмечает Вебер, ван Свитен был одним из пионеров этого направления, особенно в его работе, возрождая музыку Баха и Генделя, и в его поощрении современных композиторов учиться у старых мастеров и создавать новые произведения, вдохновляемые ими..

Ван Свитен выразил некоторые из своих взглядов на ценность более ранней музыки на страницах первого тома Allgemeine musikalische Zeitung :

Что касается музыки, то я принадлежу к поколение, которое считало необходимым тщательно и систематически изучать вид искусства, прежде чем пытаться практиковать его. В таком убеждении я нахожу пищу для духа и для сердца и возвращаюсь к ней за силой каждый раз, когда меня угнетают новые свидетельства упадка искусства. Мои главные утешители в такие моменты - это Гендель, Бахи и те немногие великие люди нашего времени, которые, принимая их как своих учителей, решительно следуют в том же поиске величия и истины.

ДеНора описывает преданность более ранним мастерам как В 1780-е годы это был «маргинальный» взгляд, но в конце концов за Свитеном последовали и другие, особенно в случае успеха «Сотворения мира» и «Времен года». Музыкальный издатель Иоганн Фердинанд фон Шенфельд писал в 1796 году:

[Ван Свитен] как бы считается патриархом музыки. У него вкус только к великому и возвышенному.... Когда он приходит на концерт, наши полуконценты не спускают с него глаз, стремясь прочитать в его чертах, не всегда понятных каждому, каково должно быть их мнение о музыке.

Следствие одного «вкус к великому и возвышенному» - это идея о том, что концертная аудитория должна хранить молчание, чтобы каждую ноту могли слышать все. Это не было общепринятым мнением в XVIII веке, но явно было мнением ван Свитена. В своей биографии Моцарта 1856 года Отто Ян сообщил следующий анекдот от Сигизмунда Нойкомма :

[Он] проявил все свое влияние на дело музыки, даже для такой второстепенной цели, чтобы заставить замолчать и внимание во время музыкальных выступлений. Всякий раз, когда среди аудитории возникал шепотный разговор, его превосходительство поднималось со своего места в первом ряду, поднималось до своего полного величавого роста, мерило нарушителей долгим серьезным взглядом и затем очень медленно возвращалось на свое место. Судебное разбирательство никогда не прекращалось.

Оценка

Ван Свитен не преуспел в оценке своего личного поведения. В часто перепечатываемом замечании Гайдн заметил Георгу Августу Гризингеру, что симфонии ван Свитена были «такими же жесткими, как и сам человек». Он сохранял прочную социальную дистанцию ​​между собой и композиторами, которым покровительствовал, дистанция, уходящая корнями в систему аристократии, все еще действовавшую в Австрии в его дни. Сигизмунд Нойкомм писал, что он был «не столько другом, сколько очень самоуверенным покровителем Гайдна и Моцарта». Олесон предполагает, что «в свое время ван Свитен мало любил» (добавляя: «но почти всеобщее уважение»). Он также не был близок со своими собратьями-аристократами; хотя его публичные роли в музыке и правительстве были видны, он избегал салонного общества и после 1795 года выразил удовлетворение тем, что жил в «полной пенсии».

Что касается вклада ван Свитена в музыку, посмертное суждение кажется наиболее критичным по отношению к нему. роль либреттиста. Олесон отмечает, что в трех последовательных либретто оратории, которые ван Свитен подготовил для Гайдна, его собственное участие в написании было больше для каждого, чем в предыдущем. По словам Олесона, «многие критики сказали бы, что эта прогрессивная оригинальность была катастрофической».

Даже музыкальный вкус ван Свитена подвергался резкой критике, но здесь консенсус, возможно, более положительный. Ван Свитен, кажется, выделил из числа многих композиторов, чья репутация сейчас неясна, за свою благосклонность композиторов, которых потомки оценили очень высоко. Как отмечает Олесон: «Вряд ли можно спорить с его выбором композиторов прошлого, Себастьяна Баха и Генделя; и композиторов его времени, Глюка, Эмануэля Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена».

In популярная культура

В отличие от своих протеже Моцарта и Бетховена, ван Свитен редко изображается в произведениях современной массовой культуры. Он действительно появляется как второстепенный персонаж в знаменитой пьесе Питера Шаффера Амадей и в основанном на ней Милоша Формане фильме в в котором его сыграл Джонатан Мур. В пьесе он показан как помогающий Моцарту быть принятым в масоны, только для того, чтобы быть несколько обеспокоенным, когда кажется, что некоторые из работ Моцарта ссылаются не на методы их организации, а также на тот факт, что он начинает умолять других членов Деньги. В фильме он - один из немногих присутствующих на похоронах Моцарта нищих.

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Аберт, Герман (2007) В. А. Моцарт. Перевод Стюарта Спенсера с дополнениями Клиффа Эйзена. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета. ISBN 0-300-07223-6, ISBN 978-0-300-07223-5.
  • Альбрехт, Теодор (1996) Письма к Бетховен и другая переписка. University of Nebraska Press. ISBN 0-8032-1033-7, ISBN 978-0-8032-1033-2.
  • Клайв, Питер (1993) Моцарт и Его круг. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета.
  • Клайв, Питер Х. (2001) Бетховен и его мир: биографический словарь. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816672-9, ISBN 978-0-19-816672-6.
  • ДеНора, Тиа (1998) Бетховен и создание гения: музыкальная политика в Вене, 1792–1803 гг. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-21158-8, ISBN 978-0-520-21158-2.
  • Deutsch, Otto Erich ( 1965) Моцарт: документальная биография. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Гудвин, А. и Г. Н. Кларк (1976) Новая Кембриджская современная история. Архив прессы Кембриджского университета. ISBN 0-521-29108-9, ISBN 978-0-521-29108-8.
  • Гризинджер, Георг Август ( 1810) Биографические заметки о Йозефе Гайдне. Лейпциг: Breitkopf und Härtel. Английский перевод Вернона Готвалса, в Гайдне: два современных портрета, Милуоки: University of Wisconsin Press.
  • Холливелл, Рут (1998) Семья Моцарта: четыре жизни в социальном контексте, Oxford: Oxford University Press, ISBN 0-19-816371-1.
  • Heartz, Daniel (2008) Моцарт, Гайдн и ранний Бетховен, 1781–1802 гг. Нью-Йорк: W. W. Norton Company. ISBN 0-393-06634-7, ISBN 978-0-393-06634-0.
  • Хьюз, Розмари (1970) Гайдн. London: Dent.
  • Keefe, Simon P. (2003) The Cambridge Companion to Mozart. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-00192-7, ISBN 978-0-521-00192-2.
  • Larsen, Jens Peter and Georg Feder (1997) The New Grove Haydn. W. W. Norton Company. ISBN 0-393-30359-4, ISBN 978-0-393-30359-9
  • Kramer, Richard (2008) Unfinished Music. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-532682-2, ISBN 978-0-19-532682-6.
  • Petschar, Hans (n.d.) "History of the Austrian National Library: A multimedia Essay." Formerly posted on the website of the Austrian National Library (the successor institution to the Imperial Library) at www.onb.ac.at/ev/about/history/history_text.htm. Retrieved 31 January 2008 from Google cache.
  • Robbins Landon, H. C. (1959) The Collected Correspondence and London Notebooks of Joseph Haydn. Лондон: Барри и Роклифф. Scanned version of text available on line.
  • Schindler, Anton (1860/1996) Beethoven As I Knew Him, 3rd edition. Translated by Constance S. Jolly. Courier Dover Publications. ISBN 0-486-29232-0, ISBN 978-0-486-29232-8.
  • Shaffer, Peter (2003) Amadeus. Сэмюэл Френч. ISBN 978-0-573-60572-7
  • Solomon, Maynard (1995) Mozart: A Life. Harper Collins.
  • Till, Nicholas (1995) Mozart and the Enlightenment: truth, virtue, and beauty in Mozart's operas. W. W. Norton Company. ISBN 0-393-31395-6, ISBN 978-0-393-31395-6.
  • Tomita, Yo (2000) "Bach Reception in Pre-Classical Vienna: Baron van Swieten's Circle Edits the Well-Tempered Clavier". Music Letters 81:364-391.
  • Waldoff, Jessica Pauline (2006) Recognition in Mozart's operas. Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-515197-6.
  • Weber, William (1984) "The Contemporaneity of Eighteenth-Century Musical Taste," The Musical Quarterly LXX(2):175–194.
  • Webster, James (2005) "The sublime and the pastoral in The Creation and The Seasons," in Caryl Leslie Clark, ed., The Cambridge Companion to Haydn. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83347-7.
  • Williams, Henry Smith (1907) The Historians' History of the World. The History association.

Further reading

  • Braunbehrens, Volkmar (1990) Mozart in Vienna. Translated from the German by Timothy Bell. New York: Grove and Weidenfeld. Includes a chapter covering van Swieten and his times.
  • Grove Dictionary of Music and Musicians, online edition, article "Gottfried van Swieten". Copyright 2008 by Oxford University Press. The article is written by Edward Olleson.
  • Olleson, Edward (1963) "Gottfried van Swieten: Patron of Haydn and Mozart," Proceedings of the Royal Musical Association, 89th Sess. (1962–1963), pp. 63–74. JSTOR 765997

External links

Последняя правка сделана 2021-05-22 14:58:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте