Витольд Лютославский

редактировать
Польский композитор и дирижер

Витольд Лютославский. Предоставлено В. Пневским и Л. Ковальским.

Витольд Роман Лютославский (польский: ; 25 января 1913 - 7 февраля 1994) был Польский композитор и оркестровый дирижер. Он был одним из крупнейших европейских композиторов 20 века и одним из выдающихся польских музыкантов за последние три десятилетия своей жизни. Он получил множество международных наград и премий. Его сочинения (из которых он был известным дирижером) включают четыре симфонии, Концерт для оркестра, струнный квартет, инструментальные произведения, концерты и оркестровые песенные циклы.

В юности Лютославский изучал фортепиано и композицию в Варшаве. На его ранние произведения оказала влияние польская народная музыка. Его стиль демонстрирует широкий спектр богатых атмосферных текстур . Он начал разрабатывать свои собственные характерные техники композиции в конце 1950-х годов. Его музыка с этого периода и далее включает его собственные методы построения гармоний из небольших групп музыкальных интервалов. Он также использует алеаторические процессы, в которых ритмическая координация частей подвержена элементу случайности.

Во время Второй мировой войны, после побега из немецкого плена, Лютославский зарабатывал на жизнь игрой на пианино в варшавских барах. После войны сталинские власти запретили его Первую симфонию как «формалистическую » - якобы доступную только для избранных. Лютославский считал такой антиформализм необоснованным шагом назад и решительно стремился сохранить свою художественную целостность. В 1980-х годах Лютославский оказал художественную поддержку движению Солидарность. Ближе к концу своей жизни он был награжден Орденом Белого Орла, высшей наградой Польши.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Вторая мировая война
    • 1.2 Послевоенные годы
    • 1.3 Зрелость
    • 1.4 Международная известность
    • 1.5 Последние годы
  • 2 Музыка
    • 2.1 Народное влияние
    • 2.2 Организация презентации
    • 2.3 Алеаторическая техника
    • 2.4 Поздний стиль
  • 3 Награды и почести
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Родители Лютославского были родом из польских помещиков. Его семье принадлежали поместья в районе Дроздово. Его отец Юзеф был членом Польской Национал-демократической партии («Endecja»), и семья Лютославских сблизилась с ее основателем, Романом Дмовским (второе имя Витольда Лутославского было Роман). Юзеф Лютославский учился в Цюрихе, где в 1904 году он познакомился и женился на однокурснице Марии Ольшевской, которая позже стала матерью Лютославского. Юзеф продолжил учебу в Лондоне, где он работал корреспондентом национал-демократической газеты Goniec. Он продолжал участвовать в политике национальной демократии после возвращения в Варшаву в 1905 году и взял на себя управление семейными поместьями в 1908 году. Витольд Роман Лютославский, младший из трех братьев, родился в Варшаве незадолго до начала Первая мировая война. В 1915 году, когда Россия находилась в состоянии войны с Германией, прусские войска двинулись к Варшаве. Семья Лютославских отправилась на восток, в Москву, где Юзеф оставался политически активным, организовав Польские легионы, готовые к любым действиям, которые могли бы освободить Польшу (которая была разделена согласно Венскому конгрессу 1815 года - Варшава входила в состав царской России ). Стратегия Дмовского заключалась в том, чтобы Россия гарантировала безопасность новому польскому государству. Однако в 1917 году Февральская революция вынудила царя отречься от престола, а Октябрьская революция положила начало новому советскому правительству, заключившему мир с Германией. Действия Юзефа вступили в конфликт с большевиками, которые арестовали его и его брата Мариана. Таким образом, хотя в 1917 году боевые действия на Восточном фронте прекратились, Лютославским не позволили вернуться домой. Братьев поместили в Бутырскую тюрьму в центре Москвы, где Витольд, которому к тому времени исполнилось пять лет, навестил своего отца. Юзеф и Мариан были расстреляны в сентябре 1918 года, за несколько дней до назначенного суда.

После войны семья вернулась в недавно получившую независимость Польшу только для того, чтобы обнаружить, что их владения разрушены. После смерти отца важную роль в его ранней жизни сыграли и другие члены семьи, в особенности сводный брат Юзефа Казимеж Лютославский - священник и политик.

Лютославский начал уроки игры на фортепиано в Варшаве. два года с шести лет. После польско-советской войны семья покинула Варшаву и вернулась в Дроздово, но после нескольких лет управления имениями с ограниченным успехом его мать вернулась в Варшаву. Она работала врачом, переводила детские книги с английского. В 1924 году Лютославский поступил в среднюю школу (Гимназия Стефана Батория ), продолжая уроки игры на фортепиано. Исполнение Третьей симфонии Кароля Шимановского произвело на него глубокое впечатление. В 1925 году он начал уроки игры на скрипке в Варшавской музыкальной школе. В 1931 году он поступил в Варшавский университет, чтобы изучать математику, а в 1932 году он официально присоединился к классам композиции в консерватории. Его единственным учителем композиции был Витольд Малишевский, известный польский композитор, который был учеником Николая Римского-Корсакова. Лютославский получил прочную основу в музыкальных структурах, особенно в частях в форме сонаты. В 1932 году он бросил скрипку, а в 1933 году он прекратил учебу по математике, чтобы сосредоточиться на фортепиано и композиции. Будучи студентом Ежи Лефельда, он получил диплом консерватории по игре на фортепиано в 1936 году, представив виртуозную программу, включающую Токкату и Шумана и Четвертый фортепианный концерт Бетховена . Его диплом по композиции был вручен тем же учреждением в 1937 году.

Вторая мировая война

Лютославский (справа) приветствует своего старого друга Анджея Пануфника (слева) в 1990 году.

Затем последовала военная служба - Лютославский обучался связи и радиосвязи в Зегже под Варшавой. Он завершил свои «Симфонические вариации» в 1939 году, премьера произведения была представлена ​​Симфоническим оркестром Польского радио под управлением Гжегожа Фительберга, и это представление транслировалось по радио 9 марта 1939 года. Как и большинство молодых польских композиторов, Лютославский хотел продолжить образование в Париже. Его планы по дальнейшему изучению музыки были разбиты в сентябре 1939 года, когда Германия вторглась в западную Польшу, а Россия - в восточную Польшу. Лютославский был мобилизован с радиогруппой для Краковской армии. Вскоре он был схвачен немецкими солдатами, но сбежал, когда его отправили в лагерь для военнопленных, и прошел 250 миль (400 км) обратно в Варшаву. Брат Лютославского был схвачен русскими солдатами и позже умер в сибирском трудовом лагере.

Чтобы заработать на жизнь, Лютославский присоединился как аранжировщик-пианист «Ансамбль Дана», первые польские гуляки по пению. в "Ziemiańska Cafe". Затем он сформировал фортепианный дуэт с другом и коллегой-композитором Анджеем Пануфником, и они вместе выступали в варшавских кафе. Их репертуар состоял из широкого диапазона музыки в их собственных аранжировках, включая первое воплощение вариаций Паганини Лютославского, очень оригинальную транскрипцию 24-го каприса для скрипки соло Никколо Паганини. Они демонстративно даже иногда играли польскую музыку (нацисты запрещали польскую музыку в Польше, включая Шопена) и сочиняли песни Сопротивления. Только послушать музыку в кафе поляки оккупированной немцами Варшавы могли живую музыку; устраивать концерты было невозможно, поскольку немцы, оккупировавшие Польшу, запретили любые организованные собрания. В кафе Aria, где они играли, Лютославский познакомился со своей будущей женой Марией Данутой Богуславской, сестрой писателя Станислава Дыгата.

Лютославский уехал из Варшавы в июле 1944 года со своей матерью, всего за несколько дней до Варшавы. Восстание, сохранив лишь несколько партитур и набросков - остальная его музыка была утеряна во время полного разрушения города немцами после падения восстания, как и семейные имения Дроздово. Из примерно 200 аранжировок, над которыми Лютославский и Пануфник работали для своего фортепианного дуэта, сохранились только Вариации Паганини Лютославского. Лютославский вернулся на руины Варшавы после польско-советского договора в апреле 1945 года.

Послевоенные годы

Витольд Лютославский за фортепиано

В послевоенные годы Лютославский работал над своей первой симфонией - эскизы, которые он спас из Варшавы, которые он начал в 1941 году и которые впервые были выполнены в 1948 году под управлением Фительберга. Чтобы обеспечить свою семью, он также сочинял музыку, которую он называл функциональной, такую ​​как Варшавская сюита (написанная для сопровождения немого фильма, изображающего реконструкцию города), декорации польских гимнов и этюды для фортепиано Мелоди Людове («Народная музыка»). Мелодии »).

В 1945 году Лютославский был избран секретарем и казначеем новообразованного (ZKP - Związek Kompozytorów Polskich). В 1946 году он женился на Дануте Богуславской. Брак был прочным, и навыки рисования Дануты были очень ценны для композитора: она стала его переписчиком и решила некоторые проблемы с нотами его более поздних работ.

В 1947 г. сталинский политический климат привел к принятию и насаждению правящей Польской объединенной рабочей партией принципов социалистического реализма, и осуждение властями современной музыки, считающейся нонконформистской. Эта художественная цензура, исходившая в конечном итоге от Сталина лично, была до некоторой степени распространена по всему Восточному блоку и была усилена указом Жданова 1948 года. К 1948 году ZKP был передан музыкантам, желающим следовать линии партии в музыкальных вопросах, и Лютославский вышел из комитета. Он был непримиримым противником идей социалистического реализма. Его Первая симфония была объявлена ​​"формалистической", и советские власти избегали его, и эта ситуация сохранялась на протяжении всей эпохи Хрущева, Брежнева, Андропова <283.>и Черненко. В 1954 году атмосфера музыкального угнетения вынудила его друга Анджея Пануфника бежать в Соединенное Королевство. На этом фоне Лютославский был доволен сочинением произведений, в которых существовала общественная потребность, но в 1954 году это принесло ему - к большому огорчению композитора - премию премьер-министра за набор детских песен. Он прокомментировал: «[Я] это было для тех моих функциональных композиций, которыми меня украсили... Я понял, что не пишу равнодушные маленькие произведения, только чтобы заработать на жизнь, а занимаюсь художественным творчеством в глазами внешнего мира ».

Именно его содержательный и оригинальный Концерт для оркестра 1954 года сделал Лютославского важным композитором художественной музыки. Произведение, заказанное в 1950 году дирижером Витольдом Ровицким для вновь воссозданного Варшавского филармонического оркестра, в следующем году удостоено композитора двух государственных премий.

Зрелость

Витольд Лютославский, проводивший

смерть Сталина в 1953 году, позволил определенное ослабление культурного тоталитаризма в России и ее сателлитах. К 1956 году политические события привели к частичному оттаиванию музыкального климата, и был основан Варшавская осень Фестиваль современной музыки. Задуманный как проводимый раз в два года фестиваль, он проводится ежегодно с 1958 года (за исключением военного положения 1982 года, когда ZKP в знак протеста отказался его организовать). Первое исполнение его Musique funèbre (на польском языке, Muzyka żałobna, англ. Funereal Music или Music of Mourning) состоялось в 1958 году. Оно было написано в ознаменование 10-летия со дня смерти Белы Бартока., но композитору понадобилось четыре года для завершения. Эта работа принесла международное признание, ежегодную премию ZKP и приз Международной трибуны композиторов 1959 года. В этой работе были развиты гармоническое и контрапункциональное мышление Лютославского, и в «Пяти песнях» 1956–57, когда он представил свою систему из двенадцати нот, плоды многих лет размышлений и экспериментов. Он установил еще одну особенность своей композиционной техники, которая стала визитной карточкой Лютославского, когда он начал вводить случайность в точную синхронизацию различных частей музыкального ансамбля в Jeux vénitiens («Венецианские игры "). Эти гармонические и темпоральные техники стали частью каждой последующей работы и неотъемлемой частью его стиля.

В отход от своих обычно серьезных сочинений в 1957-1963 годах Лютославский также сочинял легкую музыку под псевдонимом Дервид. В основном вальсы, танго, фокстроты и медленные фокстроты для голоса и фортепиано, эти пьесы относятся к жанру песен польских актеров. Их место в творчестве Лютославского можно считать менее несоответствующим, учитывая его собственные выступления в кабаре во время войны, а также в свете его брака со знаменитой польской певицей кабаре Калиной Ендрусик (которая была супругой его жены. золовка).

В 1963 году Лютославский выполнил заказ для Загребской музыкальной биеннале, его Trois poèmes d'Henri Michaux для хора и оркестра. Это была первая работа, которую он написал для зарубежной комиссии, и принесла ему международное признание. Это принесло ему вторую Государственную премию в области музыки (на этот раз Лютославский не отнесся к этой награде цинично), и Лютославский получил договор на международную публикацию своей музыки с Chester Music, тогда входившей в издательство Hansen.. Его Струнный квартет впервые был исполнен в Стокгольме в 1965 году, за которым в том же году последовало первое исполнение его оркестрового цикла песен Paroles sizes. Это сокращенное название было предложено поэтом, который опубликовал стихи как Quatre Tapisseries pour la Châtelaine de Vergi. Песенный цикл посвящен тенору Питеру Пирсу, впервые исполнившему его на Альдебургском фестивале 1965 под дирижированием композитора. Альдебургский фестиваль был основан и организован Бенджамином Бриттеном, с которым композитор подружился.

Вскоре после этого Лютославский начал работу над своей Второй симфонией, в которой было две премьеры: Пьер Булез дирижировал второй частью, Direct, в 1966 году, и когда первая часть, Hésitant, была закончена в 1967 году, полное исполнение композитор дирижировал в Катовице. Вторая симфония сильно отличается от классической симфонии по структуре, но Лютославский использовал все свои технические новшества до этого момента, чтобы построить масштабное драматическое произведение, достойное своего имени. В 1968 году эта работа принесла Лютославскому первую премию Международного музыкального совета Международной трибуны композиторов, его третью такую ​​награду, что подтвердило его растущую международную репутацию. В 1967 году Лютославский был удостоен Музыкальной премии Леони Соннинг, высшей музыкальной награды Дании.

Международная известность

Вторая симфония, «Ливр для оркестра и виолончель» Последовавший затем концерт был написан в особенно тяжелый период в жизни Лютославского. Его мать умерла в 1967 году, а в 1967–70 годах в Польше было много беспорядков. Это произошло в первую очередь из-за подавления театральной постановки Дзяды, что вызвало лето протестов; позже, в 1968 г., использование польских войск для подавления либеральных реформ Чехословакии Пражской весны и забастовка Гданьских судостроительных верфей 1970 г., что привело к насильственное подавление властей вызвали значительную политическую и социальную напряженность в Польше. Лютославский не поддерживал советский режим, и эти события были постулированы как причины усиления антагонистических эффектов в его творчестве, особенно Концерте для виолончели 1968–70 годов для Ростроповича и Королевской филармонии.. Действительно, собственное противодействие Ростроповича советскому режиму в России только начинало достигать апогея (вскоре после этого он заявил о своей поддержке диссидента Александра Солженицына ). Сам Лютославский не придерживался мнения, что такие влияния оказали прямое влияние на его музыку, хотя он признал, что они до некоторой степени затрагивали его творческий мир. В любом случае Концерт для виолончели имел большой успех, снискав признание Лютославского и Ростроповича. На премьере произведения с Борнмутским симфоническим оркестром, Артур Блисс вручил Ростроповичу золотую медаль Королевской филармонии.

В 1973 году Лютославский присутствовал на концерте баритона Дитриха Фишера-Дескау с пианистом Святославом Рихтером в Варшаве; он познакомился с певцом после концерта, и это вдохновило его на написание расширенной оркестровой песни Les Espaces du sommeil («Пространства сна»). Это произведение, Прелюдии и фуга, Mi-Parti (французское выражение, которое примерно переводится как «разделенные на две равные, но разные части»), Novelette и короткая пьеса для виолончели в честь Поля Захера. Семидесятилетие, занимало Лютославского на протяжении 1970-х, в то время как на заднем плане он работал над проектируемой третьей симфонией и концертной пьесой для боба Хайнца Холлигера. Эти последние пьесы оказались трудными для завершения, поскольку Лютославский изо всех сил пытался внести большую плавность в свой звуковой мир и примирить напряженность между гармоническими и мелодическими аспектами своего стиля, а также между передним планом и фоном. Двойной концерт для гобоя, арфы и камерного оркестра - заказанный Полом Захером - был окончательно закончен в 1980 году, а Третья симфония - в 1983 году. В 1977 году он получил орден . Строителей Народной Польши. В 1983 году он получил Премию Эрнста фон Сименса.

. В этот период Польша переживала еще большие потрясения: в 1980 году было создано влиятельное движение Солидарность, возглавляемое Лехом Валенсой. ; а в 1981 году военное положение было объявлено генералом Войцехом Ярузельским. В 1981–89 годах Лютославский отказывался от всех профессиональных занятий в Польше в знак солидарности с бойкотом художников. Он отказался войти в министерство культуры, чтобы встретиться с кем-либо из министров, и старался не фотографироваться в их компании. В 1983 году в качестве жеста поддержки он отправил запись первого исполнения (в Чикаго) Третьей симфонии в Гданьск, чтобы сыграть ее забастовщикам в местной церкви. В 1983 году он был награжден премией Солидарности, которой Лютославский гордился больше, чем какой-либо другой из своих наград.

Он также купил дом в Осло и имел хижину в норвежской деревне. Он и его жена останавливались здесь несколько раз в год, чтобы быть рядом с ее сыном от предыдущего брака, который был гражданином Норвегии.

Последние годы

Витольд Лютославский в 1993 году

В середине 1980-х годов Лютославский написал три пьесы под названием «Ланькух» («Цепь»), что указывает на то, как музыка построена из контрастных нитей, которые накладываются друг на друга. как звенья цепи. Цепочка 2 была написана для Anne-Sophie Mutter (по заказу Пола Захера), а для Mutter он также оркестровал свою немного более раннюю партиту для скрипки и фортепиано, обеспечивая новую связующую интерлюдию, так что при совместной игре партиту, Interlude и Chain 2 составляют его самую длинную работу.

Третья симфония принесла Лютославскому первую премию Гравемейера от Университета Луисвилля, Кентукки, присужденную в 1985 году. Значение премии дело не только в его престиже - среди других выдающихся номинаций были Эллиот Картер и Майкл Типпет - но и в размере его финансовой награды (тогда 150 000 долларов США). Целью награды является снятие финансовых проблем получателей на период, позволяющий им сосредоточиться на серьезной композиции. В знаке альтруизма Лютославский объявил, что он будет использовать этот фонд для учреждения стипендии, чтобы молодые польские композиторы могли учиться за границей; Лютославский также распорядился, чтобы его гонорар от Симфонического оркестра Сан-Франциско за «Цепочку 3» был направлен в этот стипендиальный фонд.

В 1987 году Лютославский был награжден (Майклом Типпеттом ) редко вручаемой Золотой медалью Королевской филармонии во время концерта, на котором Лютославский дирижировал своей Третьей симфонией; в том же году большой праздник его творчества был отмечен на Фестивале современной музыки в Хаддерсфилде. Кроме того, он был удостоен почетных докторских степеней в нескольких университетах по всему миру, включая Кембридж.

Лютославский в это время писал свой Концерт для фортепиано для Кристиана Цимермана по заказу Зальцбургского фестиваля. Его самые ранние планы написать фортепианный концерт датируются 1938 годом; он сам был в молодости виртуозом пианистом. Именно исполнение этого произведения и Третьей симфонии на фестивале «Варшавская осень» в 1988 году ознаменовало возвращение композитора на дирижерский подиум в Польше после обстоятельных переговоров между правительством и оппозицией.

Лютославский также около 1990 года работал над четвертой симфонией и своим оркестровым песенным циклом Chantefleurs et Chantefables для сопрано. Последняя была впервые исполнена на концерте Пром в Лондоне в 1991 году и Четвертой симфонии в 1993 году под управлением филармонии Лос-Анджелеса под управлением композитора. Между тем и после первоначального сопротивления Лютославский принял на себя пост президента недавно воссозданного «». Он был создан после реформ 1989 года в Польше, вызванных почти полной поддержкой Солидарности на выборах того же года и последующим концом коммунистического правления и восстановлением Польши в качестве независимой республики. вместо коммунистического государства Польской Народной Республики.

Он продолжал свой плотный график, путешествуя по Соединенным Штатам, Англии, Финляндии, Канаде и Японии, и зарисовывая концерт для скрипки, но Уже к первой неделе 1994 года стало ясно, что рак распространился, и после операции композитор быстро ослабел и умер 7 февраля в возрасте восьмидесяти одного года. За несколько недель до этого он был удостоен высшей польской награды - Ордена Белого Орла (он стал вторым человеком, получившим его после краха коммунизма в Польше - первым был Папа Римский. Иоанн Павел II ). Он был кремирован; его жена Данута умерла вскоре после этого.

Музыка

Памятник Витольду Лютославскому и его жене Марии Дануте на Повонзком кладбище

Лютославский описал музыкальную композицию как поиск слушателей, которые думают и чувствуют так же, как он - когда-то он назвал это «ловлей душ».

Полный список сочинений Лютославского в хронологическом порядке можно найти на Польском музыкальном центре.

Народное влияние

Произведения Лютославского до и. включая «Танцевальные прелюдии» ясно показывают влияние польской народной музыки, как гармонично, так и мелодично. Часть его искусства заключалась в преобразовании народной музыки, а не в ее точном цитировании. В некоторых случаях народная музыка неузнаваема как таковая без тщательного анализа, например, в Концерте для оркестра. По мере развития техники своих зрелых композиций Лютославский перестал явно использовать народный материал, хотя его влияние оставалось тонкими чертами до конца. Как он сказал: «[в те дни] я не мог сочинять так, как хотел, поэтому я сочинял, как мог», и об этом изменении направления он сказал: «Я просто не был так заинтересован в этом [использовании народной музыки] ". Кроме того, Лютославский был недоволен тем, что сочинял "пост-тональную" идиому: сочиняя первую симфонию, он чувствовал, что это для него тупик.

Питч-организация

В «Пяти песнях» (1956–57) и Musique funèbre (1958) Лютославский представил свой собственный бренд двенадцатитонной музыки, обозначив свой отход от явного использования народной музыки. Его двенадцатитональная техника позволила ему построить гармонию и мелодию из определенных интервалов (в Musique funèbre увеличенные четверти и полутоны ). Эта система также дала ему возможность писать плотные аккорды, не прибегая к кластерам тонов, и позволила ему перейти к этим плотным аккордам (которые часто включают все двенадцать нот хроматической гаммы) в кульминационные моменты. Таким образом, двенадцатитонная техника Лютославского полностью отличалась по концепции от системы ряда тонов Арнольда Шенберга, хотя Musique funèbre 'действительно основывается на ряду тонов. Эта 12-нотная интерваллическая техника зародилась в более ранних произведениях, таких как Симфония № 1 и Вариации Паганини.

Алеаторная техника

Хотя Musique funèbre была признана во всем мире, его новые гармонические техники привели к что-то вроде кризиса для Лютославского, во время которого он все еще не мог понять, как выразить свои музыкальные идеи. Затем, 16 марта 1960 года, слушая передачу новой музыки на Польском радио, он случайно услышал концерт Джона Кейджа для фортепиано с оркестром. Хотя на него не влияли ни звук, ни философия музыки, исследования Кейджа неопределенности положили начало ходу мыслей, в результате которого Лютославский нашел способ сохранить гармонические структуры, которые он хотел, одновременно предоставляя свободу для который он искал. Его «Три постлюдия» были поспешно завершены (он намеревался написать четыре), и он перешел к сочинению произведений, в которых исследовал эти новые идеи.

В произведениях из Jeux vénitiens Лютославский написал длинные отрывки, в которых партии ансамбля не должны быть точно синхронизированы. По сигналу дирижера каждому инструменталисту может быть дано указание перейти прямо к следующему разделу, закончить свой текущий раздел перед тем, как двигаться дальше, или остановиться. Таким образом, случайные элементы в пределах композиционно контролируемых границ, определенных термином aleatory, тщательно управляются композитором, который точно контролирует архитектуру и гармоническое развитие произведения. Лютославский записал музыку точно; здесь нет импровизации, не предоставляется выбор партий ни одному инструменталисту, и поэтому нет никаких сомнений в том, как должно быть реализовано музыкальное исполнение.

Для его струнного квартета, Лютославский спродюсировал только четыре инструментальные части, отказываясь связать их в полную партитуру, потому что он был обеспокоен тем, что это будет означать, что он хочет, чтобы ноты в вертикальном выравнивании совпадали, как в случае с классической ансамблевой музыкой с условной записью.. Квартет LaSalle, однако, специально запросил партитуру для подготовки к первому выступлению. Бодман Рэй рассказывает, что Данута Лютославская решила эту проблему, разрезав части и склеив их в коробки (которые Лютославски называл мобильными), с инструкциями о том, как сигнализировать, когда все игроки должны перейти к следующему мобильному. В его оркестровой музыке эти проблемы с нотной записью не были такими сложными, потому что дирижер дал указания, как и когда действовать.

Лютославский назвал эту технику своего зрелого периода «ограниченным алеаторизмом». Эта контролируемая свобода, предоставляемая отдельным музыкантам, контрастирует с пассажами, в которых оркестр просят синхронизировать их партии; партитура для этих отрывков записывается условно с использованием тактов (тактов) и тактовых размеров.

Пример 1, числа от 7 до 9 из партитуры Второй симфонии (1966–67), иллюстрирует гармонические и алеаторные процедуры Лютославского из его зрелого стиля

Гармонические и алеаторные процессы Лютославского иллюстрируются примером 1, отрывком из Hésitant, первой части Симфонии № 2. Под номером 7 дирижер дает намек флейтам, челесте и перкуссионистам, которые затем играют свои партии в свое время, без каких-либо попыток синхронизировать их с другими инструменталистами. Гармония этого раздела основана на 12-нотном аккорде, построенном из мажорных секунд и чистых четвертей. После того, как все инструменталисты закончили свои партии, обозначается двухсекундная общая пауза (PG 2 "в правом верхнем углу примера). Затем дирижер дает сигнал под номером 8 (и указывает темп следующий раздел) для двух гобоев и английского рожка. Каждый из них играет свою роль, опять же без попытки синхронизироваться с другими исполнителями. Гармония этой партии основана на гексахорде F♯ – G – A ♭ –C – D ♭ –D, расположенные таким образом, что гармония раздела никогда не включает в себя какие-либо шестые или трети. Когда дирижер дает еще одну реплику под номером 9, игроки продолжают игру, пока не достигнут знака повторения, и затем остановитесь: они вряд ли закончат раздел одновременно. Этот «рефрен» (от 8 до 9) повторяется на протяжении всего движения, каждый раз слегка изменяясь, но всегда играемый на двух язычковых инструментах, которые не играют в других местах. движение: Лютославский, таким образом, также тщательно контролирует оркестровую палитру.

Поздний стиль

Ко Сочетание алеаторных приемов Лютославского и его гармонических открытий позволило ему построить сложные музыкальные фактуры. По словам Бодмана Рэя, в своих более поздних работах Лютославский развил более подвижный, простой, гармоничный стиль, в котором меньше музыки играет с произвольной координацией. Это развитие впервые появилось в краткой эпитафии для гобоя и фортепиано примерно в то время, когда Лютославский изо всех сил пытался найти технические средства для завершения своей Третьей симфонии. В камерных произведениях всего для двух инструменталистов возможности для случайного контрапункта и плотных гармоний значительно меньше, чем для оркестра, но эти разработки также повлияли на его оркестровый стиль в поздних произведениях, включая Концерт для фортепиано, Chantefleurs et Chantefables, Цепочка 2 and the Fourth Symphony, which require mostly conventional coordination.

Lutosławski's formidable technical developments grew out of his creative imperative; that he left a lasting body of major compositions is a testament to his resolution of purpose in the face of the anti-formalist authorities under which he formulated his methods.

Lutosławski's life, as well as detailed and thorough discussion of Lutosławski's music and compositional techniques, can be found in both Stucky (1981) and Bodman Rae (1994, 1996, 1999), but also in Witold Lutosławski – Guide to Warsaw (2013) by the National Institute of Fryderyk Chopin.

Awards and honours

Bust of Witold Lutosławski, Kielce, Poland

See also

Notes

References

  • Bodman Rae, Charles (1994). Музыка Лютославского. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-16450-1.
  • Bodman Rae, Charles (1996). Muzyka Lutosławskiego. тр. Krupowicz Stanisław. Варшава: PWN. ISBN 83-01-11908-X.
  • Bodman Rae, Charles (1999). The Music of Lutosławski, third edn. Лондон: Омнибус Пресс. ISBN 0-7119-6910-8.
  • Jacobson, Bernard (1996). Польский ренессанс. Лондон: Phaidon. ISBN 0-7148-3251-0.
  • Jakelski, L., and N. Reyland (eds.). Lutosławski's Worlds. [S.l.]: The Boydell Press, 2018.
  • Lutosławski, Witold (1976). Lutosławski Profile: Witold Lutosławski in Conversation with Bálint András Varga. London: Chester Music/Edition Wilhelm Hansen London Ltd.
  • Nordwall, Ove, ed. (1968). Lutosławski. Stockholm: Edition Wilhelm Hansen.
  • Panufnik, Andrzej (1987). Composing Myself. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-58880-7.
  • Stucky, Steven (1981). Lutosławski and His Music. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-22799-2.Contains an extensive bibliography to 1981.
  • Witold Lutosławski – Guide to Warsaw. NIFC 2013 free app with biography

External links

Wikimedia Commons has media related to Witold Lutosławski.

Последняя правка сделана 2021-06-21 12:39:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте