Майкл Гайдн

редактировать
Чтобы узнать о других людях с похожими именами, см. Майкл Хайден (значения). Портрет Михаэля Гайдна работы Франца Ксавера Хорнёка, ок. 1805 г. подпись, написанная чернилами плавным шрифтом

Иоганн Михаэль Гайдн ( Немецкий: [haɪdn̩] ( слушать ) Об этом звуке ; 14 сентября 1737 - 10 августа 1806) был австрийский композитор из классического периода, младший брат Йозефа Гайдна.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Список работ
    • 3.1 Инструментальная музыка
    • 3.2 Духовная вокальная музыка
    • 3.3 Светская вокальная музыка
  • 4 Примечания
    • 4.1 Источники
  • 5 Дальнейшее чтение
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Михаэль Гайдн родился в 1737 году в австрийской деревне Рорау, недалеко от венгерской границы. Его отцом был Матиас Гайдн, колесный мастер, который также работал «Марктрихтером», офисом, похожим на деревенского мэра. Мать Гайдна Мария, урожденная Коллер, ранее работала поваром во дворце графа Харраха, правящего аристократа Рорау. Матиас был восторженным народный музыкант, который во время подмастерье период своей карьеры он сам научился играть на арфе, и он также уверен, что его дети научились петь.

Майкл отправился в Вену в возрасте восьми лет, его ранний профессиональный путь в карьере был проложен его старшим братом Джозефом, чье умелое пение принесло ему место мальчика-сопрано в соборе Святого Стефана, венский хор под управлением Георга Ройттера., как и Иоганн Георг Альбрехтсбергер и Франц Йозеф Ауман, оба композитора, с которыми Гайдн позже торговал рукописями. К 12-летию Майкла он зарабатывал дополнительные деньги в качестве органиста в соборе и, как сообщается, исполнял прелюдии и фантазии собственного сочинения. Автор начала XIX века Альберт Кристоф Дис, основываясь на воспоминаниях Джозефа о поздних его жизнях, писал:

Ройтер был настолько очарован талантами [Джозефа], что заявил своему отцу, что, даже если бы у него было двенадцать сыновей, он позаботился бы о них всех. Отец увидел себя освобожденным от большого бремени этим предложением, согласился на него и примерно через пять лет посвятил братьев Иосифа Михаила, а еще позже Иоганна музыкальной музе. Оба были приняты певчими, и, к нескончаемой радости Иосифа, оба брата были переданы ему для обучения.

Тот же источник указывает, что Майкл был более способным учеником, чем Джозеф, и что (особенно когда Джозеф достаточно вырос, чтобы иметь проблемы с сохранением своего сопрано), именно пение Майкла вызывало большее восхищение.

Около 1753 г. он бросил хоровое училище из-за нарушения голоса. В 1760 году Майкл был назначен капельмейстером в Großwardein (сегодня Орадя ), а позже, в 1762 году, был назначен концертмейстером в Зальцбурге, где он оставался в течение 44 лет, в течение которых он написал более 360 композиций, включающих как церковную, так и инструментальную музыку. За время их совместного пребывания в Зальцбурге Гайдн был знаком с Моцартом, который высоко ценил его творчество.

17 августа 1768 года он женился на певице Марии Магдалене Липп (1745–1827); их единственный ребенок, дочь (Алоизия Джозефа, родившаяся 31 января 1770 года) умерла незадолго до своего первого дня рождения, 27 января 1771 года. Хотя женщины в семье Моцарта по какой-то причине не любили Липпа, она все же создала роль Barmherzigkeit ( [Божественное] Милосердие) в первой музыкальной пьесе Моцарта, Die Schuldigkeit des ersten Gebots («Обязательство первой заповеди»), 1767, а затем роль Тамири в его короткой пасторальной опере Il re pastore 1775 года.

Леопольд Моцарт раскритиковал пьянство Гайдна.

В Зальцбурге Гайдн обучал молодых Карла Марию фон Вебера и Антона Диабелли.

Склеп 54 ( кладбище Святого Петра, Зальцбург): общий склеп, в котором похоронены Мария Анна Моцарт и Майкл Гайдн.

Майкл оставался рядом с Джозефом всю свою жизнь. Джозеф высоко ценил музыку своего брата до такой степени, что чувствовал, что религиозные произведения Майкла превосходят его собственные (возможно, из-за их религиозной близости, в отличие от монументального и величественного, более секуляризованного симфонического стиля). В 1802 году, когда Майклу «предложили прибыльные и почетные должности» «и Эстерхази, и великий герцог Тосканы », он написал Иосифу в Вену, прося совета о том, принимать ли какие-либо из них, но в конце концов предпочел остаться в Зальцбурге. Майкл и Мария Магдалена Гайдн назвали свою дочь Алоизией Джозефой не в честь брата Майкла, а в честь Джозефы Добравы фон Добравейк, которая заменила графиню де Фирмиан крестной при крещении.

Он умер в Зальцбурге в возрасте 68 лет.

Работает

Музыковед Карл Гейрингер заявил, что Майкл Гайдн не получил заслуженного признания от потомков, считая, что его церковная музыка, его припевы для мужских голосов и многие его инструментальные произведения находятся на достойном уровне и должны быть возрождены.

Майкл Гайдн никогда не составлял тематический каталог своих работ и никогда не руководил его созданием. Самый ранний каталог был составлен в 1808 году Николаусом Лангом для его «Biographische Skizze» (Биографический очерк). В 1907 году Лотар Пергер составил каталог своих оркестровых произведений Perger-Verzeichnis для Denkmäler der Tonkunst в Österreich, который несколько более надежен, чем каталог Ланга, и добавляет номера П. (для Пергера) ко многим инструментальным произведениям Гайдна. А в 1915 году Антон Мария Клафский предпринял аналогичную работу в отношении духовной вокальной музыки Михаила. В 1982 году Чарльз Х. Шерман, отредактировавший для Доблингера множество своих симфоний, опубликовал их хронологический каталог, принятый некоторыми звукозаписывающими компаниями. Позже, в 1991 году, Шерман объединил усилия с Т. Донли Томасом, чтобы опубликовать хронологический каталог полных работ Михаэля с использованием единого непрерывного диапазона чисел после новаторского каталога всех произведений Моцарта Людвига Риттера фон Кехеля и аналогичных работ Отто Эриха Дойча. исчерпывающий сборник всех работ Шуберта. Дальнейшие важные поправки к каталогу Sherman / Thomas были сделаны Дуайтом Блазином.

Задача каталогизации музыки Майкла облегчается тем фактом, что он почти всегда указывал дату завершения в своих рукописях. Гадать нужно было только там, где не сохранились рукописи автографов.

Церковь Святого Петра в Зальцбурге и вход в библиотеку Михаэля Гайдна

Священные хоровые произведения Гайдна обычно считаются его самыми важными; его музыкальный вкус и мастерство лучше всего проявились в его церковных сочинениях и уже при его жизни были старомодными. Некоторые из этих работ включают Реквием про defuncto Archiepiscopo Sigismundo (Реквием по смерти архиепископа Зигмунда) в миноре, что сильно повлияло на Реквием по Моцарту ; Missa Hispanica (которую он обменял на диплом в Стокгольме ); его великолепная последняя месса Святого Франциска ре минор; мотет Lauda Sion, который он хотел спеть на своих похоронах; и набор Graduals, сорок два из которых перепечатаны в Диабелли «ы Ecclesiasticon. Он написал несколько настроек массового ординарного на немецком языке Францем Серафом фон Кольбреннером по имени Deutsches Hochamt.

Гайдн также был плодовитым композитором светской музыки, включая 41 симфонию и партию духовых, а также несколько концертов и камерную музыку, включая струнный квинтет до мажор, который, как считалось, был написан его братом Джозефом. Был еще один случай посмертной ошибочной идентификации с участием Майкла Гайдна: в течение многих лет симфония соль-мажор, известная теперь как Симфония № 25 Майкла Гайдна, считалась Симфонией № 37 Моцарта и была присвоена К. 444. Путаница возникла из-за того, что был обнаружен автограф с первой частью симфонии в руке Моцарта, а остальная часть в другой руке. Теперь известно, что Моцарт написал медленное вступление к первой части, но остальная часть работы принадлежит Майклу.

Действительно, несколько работ Майкла Гайдна оказали влияние на Моцарта. Приведу всего три примера: Te Deum, "которому Вольфганг позже очень внимательно следил в K. 141"; финал Симфонии № 23, повлиявшей на финал Квартета соль мажор, К. 387; и (фугальная) переходная и (нефугальная) заключительная тема второй сюжетной экспозиции соль-мажор финалов как Симфонии № 28 Михаила (1784), так и последней монументальной Симфонии Моцарта № 41 ( Юпитер) (1788), обе до мажор.

Список работ
Основная статья: Список произведений Майкла Гайдна

Инструментальная музыка

  • 1.1 Симфонии (43 симфонии + отдельные части симфоний)
  • 1.2 Концерты (12 концертов + 1 отдельная часть)
  • 1.3 Серенады (21 серенада, кассации, ноттурни и дивертисменты)
  • 1.4 Музыкальное сопровождение (1)
  • 1.5 Балет (3)
  • 1.6 Танцы (15 сборников Менуэтти, 3 Менуэттини, 1 английский танец, 1 немецкий танец)
  • 1.7 Марши (15 маршей и фрагменты маршей)
  • 1.8 Квинтеты (6)
  • 1.9 квартеты (19)
  • 1.10 Трио-сонаты (10)
  • 1.11 Дуэт-сонаты (4)
  • 1.12 Сольные сонаты (2)
  • 1.13 Клавиатура (19 композиций)
  • 1.14 Неизвестные приборы (1)

Духовная вокальная музыка

  • 2.1 Антифоны (47)
  • 2.2 Кантаты (5)
  • 2.3 Песни (65)
  • 2.4 Выпускники (130)
  • 2.5 Гимны (16)
  • 2.6 Мессы (47), включая Missa Sancti Francisci Seraphici и Missa tempore Quadragesimae
  • 2.7 Мотеты (7)
  • 2.8 Предложения (65)
  • 2.9 Оратории (7)
  • 2.10 Настройки псалма (19)
  • 2.11 Реквием (2, 1 завершено только для Kyrie, завершено в 1839 году Полем Гюнтером Кронекером OSB (1803–1847))
  • 2.12 Другое (42)

Светская вокальная музыка

  • 3,1 Арии (8)
  • 3.2 Каноны (65)
  • 3.3 Кантаты (14)
  • 3.4 Партии (97)
  • 3.5 Оперы (1)
  • 3,6 Серенатас (1)
  • 3,7 Зингшпиле (11)
  • 3.8 Песни (46)
Примечания

Источники

  • Умирает, Альберт Кристоф (1810). «Биографические отчеты Йозефа Гайдна». Гайдн: Два современных портрета. Перевод Вернона Готвалса. Милуоки: Висконсинский университет Press.
  • Кеньон, Макс. Моцарт в Зальцбурге: исследование и руководство. Нью-Йорк: Патнэм.
  • Розен, Чарльз (1997). Классический стиль. Нью-Йорк: Нортон. ISBN   0-393-31712-9.
дальнейшее чтение
  • Шерман, Чарльз Х.; Томас, Т. Донли (1993). Иоганн Михаэль Гайдн (1737–1806), хронологический тематический каталог его работ. Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 10:08:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте