Мария Анна Моцарт

редактировать
Эта статья о сестре Вольфганга Амадея Моцарта. Чтобы узнать о его матери, см. Анну Марию Моцарт. Сюда перенаправляются «Марианна Моцарт» и «Наннерль». Чтобы узнать о ее двоюродной сестре с таким же именем, см. Марию Анну Феклу Моцарт. Чтобы узнать об американском политическом теоретике, см. Наннерл О. Кеохейн.
Мария Анна Моцарт
Мария Анна Моцарт, ок. 1785. Мария Анна Моцарт, ок. 1785.
Родился ( 1751-07-30)30 июля 1751 г. Зальцбург, Зальцбургское архиепископство, Священная Римская империя
Умер 29 октября 1829 г. (1829-10-29)(78 лет) Зальцбург, Австрийская империя
Место захоронения Кладбище Святого Петра, Зальцбург 47,7967°N 13,0453°E 47°47′48″ с.ш. 13°02′43″ в.д. /  / 47,7967; 13.0453
Другие имена Марианна, Наннерль
Занятие Музыкант, преподаватель музыки
Супруг(а) Иоганн Баптист Франц фон Берхтольд цу Зонненбург ​ ​( м.  1783 г.)
Родители) Анна Мария Пертл Леопольд Моцарт
Родные
Семья Моцарт

Мария Анна Вальбурга Игнатия Моцарт (30 июля 1751 — 29 октября 1829), по прозвищу «Марианна» и Наннерль, была музыкантом, старшей сестрой Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) и дочерью Леопольда (1719–1787) и Анны. Мария Моцарт (1720–1778).

Содержание

  • 1 Детство
  • 2 Брак и дети
  • 3 Леопольд воспитывает сына
  • 4 Отношения с Вольфгангом
  • 5 лет спустя
  • 6 Как вымышленный персонаж
  • 7 Примечания
  • 8 ссылок
  • 9 Внешние ссылки

Детство

Мария Анна Моцарт в детстве (1763 г.) (портрет, как говорят, работы Лоренцони )

Мария Анна (Марианна) Моцарт родилась в Зальцбурге. Когда ей было семь лет, ее отец Леопольд Моцарт начал учить ее играть на клавесине. Леопольд возил ее и Вольфганга в турне по многим городам, таким как Вена и Париж, чтобы продемонстрировать свои таланты. В первые дни она иногда получала высшие оценки и была отмечена как отличный игрок на клавесине и фортепиано.

Однако, учитывая взгляды ее родителей, преобладавшие в ее обществе в то время, по мере того, как она становилась старше, для нее стало невозможным продолжать свою карьеру дальше. Согласно New Grove, «с 1769 года ей больше не разрешалось демонстрировать свой художественный талант в путешествиях с братом, поскольку она достигла брачного возраста». В 1770-х годах Вольфганг добился многих творческих успехов, путешествуя по Италии с Леопольдом, но Марианна осталась дома в Зальцбурге со своей матерью. Она также оставалась дома с Леопольдом, когда Вольфганг посетил Париж и другие города (1777–1779) в сопровождении своей матери. С 1772 года она преподавала игру на фортепиано в Зальцбурге и своей работой значительно повысила репутацию Леопольда Моцарта как учителя.

Есть свидетельства того, что Марианна писала музыкальные произведения, так как есть письма Вольфганга, восхваляющие ее творчество, но в объемистой переписке ее отца ни разу не упоминается ни одно из ее произведений, и ни одно из них не сохранилось.

Брак и дети

В отличие от своего брата, поссорившегося с отцом и в конце концов не подчинившегося его желаниям в отношении карьеры и выбора супруга, Марианна осталась в хороших отношениях с отцом. Примерно летом 1783 года у нее, кажется, завязались отношения с Францем д'Иппольдом, который был капитаном и частным репетитором. Почему эти отношения не переросли в брак, неизвестно. Вольфганг тщетно пытался заставить Марианну отстаивать свои предпочтения.

В конце концов, Марианна вышла замуж за магистрата Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбурга (23 августа 1784 г.) и поселилась с ним в Санкт-Гильгене, деревне в Австрии, примерно в 29 км к востоку от дома семьи Моцарта в Зальцбурге. Берхтольд был дважды вдовцом и имел пятерых детей от двух предыдущих браков, которых Марианна помогала воспитывать. Она также родила троих собственных детей: Леопольда Алоиса Панталеона (1785–1840), Жанетту (1789–1805) и Марию Бабетту (1790–1791).

Однако она продолжала видеть себя пианисткой, занимаясь по три часа в день и продолжая преподавать игру на фортепиано.

Леопольд воспитывает сына

Необычный эпизод в жизни Марианны произошел, когда она родила (27 июля 1785 г.) своего первого ребенка, сына, которого назвали Леопольдом в честь деда. Марианна приехала из своего дома в Санкт-Гильгене в Зальцбург на роды. Вернувшись в Санкт-Гильген, она оставила своего младенца на попечение отца и его слуг. Старший Леопольд заявил (в письме, которое предшествовало Марианне обратно в Санкт-Гильген), что он предпочел бы воспитывать ребенка в течение первых нескольких месяцев сам. В 1786 году он продлил соглашение на неопределенный срок. Леопольд продолжал заботиться о внуке, радуясь его успехам (приучение к туалету, речь и т. д.) и начиная с самых истоков музыкального обучения. Марианна навещала сына изредка, но в целом не занималась его уходом. Договоренность продолжалась до смерти ее отца 28 мая 1787 года.

Биографы расходятся во мнениях относительно причин такого расположения. Маленький Леопольд был болен в младенчестве, и, возможно, по этой причине его нужно было держать в Зальцбурге, но это не объясняет, почему его все еще держали там после выздоровления. Другая возможность объясняет договоренность хрупким здоровьем Марианны или ее необходимостью заботиться о своих приемных детях. Биограф Мейнард Соломон приписывает аранжировку желанию Леопольда возродить свои навыки в обучении музыкального гения, как он сделал с Вольфгангом. Он также предполагает, что отказ от сына свидетельствует о полном подчинении Марианны желаниям отца.

Отношения с Вольфгангом

Вольфганг и Наннерль Моцарт, ок. 1763 г., Евсевий Иоганн Альфен (1741–1772).

Когда Вольфганг был малышом, его кумиром была Наннерль (на четыре с половиной года старше). По словам Мейнарда Соломона, «в три года Моцарт был вдохновлен на изучение музыки, следуя наставлениям своего отца Марианны; он хотел быть похожим на нее». Двое детей были очень близки, и они изобрели секретный язык и воображаемое «Королевство Задней жизни», в котором они были королем и королевой. Ранняя переписка Вольфганга с Марианной нежна и включает в себя некоторые скатологические и сексуальные игры слов, которым Вольфганг предавался с близкими людьми. Время от времени Вольфганг делал записи в дневнике Марианны, говоря о себе в третьем лице.

Вольфганг написал ряд произведений для исполнения Марианной, в том числе Прелюдию и Фугу до мажор, К. 394 (1782 г.) и четыре Прелюдии К. 395/300г (1777 г.). До 1785 года он присылал ей копии своих фортепианных концертов (до № 21 ) в Санкт-Гильгене.

Что касается отношений между Вольфгангом и Марианной во взрослом возрасте, авторитеты расходятся. Согласно New Grove, Вольфганг «остался тесно привязанным к ней». Напротив, Мейнард Соломон утверждает, что в более позднем возрасте Вольфганг и Марианна полностью разошлись. Он отмечает, например, что после визита Вольфганга в Зальцбург в 1783 году (со своей новой женой Констанце ) Вольфганг и Марианна никогда больше не навещали друг друга, что они никогда не видели друг у друга детей и что их переписка сократилась до минимума, полностью прекратившись. в 1788 году.

Вольфганг умер 5 декабря 1791 года. Где-то около 1800 года Марианна наткнулась на биографию Вольфганга Франца Ксавера Нимечека 1798 года. Поскольку эта биография была написана с точки зрения Вены и Констанцы, большая часть ее содержания была новой для Марианны. В письме 1800 года она писала:

Биография г-на профессора Нимечека так полностью оживила мои сестринские чувства к моему столь горячо любимому брату, что я часто заливалась слезами, так как только теперь познакомилась с печальным состоянием, в котором находился мой брат.

Спустя годы

Склеп 54 ( Кладбище Святого Петра, Зальцбург): общий склеп, в котором похоронены сестра Моцарта Мария Анна и Михаэль Гайдн.

Муж Марианны умер в 1801 году. Она вернулась в Зальцбург сначала в сопровождении двух своих живых детей. Будучи хорошо обеспеченной в финансовом отношении, она по-прежнему давала уроки игры на фортепиано и была уважаемой солисткой на концертах принца Эрнста фон Шварценберга. Среди ее учениц в это время была Анна Больная, которая позже стала придворной пианисткой в ​​Штутгарте.

В старости Марианна впервые лично встретилась с вдовой Вольфганга Констанцей после визита в 1783 году. В 1824 году Констанция и ее второй муж Георг Николаус фон Ниссен переехали в Зальцбург. Хотя Марианна даже не знала, что Констанция еще жива, встреча, по-видимому, была «сердечной», хотя и не теплой. В конце концов, Марианна оказала Ниссенам большую услугу: чтобы помочь им написать биографию Вольфганга, Марианна одолжила Ниссенам свою коллекцию семейных писем, включая переписку Вольфганга и Леопольда до 1781 года.

В 1821 году Марианну посетил сын Вольфганга, Франц Ксавьер Моцарт, которого она никогда не встречала при жизни своего брата. Сын приехал из своего дома в Лемберге, чтобы дирижировать Реквиемом своего отца в память о недавно умершем Ниссене.

В последние годы жизни здоровье Марианны ухудшилось, и в 1825 году она ослепла. Мэри Новелло, приехавшая в гости в 1829 году, записала свое впечатление, что миссис Берхтольд была «слепой, вялой, истощенной, слабой и почти безмолвной», а также одинокой. Она ошибочно приняла Марианну за нищую, хотя на самом деле она была бережлива и оставила большое состояние (7837 гульденов ).

Марианна умерла 29 октября 1829 года в возрасте 78 лет и была похоронена на кладбище Святого Петра в Зальцбурге.

Как вымышленный персонаж

Многие авторы создали вымышленных персонажей на основе Марии Анны Моцарт.

  • Английский автор песен Леон Россельсон написал песню «Что случилось с Наннерл?» и записал его на свой альбом Wo sind die Elefanten? (1991)
  • «Тайное желание Наннерл Моцарт » (1996) Барбары Кэтлин Никель - это роман для молодых взрослых.
  • Марианна была предметом «биографии в стихах» 2001 года « Другой Моцарт » Шэрон Хмельарц.
  • «Сестра Моцарта», роман Элисон Баулд 2005 года, рассказывает о жизни Наннерл Моцарт через брак, детей, вдовство и смерть в разговорах с ее племянником Францем Ксавером, младшим сыном Вольфганга.
  • Нэнси Мозер написала «Сестра Моцарта: роман» (2006).
  • В «Сорелла ди Моцарта», романе Риты Шарбонье  [ it ] 2006 года, Наннерль сначала рассказывает историю своей жизни через серию вымышленных писем майору Францу Арману д'Иппольду, расстраивается и истощается из-за отказа отца признать ее способность сочинять музыку и в конце концов посвящает свою жизнь продвижению и изучению музыки своего брата.
  • Роман Энн Тернбулл для молодых взрослых 2007 года « Мэри Энн и мисс Моцарт » относится к Марии Анне Моцарт.
  • Популярный молодой писатель Кэролайн Мейер написала о жизни Наннерля в своем романе 2008 года « В тени Моцарта: история его сестры».
  • Марианна была героем Наннерль, ла сёр де Моцарт ( «Сестра Моцарта» ), франкоязычного фильма 2010 года режиссёра Рене Фере.
  • В своем романе 2011 года «Последняя ария Моцарта» Мэтт Рис заставляет Наннерл расследовать смерть своего брата.
  • В 2013 году жизнь Марианны была адаптирована в театральной пьесе для одного человека под названием «Другой Моцарт », где писательница и музыкант Сильвия Майло изобразила Наннерль в частично вымышленной автобиографии.
  • Наннерл появляется в нескольких эпизодах сериала Amazon « Моцарт в джунглях».
  • Наннерль - главный герой юношеского исторического фэнтезийного романа 2020 года «Королевство спины » Мари Лу.

Заметки

использованная литература

Работы биографии

Литературные произведения с Марией Анной Моцарт в главной роли

внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Марией Анной Моцарт, на Викискладе?
Последняя правка сделана 2024-01-12 03:14:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте