В музыке доминанта является пятой ступенью шкалы ( ) диатонической гаммы. Она называется доминантой, потому что она следующая по важности для первой ступени звукоряда, тоника. В подвижной системе до сольфеджио доминирующая нота поется как «So (l)».
Трезвучие , построенное на доминантной ноте, называется доминантным аккордом . Считается, что этот аккорд имеет доминантную функцию, что означает, что он создает нестабильность, требующую тоники для разрешения. Доминантные трезвучия, септаккорды и девятые аккорды обычно имеют доминантную функцию. Триады ведущего тона и септаккорды также могут иметь доминирующую функцию.
В очень условно тональной музыке гармонический анализ выявит широкое преобладание первичных (часто триадных) гармоний: тонической, доминантной и субдоминантовой (то есть, я и его главные помощники удалены пятым), и особенно первые два из них.
— Берри (1976)Схема IxVI символизирует, хотя, естественно, в очень краткой форме, гармонический ход любой композиции Классический период. Этот x, обычно появляющийся как последовательность аккордов, как целая серия, составляет, так сказать, настоящую «музыку» в схеме, которая посредством прилагаемой формулы VI превращается в единицу, группа или даже целое произведение.
— Рудольф Рети, (1962) цитируется вВ теории музыки доминирующим трезвучием является мажорный аккорд, обозначаемый римской цифрой "V" в большой шкале. В натуральной минорной шкале триада - это минорный аккорд, обозначается "v". Однако в минорной тональности седьмая ступень шкалы часто повышается на полушаг (♭ до ♮ ), создавая мажорный аккорд.
Эти аккорды могут также отображаться как септаккорды : обычно как доминирующий септаккорд, но иногда в минорном как минорный септаккорд v с функция передачи :
По определению музыковеда 19 века Жозефа Фетиса, доминанта была септаккордом над первой нотой нисходящей совершенной квинты в basse fondamentale или корневой прогрессии, период обычной практики доминантная седьмая часть он назвал доминантным тоником.
Доминантные аккорды важны для каденции прогрессий. В самой сильной каденции, аутентичной каденции (пример показан ниже), за доминирующим аккордом следует тонический аккорд. Каденция, которая заканчивается доминирующим аккордом, называется половинной каденцией или «несовершенной каденцией».
Доминантный ключ - это ключ, тоника которого является идеальной пятой над (или идеальной четвертой ниже) тоникой основной тональности пьесы. Иными словами, это - тоника, тоника которой является доминирующей ступенью гаммы в основной тональности. Если, например, пьеса написана в тональности до мажор, то тоническая тоника - до мажор, а доминантная тональность - соль мажор, поскольку соль является доминирующей нотой до мажор.
В сонатной форме в мажорных тональностях вторая тематическая группа обычно находится в доминирующей тональности.
Движение к доминанте было частью музыкальной грамматики, а не элементом формы. Почти вся музыка XVIII века перешла к доминанте: прежде 1750 год - это не было чем-то особенным; впоследствии композитор мог этим воспользоваться. Это означает, что каждый слушатель восемнадцатого века ожидал движения к доминанте в том смысле, что [один] был бы озадачен, если бы [один] его не понял; это было необходимым условием разборчивости.
— Чарльз Розен (1972) «По существу, есть два гармонических направления: к I и к V. Эти первичные диатонические триады образуют гармоническую ось тональной музыки».Музыка, которая модулирует (меняет тональность), часто модулируется до доминирующей тональности. Модуляция на доминанту часто создает ощущение повышенного напряжения; в отличие от модуляции на субдоминанту (четвертую ноту гаммы), которая создает ощущение музыкального расслабления.
Подавляющее большинство гармоний, обозначенных как «существенные» в основной структуре структуры, должны быть I и V - последним, когда тональная музыка рассматривается в самом широком смысле, вспомогательной поддержкой и украшением первой, для которой она является основное средство тонизации.
— Берри (1976)Доминанта - важное понятие в музыке Ближнего Востока. В персидском дастгях, арабском макаме и турецком макаме гаммы составлены из трихордов, тетрахордов, и пентахорды (каждый из которых называется джин на арабском ), при этом тоника макама является самой низкой нотой нижних цзинь, а доминирующей является нота верхние джинсы. Однако доминанта макама не всегда является пятой; например, в курдской музыке и Баяти доминантой является четвертый, а в макам Саба доминантой является второстепенная треть. Макам может иметь более одной доминанты.