Арканджело Корелли (, также UK :,US :, итальянец: ; (17 февраля 1653 г. - 8 января 1713 г.) был итальянцем скрипач и композитор эпохи барокко. Его музыка сыграла ключевую роль в развитии современных жанров сонаты и концерта, в установлении превосходства скрипки и как первое слияние современной тональности и функциональной гармонии.
Записи о крещении свидетельствуют о том, что Корелли родился 17 февраля 1653 года в небольшом Романье городке Фузиньяно, затем в епархии Феррары., Папская область. Его предки жили в Фузиньяно и жили там землевладельцами с 1506 года, когда Корелли переехал в этот район из Рима. Несмотря на то, что они казались преуспевающими, они почти наверняка были не из знати, как впоследствии утверждали несколько вымышленных рассказов о генеалогии композитора. Отец Корелли, от которого он взял имя Арканджело, умер за пять недель до рождения композитора. Следовательно, его воспитывала его мать, Санта (урожденная Руффини, или Раффини), вместе с четырьмя старшими братьями и сестрами.
Множество анекдотов и легенд, связанных с Корелли, резко контрастируют с нехваткой надежных современных свидетельств, документирующих события в его жизнь. Этот разрыв особенно заметен в годы его становления, включая музыкальное образование; традиционные рассказы о в высшей степени идеализированном детстве давно опровергнуты.
По словам поэта Джованни Марио Кресчимбени, который предположительно хорошо знал композитора, Корелли сначала учился музыка под руководством священника в соседнем городе Фаэнца, а затем в Луго, а затем в 1666 году переехала в Болонью. Крупный центр музыкальной культуры того времени, Болонья имела процветающую школу скрипачей, связанную с Эрколе Гайбара и его учениками Джованни Бенвенути и Леонардо Бругноли. Сообщения более поздних источников связывают музыкальные исследования Корелли с несколькими мастерами-скрипачами, включая Бенвенути, Бругноли, Бартоломео Лауренти и Джованни Баттиста Бассани. Хотя исторически правдоподобные, эти отчеты остаются в значительной степени неподтвержденными, как и утверждение о том, что папское контральто Маттео Симонелли сначала научило его композиции. Замечание Корелли, сделанное позднее покровителю, предполагает, что его музыкальное образование было сосредоточено в основном на игре на скрипке.
Хроники Accademia Filarmonica в Болонье показывают, что Корелли был принят в члены к 1670 г. исключительно молодой возраст семнадцати лет. Достоверность этой атрибуции оспаривается. Хотя прозвище Il Bolognese появляется на титульных листах первых трех опубликованных сборников работ Корелли (Opus 1–3), продолжительность его пребывания в Болонье остается неясной.
В анекдотах о поездках за пределы Италии во Францию, Германию и Испанию отсутствуют какие-либо современные свидетельства. Например, анекдот о том, что континентальная слава Корелли произошла из поездки в Париж в возрасте девятнадцати лет, где его прогнал завистник Жан-Батист Люлли, похоже, возник от Жана- Жак Руссо. Утверждалось также, что Корелли провел время в Германии на службе у Максимилиана II Эмануэля, курфюрста Баварии (предположительно в 1681 году), а также в доме своего друга и коллеги-скрипачка-композитора Криштиану Фаринелли ( между 1680 и 1685 гг.).
Хотя не совсем ясно, когда Корелли прибыл в Рим, он определенно был активен там к 1675 году, когда «Арканджело Болоньезе» (как его называли) был приглашен сыграть в качестве одного из поддерживающие скрипачей в постных ораториях церкви Сан-Джованни-деи-Фьорентини, а также на французских национальных праздниках, проводимых каждый год 25 августа в Сан-Луиджи-деи-Франсези и во время рукоположения члена могущественной семьи Чиги в Санти Доменико и Систо. В августе 1676 года он уже играл на второй скрипке прославленного Карло Маннелли в Сан-Луиджи-деи-Франчези. Хотя в Риме не было постоянного оркестра, обеспечивающего стабильную работу инструменталистов, Корелли быстро сделал себе имя, играя в различных ансамблях, спонсируемых богатыми покровителями, такими как кардинал Бенедетто Памфили, для которого он играл в Постные оратории в Сан-Марчелло с 1676 по 1679 год.
В 1687 году Корелли руководил фестивальным исполнением музыки для королевы Кристины Швеции. Он также был фаворитом кардинала Пьетро Оттобони, внучатого племянника другого кардинала Пьетро Оттобони, который в 1689 году стал папой Александром VIII. С 1689 по 1690 год он находился в Модене. Герцог Модены был к нему великодушен. В 1706 году Корелли был избран членом Понтифисской Академии дельи Аркади (Аркадской академии Рима). Он получил аркадское имя Аркомело Эримантео.
В 1708 году он вернулся в Рим, живя во дворце кардинала Оттобони. Его визит в Неаполь по приглашению короля состоялся в том же году. Стиль исполнения, введенный Корелли и сохраненный его учениками, такими как Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли, Пьетро Каструччи, Франческо Антонио Бонпорти, Джованни Стефано Карбонелли, Франческо Гаспарини и другие сыграли жизненно важную роль в развитии скрипичной игры. Было сказано, что пути всех известных скрипачей-композиторов Италии 18-го века привели к Арканджело Корелли, который был их «знаковой точкой отсчета».
Однако Корелли использовал только ограниченную часть возможности его инструмента. Это видно из его сочинений. Партии для скрипки очень редко идут выше D на самой высокой струне, иногда доходя до E в четвертой позиции на самой высокой струне. Рассказывали и пересказывали, что Корелли отказался играть отрывок, который продолжался до A in altissimo в увертюре к оратории Генделя Триумф времени и истины (премьера в Риме, 1708 г.), и почувствовал себя серьезно оскорбленным. когда композитор (моложе 32 лет) играл на ноте.
Тем не менее, его сочинения для инструмента знаменуют собой эпоху в истории камерной музыки. Его влияние не ограничивалось его собственной страной. Иоганн Себастьян Бах изучал произведения Корелли и основал органную фугу (BWV 579) на Опусе 3 Корелли 1689 года. Опус 6 Гросси Генделя возьмите в качестве модели более старый Opus 6 Concerti самого Корелли, а не более поздний трехчастный венецианский концерт Антонио Вивальди, который предпочитал Бах.
Музыкальное общество в Риме также обязано Корелли. Он был принят в высших кругах аристократии и долгое время председательствовал на знаменитых понедельниках концертов во дворце кардинала Оттобони.
Корелли умер в Риме с состоянием в 120 000 марок и ценной коллекцией произведений искусства и прекрасных скрипок, единственной роскошью, которой он предавался. Он оставил и своему благодетелю, и другу, которые щедро пожертвовали деньги родственникам Корелли. Корелли похоронен в Пантеоне в Риме.
Его концерты гросси часто пользовались популярностью в западной культуре. Например, отрывок из Рождественского концерта, соч. 6 № 8 входит в саундтрек к фильмам Мастер и командующий: Дальняя сторона мира и сочинению Корелли. 6 № 2 также стал темой для сэра Майкла Типпета Концертная фантазия на тему Корелли.
Корелли написал 48 трио-сонат, 12 сонат для скрипки и континуо и 12 концертных гроссов.
Шесть наборов из двенадцати композиций, опубликованных между 1888 и 1891 годами Крайсандром, достоверно приписываются Корелли вместе с несколькими другими произведениями.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Арканджело Корелли. |