Музыка для струнных, ударных и челесты | |
---|---|
от Белы Барток | |
Композитор в 1927 году. | |
Каталог | Sz. 106, BB 114 |
Сочиненный | 1936 г. ( 1936 ) |
Преданность | Пол Захер |
Опубликовано | 1937 г. |
Движения | Четыре |
Премьера | |
Дата | 21 января 1937 г. ( 1937-01-21 ) |
Место расположения | Базель, Швейцария |
Дирижер | Пол Захер |
Исполнители | Basler Kammerorchester |
Музыка для струнных, ударных и челесты, Sz. 106, BB 114 - одно из самых известных произведений венгерского композитора Белы Бартока. Партитура, созданная по заказу Пауля Захера в ознаменование десятой годовщины камерного оркестра Basler Kammerorchester, датирована 7 сентября 1936 года.
Премьера произведения была представлена в Базеле, Швейцария, 21 января 1937 года камерным оркестром под управлением Захера, и в том же году оно было опубликовано в Universal Edition.
Как видно из названия, пьеса написана для струнных инструментов ( скрипки, альты, виолончели, контрабасы и арфа ), ударных инструментов ( ксилофон, малый барабан, тарелки, там-там, бас-барабан и литавры ) и челесты. В ансамбль также входит пианино, которое из-за ударных механизмов внутри также классифицируется как ударный инструмент (исполнитель челесты также играет на пианино во время пассажа в 4 руки). Барток делит струны на две группы, которые, по его мнению, должны быть размещены антифонно на противоположных сторонах сцены, и он использует антифонные эффекты, особенно во второй и четвертой частях.
Произведение состоит из четырех частей: первой и третьей медленных, второй и четвертой быстрых. Все движения написаны без ключевой подписи :
Первое движение медленная фуга с постоянно меняющимся временем подписанием. Движение основано на ноте А, на которой движение начинается и заканчивается. Он начинается с приглушенных струн, и по мере того, как входит больше голосов, текстура становится гуще, и музыка становится громче, пока не достигает кульминации на E ♭, тритоне от A. Затем приглушенные звуки удаляются, и музыка постепенно становится тише нежных арпеджио челесты. Движение заканчивается тем, что вторая фраза сюжета фуги мягко проигрывается поверх ее инверсии. Материал из первой части можно рассматривать как основу для последующих частей, а сюжет фуги повторяется в разных обличьях в разных точках пьесы.
Вторая часть быстрая, с темой в 2 4 время, которое превращается в 3 8 время ближе к концу. Он отмечен громким синкопированным фортепьяно и ударными акцентами в кружащемся танце, развивающимся в расширенной секции пиццикато с заключением, похожим на фортепианный концерт.
Третья часть медленная, пример того, что часто называют «ночной музыкой» Бартока. В нем представлены литавры глиссанди, что было необычной техникой во время написания произведения, а также заметная часть ксилофона. Также часто думают, что ритм соло ксилофона, открывающего третью часть, основан на последовательности Фибоначчи, поскольку это «записанное акселерадо / ритардандо » использует ритм 1: 1: 2: 3: 5: 8: 5: 3: 2: 1: 1.
Последняя часть, которая начинается с нот на литаврах и аккордов пиццикато на струнах, носит характер живого народного танца.
Популярность музыки для струнных, ударных и челесты демонстрируется использованием тем из этого произведения в фильмах и популярной музыке. Вторая часть этого произведения сопровождает «Танец отчаяния и разочарования Крейга» из фильма « Быть Джоном Малковичем». Движение Adagio использовалось в качестве музыкальной темы для «Шоу вампира» (1954–1955). Движение также фигурирует в Encyclopaedia Britannica фильм Солнечной системы (1977) и Стэнли Кубрика фильм Сияние (1980). Джерри Голдсмит писал в стиле этой пьесы для фильма « Фрейд: Тайная страсть» 1962 года. Он также был саундтреком к австралийскому фильму 1978 года « Двигатели денег». Также сэмплом работы является Энтони «Муравей» Дэвис из андеграундной хип-хоп группы Atmosphere из Миннеаполиса на песню «Aspiring Sociopath» из их альбома Lucy Ford.
Архитектор Стивен Холл использовал перекрывающиеся участки, которые встречаются в этой части, в качестве параллели, на которой был построен дом Стретто (1989) в Далласе, штат Техас.
Роман Джона Речи « Город ночи» (1962) ссылается на « Музыку для струнных ударных» и «Селесту» (стр. 145, passim), произведение, которое не дает покоя главному герою. Это произведение также упоминается в романе Джона Фаулза «Коллекционер» (1963), где одна из главных героинь, Миранда Грей, называет его «Самым прекрасным».
Большая часть музыки из этого сборника, наряду с «Чудесным мандарином», можно услышать как подчеркивание в двух рассказах о Докторе Кто : « Враг мира » 1967 года и « Паутина страха » 1968 года.
Первая запись работы была сделана в 1949 году в Лос - Анджелесе Камерной симфонии под Harold Бирнса,
Другие записи включают: