Антал Дорати KBE (UK :,US :, венгерский: ; 9 апреля 1906 - 13 ноября 1988) был венгерским родившимся дирижером и композитором, который стал натурализованным американским гражданином в 1943 году.
Антал Дорати родился в Будапеште, где его отец Александр Дорати был скрипачом Будапештского филармонического оркестра, а его мать Маргит Кунвальд была преподавателем фортепиано.
Учился в Академии Ференца Листа у Золтана Кодали и Лео Вайнера по композиции и Белы Барток по фортепиано.. Его связи с Бартоком продолжались много лет: он дирижировал мировой премьерой Концерта для альта Бартока, завершенного Тибором Серли, с Симфоническим оркестром Миннеаполиса в 1949 году. Уильям Примроуз в качестве солиста.
Он дебютировал как дирижер в 1924 году в Будапештской королевской опере.
Помимо сочинения оригинальных произведений, он составил и аранжировал пьес Иоганна Штрауса II 13>для балета выпускного бала (1940), премьера которого состоялась в исполнении Original Ballet Russe в Сиднее, Австралия, с самим собой на подиуме дирижера. Для Театра балета (позже переименованного в Американский театр балета ) он написал музыку к балетам Синяя Борода (1941) на музыку Жака Оффенбаха и Ярмарка в Сорочинск (1943) на музыку Модеста Мусоргского.
Его автобиография «Записки семи десятилетий» была опубликована в 1979 году. В 1983 году королева Елизавета II сделала Дорати почетным званием. Кавалер ордена Британской империи (KBE). Это давало ему право использовать пост-именные буквы KBE. По соглашению почетные рыцари обычно не используют слово «сэр», если впоследствии они не приобретут британское гражданство.
Его женой была Ильза фон Альпенхайм, австрийская пианистка. Дорати умер в возрасте 82 лет в Герцензее, Швейцария.
Дорати занимал должности главного дирижера следующих оркестров:
Он сделал свою первую запись с Лондонским филармоническим оркестром для звукозаписывающей компании His Master's Голос. Позже это было перенесено в RCA Records, с которым в течение некоторого времени были связаны HMV. За свою карьеру Дорати сделал более 600 записей.
В Philharmonia Hungarica Дорати был вторым дирижером, записавшим полные симфонии Йозефа Гайдна (первое полное записанное издание было проведено Эрнстом Мерцендорфером и Венский камерный оркестр, но его выпуск был очень ограниченным). Он также записал беспрецедентный цикл опер Гайдна и «Древние танцы и арии для лютни, сюиты 1, 2 и 3» Отторино Респиги.
Дорати стал особенно известен своими записями музыки Чайковского. Он был первым дирижером, записавшим все три балета Чайковского - Лебединое озеро, Спящая красавица и Щелкунчик - полностью. Альбомы были записаны в моно в 1954 и 1955 годах для Mercury Records, выпущенных на компакт-диске The Doráti Society, с Симфоническим оркестром Миннеаполиса (позже переименованным в Миннесотский оркестр ) в составе их знаменитая серия «Живое присутствие». Все три балета сначала выпускались отдельно, но позже были переизданы в наборе из 6 пластинок. Дорати никогда не перезаписывал «Лебединое озеро» [выпущен на компакт-диске Universal Mecury], но он сделал стереозапись «Спящей красавицы» (снова в комплекте) с оркестром Консертгебау Амстердама для Philips Classics Records и две полные стерео записи «Щелкунчика», одна с Лондонским симфоническим оркестром (снова для Меркьюри), а другая с оркестром Концертгебау для Philips - все это в пределах промежутка времени около двадцати семи лет. Он также записал все четыре оркестровые сюиты Чайковского с оркестром Новой филармонии, и он был первым дирижером, сделавшим запись увертюры Чайковского «1812» (с участием Симфонического оркестра Миннеаполиса) с настоящими пушками и духовым оркестром. и церковные колокола, сначала в моно в 1954 году, а затем в стерео в 1958 году. И моно, и стерео версии "1812" были проданы тиражом более одного миллиона копий и награждены золотым диском от RIAA. Он также записал все шесть симфоний Чайковского с Лондонским симфоническим оркестром.
Другими выдающимися композиторами в карьере Дорати являются Бела Барток и Игорь Стравинский. Его обширная серия оркестровых произведений Бартока для Меркьюри была собрана на 5-компакт-диске.
Он также сделал первую стереозапись Лео Делиба 'Коппелия с Симфоническим оркестром Миннеаполиса. Набор альбомов оперы Рихарда Вагнера Летучий голландец также входит в число наиболее популярных записей Дорати.
В 1969 году он сделал запись мировой премьеры Сибелиуса тональной поэмы Луоннотар с Гвинет Джонс в качестве солистки сопрано. В 1973 году он дирижировал записью мировой премьеры концерта Макса Бруха для двух фортепиано с оркестром, который был написан в 1912 году, но заново открыт только в 1971 году.
В 1969 году в Стокгольмской филармонии он провел первую запись 7-й симфонии шведского композитора Аллана Петтерссона.
Он жил, чтобы делать цифровые записи для английского Decca Records (выпущен в США на лондонском лейбле), с Детройтским симфоническим оркестром и Королевским филармоническим оркестром и Королевским оркестром Концертгебау для Philips. Одна из них, запись оперы Стравинского Le Sacre du Printemps с Детройтским симфоническим оркестром, получила желанную французскую награду Grand Prix du Disque.
На Викискладе есть материалы, связанные с Антал Дорати. |