Эса-Пекка Салонен

редактировать
Эса-Пекка Салонен в 2014 году

Эса-Пекка Салонен (About this sound произношение : ; родился 30 июня 1958 г.) - финский оркестровый дирижер и композитор. Он является главным дирижером и художественным советником Филармонического оркестра в Лондоне, дирижером-лауреатом Лос-Анджелесской филармонии и музыкальным руководителем-назначенным Симфонический оркестр Сан-Франциско.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Ранняя работа
    • 1.2 Филармония Лос-Анджелеса
    • 1.3 Филармония и последующая карьера
    • 1.4 Цифровые проекты
    • 1.5 Кампания Apple
    • 1.6 Личная жизнь
  • 2 Почести и награды
  • 3 Основные моменты карьеры
  • 4 Сочинение
    • 4.1 Избранные композиции
  • 5 Избранные мировые премьерные выступления
  • 6 Записи
    • 6.1 Самые известные записи
    • 6.2 С филармонией Лос-Анджелеса
    • 6.3 Другие оркестры
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Ранняя работа

Эса-Пекка Салонен, родившийся в Хельсинки, Финляндия, изучал рог и композицию в Академии Сибелиуса в Хельсинки, а также дирижировал Йорма Панула. Среди его одноклассников-дирижеров были Юкка-Пекка Сарасте и Осмо Вянскя. Другим одноклассником по композиции был композитор Магнус Линдберг, и вместе они сформировали группу любителей новой музыки Korvat auki («Уши открыты» на финском языке ) и экспериментальный ансамбль Тойми (букв. «Работает»). Позже Салонен учился у композиторов Франко Донатони, Никколо Кастильони и Эйноухани Раутаваара.

Его первый опыт дирижирования пришелся на 1979 год с Симфоническим оркестром Финского радио. Оркестр, хотя он по-прежнему считал себя главным образом композитором; Фактически, Салонен сказал, что основная причина, по которой он занялся дирижированием, заключалась в том, чтобы гарантировать, что кто-то будет дирижировать его собственными произведениями. Однако в 1983 году он заменил больного Майкла Тилсона Томаса, чтобы дирижировать исполнением Малера Симфонии № 3 с Филармоническим оркестром в Лондоне в очень короткие сроки, не изучив до этого партитуру, и с этого началась его карьера дирижера. Впоследствии он был главным приглашенным дирижером филармонии с 1985 по 1994 год.

Салонен был главным дирижером Симфонического оркестра Шведского радио с 1984 по 1995 год. Он стал одним из основателей фестиваля Балтийского моря в 2003 г. с [св ] и Валерий Гергиев. Этот летний музыкальный фестиваль представляет новую классическую музыку и направлен на объединение стран Балтийского моря и повышение осведомленности об ухудшении состояния окружающей среды Балтийского моря. Он по-прежнему проводится ежегодно в одной из стран региона.

Филармония Лос-Анджелеса

Салонен дебютировал как дирижер в США с Филармонией Лос-Анджелеса в 1984 году. Его первая реакция была следующей:

Я понятия не имел, чего ожидать. Но единственное, чего я не ожидал, так это того, что после первого концерта ко мне подошел пожилой музыкант и сказал: «Считай это своим будущим домом». Что-то происходило, потому что я чувствовал то же самое. Я чувствовал с абсолютной уверенностью, что этот оркестр каким бы то ни было образом будет очень важной частью моей жизни. Всегда.

В 1989 году исполнительный вице-президент Эрнест Флейшманн предложил ему титул главного приглашенного дирижера, и он должен был взять с оркестром турне по Японии; однако разногласия возникли, когда Андре Превен, музыкальный руководитель оркестра в то время, не проконсультировался ни о назначении главного гостя, ни во время тура, и возражал против обоих. Продолжающиеся трения между Флейшманном и Превином привели к отставке Превина в апреле 1989 года. Четыре месяца спустя Салонен был назначен десятым музыкальным руководителем оркестра, официально заняв этот пост в 1992 году и занимал его до 2009 года.

Срок пребывания Салонена в оркестре. сначала начал с резидентуры на Зальцбургском фестивале 1992 года в концертных выступлениях и в качестве пит-оркестра в постановке оперы Сен-Франсуа д'Ассиз Оливье Мессиана ; такая возможность была предоставлена ​​американскому оркестру впервые. Позже Салонен возил с оркестром множество других гастролей по США, Европе и Азии, а также выступал в качестве резиденций на Люцернском фестивале в Швейцарии, The Proms в Лондоне., в Кельне на фестивале собственных произведений Салонена, и в 1996 году в Театре дю Шатле в Париже на фестивале Стравинского, проводимом Салоненом и Пьер Булез ; именно во время этой парижской резиденции ключевые члены правления филармонии услышали выступление оркестра с улучшенной акустикой и были вновь воодушевлены, чтобы возглавить сбор средств для завершения строительства Концертного зала Уолта Диснея.

Под руководством Салонена филармония стала чрезвычайно популярной. прогрессивный и уважаемый оркестр. Алекс Росс из The New Yorker сказал следующее:

Эпоха Салоненов в Лос-Анджелесе может стать поворотным моментом в новейшей истории классической музыки в Америке. Это история не о человеке, который волшебным образом запечатлевает свою личность в учреждении - то, что Салонен назвал «пустой шумихой» дирижерского поклонения, - а о человеке и учреждении, проявляющих друг в друге непредвиденные способности и тем самым доказывающих, сколько жизни остается в самом оркестре, одновременно являясь самым консервативным и самым мощным из музыкальных организмов.

В 2007 году Салонен и оркестр объявили о завершении своего музыкального руководства в 2009 году, а Густаво Дудамель принял его место.

Перед последним концертом Салонена в качестве музыкального руководителя филармонии Лос-Анджелеса 19 апреля 2009 года оркестр объявил о его назначении первым в истории "лауреатом дирижеров". Кроме того, Лос-Анджелесский филармонический оркестр создал Фонд комиссий Эса-Пекка Салонена «специально для поддержки ввода в эксплуатацию и исполнения новых произведений» в знак признания его поддержки современной классической музыки во время его пребывания на посту музыкального директора. На момент создания оркестр был выделен на 1,5 миллиона долларов.

За время пребывания Салонена в должности музыкального руководителя оркестр представил 120 произведений их мировых или американских дебютов и заказал более 54 новых работ. К тому времени, когда он ушел, он проработал музыкальным руководителем дольше, чем кто-либо другой в истории оркестра, руководя оркестром в 973 концертах и ​​23 турах.

Филармония и последующая карьера

В ноябре В 2006 году Филармонический оркестр объявил о назначении Салонена главным дирижером и художественным советником в начале сезона 2008/09. Его первоначальный контракт был сроком на 3 года. Салонен провел несколько коммерческих записей с Филармонией, включая музыку Берлиоза и Шёнберга. В ноябре 2010 года Филармония объявила о продлении контракта Салонена до 2014 года. В сентябре 2013 года оркестр объявил о дальнейшем продлении контракта Салонена на сезон 2016–2017 годов. В декабре 2018 года Филармония объявила, что Салонен должен завершить свою дирижерскую деятельность в оркестре после сезона 2020-2021 гг.

Салонен дебютировал как дирижер Метрополитен-опера в ноябре 2009 года с оркестром. Патрис Шеро постановка пьесы Леоша Яначека Из Дома мертвых.

В 2012 году его скрипичный концерт написан для Лейлы Йозефович получил Премию Гравемейера за музыкальную композицию, награду, ранее полученную Витольдом Лютославским, Дьёрдь Лигети, Джоном Адамсом, Томас Адес и Пьер Булез, и это лишь некоторые из них. В марте 2014 года он был удостоен Премии Майкла Людвига Неммерса в области музыкальной композиции Музыкальной школой Генри и Ли Бинен в Северо-Западном университете. Награда включает в себя денежный приз в размере 100 000 долларов, проживание в школе в течение четырех недель подряд в течение следующих двух лет и выступление Чикагского симфонического оркестра. Той же весной он был также награжден первым в истории творческим креслом Tonhalle Orchester Zürich в сезоне 2014–2015 гг. Этот пост включал лекции, семинары, но, что наиболее важно, ввод в эксплуатацию Karawane, нового произведения для оркестра и хора, основанного на поэзии Хьюго Болла, и исполнение девяти другие произведения Salonen в течение сезона.

В настоящее время Салонен работает композитором в Нью-Йоркской филармонии с осени 2015 года, а срок его полномочий - до весны 2019 года. выступает консультантом проекта Sync Project, глобального сотрудничества, стремящегося понять и использовать влияние музыки на здоровье мозга. В августе 2016 года Салонен был назван первым артистом в ассоциации с Финской национальной оперой и балетом.

. Салонен первым дирижировал Симфонией Сан-Франциско (SFS) в 2004 году. Он вернулся в качестве гостя. -проведение выступлений в 2012 и 2015 годах. В декабре 2018 года SFS объявила о назначении Салонена своим следующим музыкальным директором, вступающим в силу в сезоне 2020-2021 годов, с первоначальным контрактом на 5 сезонов. Он сразу же получил звание музыкального директора-назначенного.

Цифровые проекты

Salonen и Philharmonia Orchestra вместе работали на мультидисциплинарных фестивалях, включая Woven Слова: Музыка начинается там, где заканчиваются слова, в честь столетия со дня рождения Витольда Лютославского, наставника Салонена. Они также создали отмеченную наградами инсталляцию RE-RITE, которая была впервые представлена ​​в Лондоне в 2009 году и с тех пор побывала в Португалии, Китае, Турции, Германии и Австрии. Цифровая резиденция позволяет представителям публики дирижировать, играть и входить в оркестр филармонии вместе с Салоненом посредством аудио- и видеопроекций музыкантов, исполняющих «Весну священную». Они продолжили инсталляцию, Вселенную звука, которая была основана на Густава Холста Планеты, дебютировавшей в лондонском Музее науки и выигравшей в 2012 Королевской филармонии. Общество Премия за аудиторию и взаимодействие. Салонен и оркестр филармонии в сотрудничестве с Music Sales Group, Rite Digital и Touch Press выпустили успешное приложение для iPad, «The Orchestra» «. Slate назвал интерактивный тур по истории оркестра «идеальным приложением для классической музыки». Осенью 2016 года оркестр Philharmonia Orchestra начал цифровое поглощение Southbank Center, в котором была представлена ​​первая крупная постановка в виртуальной реальности британского симфонического оркестра.

Кампания Apple

Salonen и оркестр филармонии исполняет Лютославский, Сибелиус и Салонен в Apple Store, Берлин

В 2014 году Салонен был частью международная телевизионная и веб-кампания для Apple, продвижение iPad Air. Кампания включала не только саму рекламу, но и обсуждения с Салоненом классической музыки, вдохновения и сочинения. Apple также предложила новую и, в течение ограниченного времени, бесплатную запись скрипичного концерта, отмеченного премией Гравемейера Салонена, с участием скрипачки Лейлы Йозефович и оркестра Филармонии, 20 произведений классической музыки Салонена. выбирает на странице iTunes Store классическую музыку, 15 приложений Salonen для iPad выбирает в магазине приложений и гостевую диджейскую станцию ​​на iTunes Radio.

Рекламный ролик был отмечен за «новизну увидеть современного композитора-классика в основной рекламе», за синхронизацию видеомонтажа со партитурой и за положительное изображение классической музыки по сравнению с его типичный поп-культурный образ. Салонен также дал концерт со скрипачкой Лейлой Йозефович и оркестром филармонии в магазине Apple в Берлине и рассказал о смешивании музыки и технологий. Впервые оркестр в полном составе выступил в магазине Apple.

Летом 2015 года Салонен рассказал группе выдающихся педагогов Apple об использовании технологий в музыкальном образовании.

Личная жизнь

У Салонена и его бывшей жены Джейн Прайс (в прошлом музыканта Филармонического оркестра) трое детей: дочери Элла Анейра и Аня София, а также сын Оливер. Пара рассталась в 2017 году и подала на развод в июне 2018 года после 26 лет брака.

Когда бывший дом Игоря Стравинского Беверли-Хиллз, по адресу 1260 North Wetherly. Драйв, был выставлен на продажу, Салонен сильно задумывался о его покупке. Однако он заявил, что, посетив дом и отметив, что на ковре все еще видны выемки от фортепиано Стравинского, он был слишком напуган перспективой попытки сочинения в том же доме, где Стравинский написал такие произведения, как Симфония в Три движения, Концерт ре мажор для струнных, The Rake's Progress, Орфей, Агон, Кантата и Масса.

Почести и награды

В апреле 2010 года Салонен был избран иностранным почетным членом Американской академии искусств и наук. В мае 2010 года ему была присуждена почетная докторская степень Университета Южной Калифорнии, а позже в тот же день он выступил на выпускной церемонии в Музыкальной школе Торнтона. Салонен нес олимпийский огонь 26 июля 2012 года в рамках эстафеты огня Летних Олимпийских игр 2012 года.

Основные моменты карьеры

Композиция

Среди сочинений Салонена - его Концерт для саксофона альт с оркестром (... auf den ersten Blick und ohne zu wissen...) (1980, название взято из произведения Франца Кафки The Trial ), Floof для сопрано и ансамбля (1982, по текстам Станислава Лема ) и оркестровой LA Вариации (1996).

Салонен заявил, что время, проведенное в Калифорнии, помогло ему стать более «свободным» в своих композициях. Марк Свед, главный музыкальный критик Los Angeles Times, описал это так:

Когда [Салонен] прибыл в Лос-Анджелес, он все еще любил считать себя композитором-дирижером, но правда была в том, что что он перестал писать музыку. «Очевидное и простое объяснение, которое я мог дать людям, когда они спрашивали, почему какое-то время не было новых произведений, заключалось в том, что я так много дирижировал, что у меня не было времени», - сказал он. «Но это была только половина объяснения».

Как европейский модернист, сказал Салонен, ему прививали негативы, такие как избегание мелодии, гармонической идентичности и ритмического пульса. Тем не менее, втайне его привлекал Джон Адамс, который затем был уволен за границу как упрощенный. «Только через пару лет здесь я начал понимать, что европейский канон, который я слепо принял, - не единственная истина», - сказал он. «Здесь я смог подумать об этом правиле, запрещающем мелодию. Это безумие. Безумие!»

Без европейской музыкальной элиты, оглядывающейся через его плечо, Салонен начал чувствовать, что иметь свои собственные идеи - это нормально. «Мое внимание сместилось с идеологического принципа на принцип удовольствия», - так он описал композицию своей революционной пьесы «LA Variations», премьера которой состоялась в 1997 году в филармонии.

Хотя произведение большой сложности и виртуозности "LA Variations" не игнорирует модернистскую подготовку Салонена, а основывается на ритмических инновациях, близких к Адамсу. Пьеса сразу же стала хитом, настолько, что Салонен был ошеломлен реакцией, а затем и продолжающимся успехом партитуры - она ​​была подхвачена несколькими другими дирижерами и провела более 80 выступлений по всему миру.

Чтобы посвятить больше В 2000 году Салонен взял годичный творческий отпуск из дирижирования, в течение которого он написал произведение для валторны (Concert Étude, конкурсная пьеса для Lieksa Brass Week), Dichotomie для пианистки Глории Ченг, Mania для виолончелиста Ансси Карттунен и симфониетта, и Гамбит, оркестровая пьеса, которая была подарком на день рождения коллеге-композитору и другу Магнус Линдберг.

В 2001 году Салонен написал «Чужие тела», свою самую большую работу с точки зрения оркестровки, в которую вошли музыка из вступительной части Дихотомии. Еще одна оркестровая пьеса, Insomnia, последовала в 2002 году, а другая, Wing on Wing, в 2004 году. Wing on Wing включает партии для двух сопрано и искаженные образцы голоса архитектора Фрэнка Гери. а также рыба.

Как видно из его интерпретации таких авангардных произведений, как «Мотоциклетный концерт» Яна Сандстрёма , Салонен выражает отвращение к идеологическим и догматическим подходам к композиции и считает создание музыки глубоко физическим. В примечаниях к выпуску альбома Wing On Wing Deutsche Grammophon он цитирует его слова: «Музыкальное выражение - это телесное выражение, на мой взгляд, абстрактного мозгового выражения нет. Все это исходит из тела. " Постоянной темой в его музыке является слияние или взаимосвязь между механическим и органическим.

Среди его предполагаемых композиционных проектов Салонен есть предложенная опера, основанная на романе «Женщина и обезьяна» Петера Хёга..

Избранные композиции

Подробная информация о мировой премьере показана там, где это возможно, дирижирует Салонен, если не указано иное

Оркестр
  • Джиро (1982, ред. 1997), премьера Филармонический оркестр Тампере ; Финляндия, 27 ноября 1981 г.
  • Л.А. Вариации (1996), премьера состоялась в Лос-Анджелесской филармонии; Лос-Анджелес, 16 января 1997 г.
  • Иностранные тела (2001), премьера состоялась симфоническим оркестром Финского радио, Юкка-Пекка Сарасте ; Фестиваль Шлезвиг-Гольштейн, Киль, 12 августа 2001 г.
  • Insomnia (2002), премьера состоялась симфоническим оркестром NHK; Токио, 1 декабря 2002 г.
  • Стокгольмский дневник (2004), премьера состоялась Стокгольмским королевским филармоническим оркестром; Стокгольм, композиторский фестиваль, 27 октября 2004 г.
  • Helix (2005), премьера которого состоялась в исполнении World Orchestra for Peace, Валерий Гергиев ; Лондон, 29 августа 2005 г.
  • Nyx (2010), премьера состоялась Филармоническим оркестром Радио Франции; Париж, 19 февраля 2011 г.
  • Karawane (2014), премьера состоялась Цюрихским оркестром Тонхалле и Цюрихской певческой академией, Лайонел Брингье ; Тонхалле Цюрих, 10 сентября 2014 г.
Концерты
  • Концерт для саксофона альт с оркестром (... auf den ersten Blick und ohne zu wissen...) (1980), премьера на финском радио Симфонический оркестр, Пекка Савийоки, саксофон; Хельсинки, 22 сентября 1981 г.
  • Mimo II для гобоя с оркестром (1992), премьера симфонического оркестра Финского радио, Йорма Вальякка, гобой; Хельсинки, 14 декабря 1992 г.
  • Mania для виолончели с оркестром (2002), оркестровая версия "Mania for Cello and Chamber Ensemble"
  • Wing on Wing для двух сопрано и оркестра (2004), премьера Лос-Анджелесского филармонического оркестра; Джейми Чемберлин и Хила Плитманн, сопрано; 5 июня 2004 г.
  • Концерт для фортепиано с оркестром (2007), премьера Нью-Йоркского филармонического оркестра, Ефим Бронфман, фортепиано; Нью-Йорк, 1 февраля 2007 г.
  • Концерт для скрипки с оркестром (2009), премьера которого состоялась в филармонии Лос-Анджелеса, Лейла Йозефович, скрипка; Лос-Анджелес, 9 апреля 2009 г.
  • Концерт для виолончели с оркестром (2017), премьера которого состоялась Чикагским симфоническим оркестром, Йо-Йо Ма, виолончель; Чикаго, 15 марта 2017 г.
Хор
  • Dona Nobis Pacem (2011) для хора SATB, премьера в Театре Шатле, 4 февраля 2011 г.
Камерный ансамбль
  • Floof (Песни гомеостатического Гомера) (1988) для сопрано и камерного ансамбля в исполнении Ансамбля Тойми, Ану Комси, сопрано; Хельсинки, 27 августа 1988 г.
  • Пять образов после Сапфо (1999) для сопрано и камерного ансамбля, премьера которого состоялась в Лос-Анджелесской филармонической группе новой музыки, Лаура Клейкомб, сопрано; Охай, Калифорния, 4 июня 1999 г.
  • Дихотомия (2000) для фортепиано соло, премьера - Глория Ченг, фортепиано; Лос-Анджелес, 4 декабря 2000 г.
  • Mania (2000) для виолончели и камерного ансамбля, премьера состоялась Avanti! Камерный оркестр, Ансси Карттунен, виолончель, Summer Sounds; Порвоо, 2 июля 2000 г.
  • Lachen verlernt (2002) для скрипки соло, премьера Чо-Лян Линь, скрипка; La Jolla, Калифорния, La Jolla SummerFest, 10 августа 2002 г.

Избранные мировые премьерные выступления

Помимо дирижирования собственных композиций, Салонен активно отстаивал музыку других композиторов, в основном в частности, Андерс Хиллборг, Магнус Линдберг, Кайя Саариахо и Стивен Стаки. Салонену даже посвящено немало примечательных произведений. Ниже приводится список некоторых мировых премьер, которые он провел:

Джон Адамс
Сэмюэл Адамс
  • Камерный концерт Карен Гомио (скрипка), Чикагский симфонический оркестр (май 2018 г.)
Луи Андриссен
  • Хаагс ​​Хакко (Гаагский взлом) - Двойной фортепианный концерт, Катя и Мариэль Лабек (фортепиано), Лос-Анджелесский филармонический оркестр (16 января 2009 г.)
Анна Клайн
  • Внутри Her Arms для струнного оркестра, Филармония Лос-Анджелеса (7 апреля 2009 г.)
Джон Корильяно
Франко Донатони
  • Эса (в Кауде V), Филармония Лос-Анджелеса (16 февраля 2001 г.)
[fr ]
  • Концерт для скрипки, Джанин Янсен, Парижский оркестр (17 декабря 2008 г.)
Андерс Хиллборг
  • Clang and Fury, Шведское радио Симфонический оркестр
  • Небесная механика Стокгольмский камерный оркестр (31.10.1986)
  • Жидкий мрамор, Оркестр Норден, (Тампере 1995)
  • Meltdown Variations, Los Angeles Philharmonic New Music Group (1999)
  • Dreaming Rivers, Royal Stockholm Philharmonic (1999)
  • Концерт для фортепиано (переработанная версия) Роланд Пёнтинен и AVANTI! Камерный оркестр
  • Eleven Gates, филармония Лос-Анджелеса (4 мая 2006 г.)
  • Flood Dreams, Симфонический оркестр шведского радио (Брюссель, 2009 г.)
  • Sirens, Anne Софи фон Оттер и филармония Лос-Анджелеса (2011)
Уильям Крафт
  • The Grand Encounter, концерт на английском валторне, Кэролин Хоув (английский валторна), филармония Лос-Анджелеса (16 января 2003 г.)
Питер Либерсон
Магнус Линдберг
  • Крафт для сольного ансамбля и оркестра, Оркестра Финского радио и ансамбля Toimii (4 сентября 1985 г.)
  • Кампана в арии для валторны и оркестра, Ханс Дуллаерт (валторна), Radio Filharmonisch Orkest Holland (июнь 1998 г.)
  • Фреска для оркестра, Филармония Лос-Анджелеса, (1998)
  • Концерт для виолончели № 1, Ансси Карттунен ( виолончель), Парижский оркестр (май 1999)
  • Chora le для оркестра, Philharmonia Orchestra (2002)
  • Parada для оркестра, Philharmonia Orchestra (6 февраля 2002 г.)
  • Sculpture для оркестра, Los Angeles Philharmonic, (6 октября 2005 г.)
  • Концерт для виолончели № 2, Ансси Карттунен (виолончель), Филармония Лос-Анджелеса (18 октября 2013 г.)
Ларри Липкис
  • «Арлекин» для бас-тромбона с оркестром, Джеффри Рейнольдс (бас-тромбон), Дэвид Вайс, Лос-Анджелесский филармонический оркестр (23 мая 1997 г.)
Стивен Макки
  • «Сделка» для электрогитары и большого ансамбля, Билл Фризелл (гитара), Джои Бэрон (ударные), Лос-Анджелесская филармоническая группа новой музыки (17 апреля 1995 г.)
Колин Мэтьюз
  • Концерт для валторны Ричард Уоткинс (валторна), оркестр филармонии (апрель 2001 г.)
Дэвид Ньюман
Габриэла Ортис
  • Алтарь Пьедры, концерт для ансамбля ударных и оркестра, Кроумата (ударные), Los A Филармония Нгелес, январь 2003 г.
Арво Пярт
Джозеф Фиббс
  • Реки к морю, Оркестр филармонии (22 Июнь 2012 г.)
Бернард Рэндс
  • Симфонический оркестр Лос-Анджелесской филармонии (24 февраля 1994 г.)
Симфонический оркестр Роджера Рейнольдса
Последняя правка сделана 2021-05-19 14:29:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте