В музыке, А предмет является материалом, как правило, узнаваемая мелодия, на котором часть или все из композиции основана. В формах, отличных от фуги, это может быть известно как тема.
Предмет может восприниматься как законченное музыкальное выражение само по себе, отдельно от произведения, в котором он находится. В отличие от идеи или мотива, предметом обычно является целая фраза или период. Encyclopédie Fasquelle определяет тему (предмет) в качестве «[а] пу элемент, мотив, или малое музыкальное произведение, что привело к некоторому изменению становится такой темой».
Тематические изменения и процессы часто имеют структурное значение, и такие теоретики, как Рудольф Рети, создали анализ с чисто тематической точки зрения. Фред Лердал описывает тематические отношения как «ассоциативные» и, таким образом, выходит за рамки анализа его когнитивной генеративной теории.
Первая тема Сонаты Моцарта до мажор, К. 309, I.Музыка, основанная на одной теме, называется «монотематической», а музыка, основанная на нескольких темах, - «политематической». Большинство фуг монотематичны, а большинство сонатных произведений - политематичны. В экспозиции фуги основная тема (обычно называемая «предметом») объявляется последовательно каждым голосом - иногда в транспонированной форме.
В некоторых композициях объявляется основная тема, а затем может звучать вторая мелодия, иногда называемая «контр-тема» или «вторичная тема». Когда один из разделов в экспозиции части сонатной формы состоит из нескольких тем или другого материала, определяемого функцией и (обычно) их тональностью, а не только мелодическими характеристиками, термин `` тематическая группа '' (или `` тематическая группа '' ') иногда используется.
Музыка без предметов / тем или без узнаваемых, повторяющихся и развивающихся предметов / тем называется «атематической». Примеры включают до- двенадцатитоновые или ранние атональные произведения Арнольда Шенберга, Антона Веберна, Альбана Берга и Алоиса Хаба. Шенберг однажды сказал, что «опьяненный энтузиазмом освобождения музыки от оков тональности, я думал обрести дополнительную свободу выражения. Фактически, я… верил, что теперь музыка может отказаться от мотивов и, тем не менее, оставаться связной и понятной».. Примеры Шенберга включают Эрвартунг. Примеры в произведениях более поздних композиторов включают « Полифонию X» и « Структуры I » Пьера Булеза, « Сонату для двух фортепиано » Карела Гойверса и « Punkte » Карлхайнца Штокхаузена.
Открытие фуги № 2 Баха до минор из «Хорошо темперированного клавира», книга I, BWV 847, с указанием темы, ответа и контрпредметаВ фуге, когда первый голос завершает тему, а второй голос воспроизводит ответ, первый голос обычно продолжается, играя новую тему, которая называется «контр-тема». Контрпредмет обычно контрастирует с формой фразы тема / ответ.
В фуге контрпредмет - это «продолжение контрапункта в голосе, начавшемся с предмета», происходящее против ответа. Однако обычно это не считается важной чертой фуги.
Типичное открытие фуги выглядит следующим образом:
Soprano voice: Answer Alto voice: Subject Countersubject
Поскольку контрпредмет можно использовать как над, так и под ответом, контрпредметы обычно обратимы, все полные квинты инвертируются в полные четверти, что требует разрешения.
Источники