Тематическая трансформация (также известная как тематическая метаморфоза или тематическая разработка ) - музыкальный прием, в котором лейтмотив, или тема, разрабатывается путем изменения темы с помощью перестановки (транспозиция или модуляция, инверсия и ретроградная ), увеличение, уменьшение и фрагментация. Первоначально он был разработан Ференцем Листом и Гектором Берли. унция. Этот метод по сути является одним из вариантов. Основная тема воспроизводится на протяжении всего музыкального произведения, но она постоянно трансформируется и маскируется и проявляется в нескольких противоположных ролях. Однако трансформации этой темы всегда будут служить цели «единства в разнообразии», что было архитектурной ролью сонатной формы в классической симфонии. Разница здесь в том, что тематическая трансформация может вместить драматически заряженные фразы, ярко окрашенные мелодии и атмосферные гармонии, любимые композиторами-романтиками, тогда как сонатная форма была больше ориентирована на более объективные характеристики абсолютной музыки. Кроме того, хотя тематическое преобразование аналогично вариации, эффект обычно отличается, поскольку преобразованная тема имеет собственную жизнь и больше не является родственником исходной темы.
Лист не был первым композитором, использовавшим тематические преобразования. Людвиг ван Бетховен уже использовал тематическое преобразование в своей Пятой симфонии и Девятой симфонии, где тема «Оды к радости» в какой-то момент превращается в Турецкий марш, в комплекте с тарелками и барабанами. Франц Шуберт использовал метаморфозы, чтобы связать воедино четыре части своей Фантазии о странниках, произведения, которое сильно повлияло на Листа. Однако Лист усовершенствовал технику, создавая целые конструкции из одних только метаморфоз. У него, возможно, уже был опыт преобразования тем в различные формы в своих ранних оперных фантазиях и импровизациях, а также к этой практике привел монотематизм Листа, использованный во многих его оригинальных работах, включая большинство из Трансцендентальные этюды.
Консервативные критики во времена Листа рассматривали тематическую трансформацию как простую замену повторения музыкального развития, которого требовала сонатная форма. Однако вызывающие воспоминания, атмосферные мелодии, которые предпочитали композиторы-романтики, такие как Лист, не оставили ему выбора. Эти мелодии, завершенные сами по себе, уже несли все эмоции и музыкальный интерес, которые они могли удерживать; следовательно, они не могли развиваться дальше. Единственный очевидный открытый путь заключался в том, чтобы заменить истинное развитие формой повторения - другими словами, сказать по-другому то, что уже было сказано, и довериться красоте и значению того, что является фундаментальными вариациями, чтобы занять место раздела развития. востребована сонатной формой. Более того, собственный взгляд Листа на повторение был более положительным, чем у его критиков. Он писал: «Ошибочно рассматривать повторение как недостаток изобретательности. С точки зрения публики это необходимо для понимания мысли, в то время как с точки зрения искусства оно почти идентично требованиям ясности, структуры., и эффективность ».
Усовершенствовав этот композиционный метод, Лист внес, по мнению некоторых критиков, прочный вклад в историю музыкальной формы, поскольку тематические трансформации стали обычным явлением в конце XIX века. музыка века, особенно в руках последователей Листа. Авторитет Листа Хамфри Сирл указывает, что «последовательные методы Шенберга, например, используют именно методы тематической трансформации Листа в рамках совершенно другого [музыкального] языка». Рихард Вагнер и Густав Холст активно использовали тематические трансформации в своих композициях.