Алоис Хаба

редактировать
Хаба в 1957 году

Алоис Хаба (21 июня 1893 - 18 ноября 1973) был чехом композитор, теоретик музыки и педагог. Он принадлежит к важным первооткрывателям современной классической музыки и основным композиторам микротональной музыки, особенно использующей четвертоновую шкалу, хотя он использовал и другие, такие как шестых тонов (например, в 5-м, 10-м и 11-м струнных квартетах), пятых тонов (шестнадцатый струнный квартет) и двенадцатых тонах. Исходя из других микротональных концепций, он обсуждал систему «трех четвертей тона» (см. трехчетвертный плоский тон и нейтральная секунда ) в своих теоретических работах, но в этой он использовал шкалы. настройка в разделах некоторых своих сочинений. За свою плодотворную карьеру Хаба написал три оперы, огромное собрание камерной музыки, включая 16 струнных квартетов, фортепианные, органные и хоровые пьесы, несколько оркестровых сочинений и песен. У него также были сконструированы специальные клавишные и деревянные духовые инструменты, способные играть четверть-тональные гаммы.

Содержание

  • 1 Life
    • 1.1 Вена
    • 1.2 Берлин
    • 1.3 Прага
  • 2 Concept
  • 3 Работы
  • 4 Репрезентативные записи
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Life

Алоис Хаба родился в маленьком городке Визовице в Моравской Валахии в семье из 10 детей. Когда ему было пять лет, было обнаружено, что у него абсолютный слух. Он и его семья часто играли и пели родные валашские народные песни, активно участвовали в церковном пении и представлениях народной музыки. В школе Алоис очень заинтересовался музыкальными аспектами чешского языка, прежде всего высотой, ритмом, акцентом, динамикой, и тембр речи. В 1908 году он поступил в педагогическое училище в Кромержиже, где начал проявлять интерес к чешской национальной музыке, анализируя произведения Бедржиха Сметаны. Уже тогда он узнал из своих учебников, что европейская музыкальная система была не единственной в мире и что даже в некоторой европейской музыке в прошлом использовались другие гаммы, чем те, которые использовались в его время. Поэтому он начал вырабатывать свою точку зрения по этому вопросу. После окончания учебы он устроился учителем в Биловице, маленьком городке недалеко от венгерской (ныне словацкой ) границы. Одновременно он продолжал заниматься музыкой и в 1913 году написал свои первые сочинения, проявив нежелание «следовать правилам», которое он придерживался всю свою жизнь. Габа был недоволен деревенской жизнью, и в 1914 году он переехал в Прагу и стал учеником неоромантического композитора Витезслава Новака. Здесь его интересовали работы Клода Дебюсси, Макса Регера, Александра Скрябина и Рихарда Штрауса, а также в гармонизация моравской народной музыки.

Вена

Во время Первой мировой войны он служил в австрийской армии на русском и итальянском фронтах с 1915 до начала 1918 года, когда он был переведен в Вену, где работал в музыкальном отделе австро-венгерского военного министерства. Там он почти сразу стал учеником Франца Шрекера, который выявил его более радикальные тенденции. В то время Хаба написал свою первую четвертьтональную пьесу, Сюиту, состоящую из трех фуг в четвертной системе, составленную для двух фортепиано, настроенных на четверть тона. Оставаясь в Вене после войны, Хаба посещал концерты, подготовленные Арнольдом Шёнбергом Verein für musikalische Privataufführungen, и на него особенно повлиял «атематический» стиль, использованный Шёнбергом в его Эрвартунг. Первые публикации его сочинений включали Струнный квартет № 2, его первую крупную четвертную работу, сочиненную в 1920 году. В то время его дружба на всю жизнь с Ханнсом Эйслером, с которым он разделял политические убеждения ( Хаба стал ярым коммунистом в это время), и начались музыкальные взгляды.

Берлин

Первый успех Габа как композитор пришел в Берлин, где он последовал за своим учителем Шрекером в конце 1920 года. Он опубликовал свой первый теоретический трактат (на чешском языке), небольшой буклет Harmonické základy čtvrttónové soustavy (Гармонические основы четвертной системы). В 1923 году он встретил Ферручио Бузони, который выступал за систему шестого тона и вдохновил Хаба продолжить свою работу в области микротональности. В том же году Хаба начал попытки создать школу микротональной музыки, но когда нацисты начали набирать силу в Германии, он подвергся нападению и был изгнан из Берлина. Он вернулся в Прагу и сумел устроиться преподавателем в Пражскую консерваторию.

Прага

В июле 1923 года на фестивале современной музыки в Донауэшингене, Амар- Hindemith Quartet играл четвертоновый струнный квартет Хабы № 3. Его имя начало появляться рядом с другими представителями авангардных музыкантов его поколения, и благодаря ему Чехословакия стала одной из первых стран-участниц Международное общество современной музыки. В то время Хаба написал несколько теоретических статей о микротональности, атематизме и церковных укладах. В 1925 году он написал свою основную теоретическую работу «Новый учебник гармонии диатонических, хроматических, четвертичных, третьих, шестых и двенадцатитонных систем» (при необходимости см.: диатонический, хроматический ). Он спроектировал и построил два четвертьтональных фортепиано к началу 1924 года и третье в 1925 году. В 1927 году чешский филиал немецкой фортепианной фирмы August Förster в северном богемном городе Йиржиков построил для него шеститонную фисгармонию, сделанную по образцу Бузони.

После премьеры четвертоновой оперы Матка (Мать) в 1931 году, представившей практически атематическую концепцию, Габа стал лидером чешской модернистской музыки и стал всемирно известным как один из важнейших авангардных композиторов. В этой опере также используются два четвертьтоновых кларнета и две четвертоновые трубы, которые были созданы специально для этого произведения. В 1934 году он написал оперу «Новая земля» в двенадцатитонной системе. Атематические конструкции, характерные для его творчества, позже появились и в опере «Приходи твое царство» (1940), написанной по шеститонной системе. Во всех трех операх Хаба выразил свою смелую социалистическую точку зрения, вызвавшую уже тогда споры. Например, спектакль «Новая Земля» (сюжет которой рассказывает о Голодоморе на Украине и о том, как Голодомор в украинском селе побежден обобществлением производства и основанием колхоз Nová Země (Новая Земля) Национального театра в Праге в 1936 году пришлось отменить по вмешательству Министерства культуры как коммунист и про- советская пропаганда.

В 1933 году, когда Йозеф Сук стал директором Пражской консерватории, Хаба получил звание профессора и основал кафедру четвертной и шеститонной музыки. Здесь он имел большое влияние на своих многочисленных учеников. Также в начале 1930-х годов было написано, вероятно, самое важное оркестровое произведение Хабы - симфоническая фантазия Cesta života (Путь жизни). 1930-е годы также сформировали политическую позицию Хабы и философия жизни. Его сильное чувство социальной ответственности нашло интеллектуальную основу в антропософском учении. gs Рудольфа Штайнера.

В 1939 году немецкие нацисты оккупировали Чехословакию и запретили исполнение произведений Хабы. В 1941 году они закрыли Пражскую консерваторию и лишили его возможности преподавать. Во время войны Хаба написал продолжение своей «Теории гармонии», завершил, как уже упоминалось, оперу шестого тона (которая так и не была поставлена) и подумал о создании фисгармонии двенадцатого тона.

После Второй мировой войны он возобновил преподавание и занимал несколько административных должностей. На рубеже сороковых и пятидесятых годов на творчество Алоиса Хаба повлиял коммунистический режим в Чехословакии, он стал переходным упрощенным, гораздо более «тематическим» и тональным, а также текстами, проецирующими коммунистическую идеологию.. Тем не менее, он не смог избавиться от ярлыка «формалиста», наложенного на него марксистской эстетикой.

В 1953 году его отправили на пенсию, но, по его собственным словам, это было только Дело в том, что он достиг настоящей творческой свободы. В 1957 году он был назначен почетным членом ISCM. Когда Хаба вернулся к своему стилю, он продолжил свои экспериментальные музыкальные исследования, кульминацией которых стало использование пятых тонов в его Шестнадцатом струнном квартете в 1967 году в 1960-х годах. Фестиваль ISCM в Праге, в исполнении Novák Quartet.

Хаба был плодовитым композитором и продолжал сочинять почти до конца своей жизни. Он учил и оказал влияние на многих музыкантов. Помимо последователей в своей собственной стране, Хаба привлекал студентов из южных славянских стран (Словения, Сербия, Болгария ), Литва., Турция и в других местах. Пражская консерватория в целом пользуется международной репутацией, и в этом большая заслуга контактов и новаторских усилий Алоиса Хаба. Несмотря на эти факты, он умер в относительной безвестности в Праге в 1973 году.

Концепция

Четвертоновая музыка, как был убежден Хаба, станет важным обогащением европейского музыкального языка. Как он неоднократно заявлял, именно настоящая народная музыка его родного региона привела его к идее обогащения европейского музыкального языка с меньшими интервалами, чем полутона, которые являются обычными в настоящей европейской народной музыке.

Этими словами Алоис Хаба представил концерт сочинений, составленных им самим и его учениками 13 марта 1945 года в Городской библиотеке в Праге:

Часто просто поднимая высоту мелодии простым полутона, четверти или шестого тона, просто продлив или укорачивая определенный пассаж на одну долю, просто оживляя или переставляя ритм, будет достаточно для достижения удовлетворительной музыкальной выразительности. Эта работа похожа на полировку драгоценного камня. Идеальная полировка увеличивает его ценность. И только способность к такой полировке гарантирует композиторам совершенство в их творчестве и уверенность в их способности оценивать свою работу и работу других.

Все три области деятельности Алоиса Хаба - сочинение, обучение и организация - проявляют одно из его основных характеристик: смелость перебраться на территорию, на которую до сих пор никто не осмеливался. Хаба не был каким-то «фанатиком микроинтервалов», как иногда думают. Он действительно предлагал своим ученикам этот путь, но никогда не заставлял их идти по нему. Он был примером музыкальной настойчивости, и хотя всемирный универсальный музыкальный язык, который он стремился создать, оказался утопией, его значение для развития музыки в 20-м веке не имеет себе равных.

Работы

Произведения Алоиса Хаба насчитывают 103 опуса, большинство из которых представляют собой различные жанры камерной музыки. Среди наиболее важных - его струнные квартеты, которые документируют и демонстрируют развитие его стиля. Помимо четвертных тонов, Хаба использовал шестые тона в своих струнных квартетах. в 5, 10 и 11, а также в Шести пьесах для шеститонной фисгармонии или струнного квартета (1928), дуэте для скрипок шестого тона (1937), Thy Kingdom Come, шеститонной музыкальной драме в семи сценах (1937–42), Сюита в шестых тонах для скрипки соло (1955) и Сюита в шестых тонах для виолончели соло (1955). Подробнее см. полный список сочинений.

Репрезентативные записи

  • Полные струнные квартеты (4 компакт-диска, Bayer Records, Германия, 2006) в исполнении чешского ансамбля Stamic Quartet
  • Four Фуги для органа в составе альбома Алоис Хаба / Милослав Кабелач / Ян Гора / Петр Чех - Полное собрание сочинений для органа (Vixen, Чехия, 2001, CD)
  • Полное собрание сочинений Нонца. Чешский Нонет (Supraphon, Чешская Республика, 1995)
  • Чешская музыка ХХ века: Алоис Габа - Камерная музыка. Suk Quartet и Czech Nonet (Прага, Франция, 1993)
  • Мать Пражского национального театра Оркестр, хор и солисты (Supraphon, Чехословакия, 1966, 1980 и 1982 - 2 LP; CD)

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Алоис Хаба: Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, Viertel-, Drittel-, Sechstel- und Zwölftel-Tonsystems: Theoretischer Teil. Книги по запросу, 2008. ISBN 978-38-37001-43-3.
  • Алоис Хаба: Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, Viertel-, Drittel-, Sechstel- und Zwölftel-Tonsystems: Praktischer Teil. Книги по запросу, 2008. ISBN 978-38-37001-44-0.
  • Власта Рейттерерова и Любомир Спурны: Алоис Хаба (1893–1973): mezi tradicí a inovací. Прага: Koniasch Latin Press, 2014. ISBN 978-80-87773-08-6.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Алоис Хаба
Последняя правка сделана 2021-06-11 01:44:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте