Ксилофон

редактировать
музыкальный инструмент из семейства молотковых

Ксилофон
Ксилофон (PSF).svg
Ударный инструмент
Классификация Перкуссия
Хорнбостель –Классификация Сакса 111.212. (Наборы ударных палочек)
Разработано9 век
Диапазон воспроизведения
Звуки от C4 до C8, записанные от C3 до C7
Сопутствующие инструменты
балафо, тхалапарта, лаггуту, маримба
Ксилофон с разными типами молотков
Звонок на ксилофоне (маримба)
Ксилофон гамелан

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .

ксилофон (от греческого слов ξύλον - ксилон, «дерево» + φωνή - phōnē, «звук, голос», что означает «звук дерево ") - музыкальный инструмент из семейства ударных, состоящий из деревянных брусков, ударяемых молотками. Как и глокеншпиль, ксилофон по существу состоит из набора настроенных клавиш, расположенных по образцу клавиатуры фортепиано. Каждая полоса представляет собой идиофон, настроенный на высоту тона музыкальной гаммы, будь то пентатонический или гептатонический в случае многих африканских и азиатских инструменты, диатонический во многих западных детских инструментах или хроматический для оркестрового использования.

Термин ксилофон может использоваться в целом, чтобы включать все такие инструменты, как маримба, балафон и даже семантрон. Однако в оркестре термин ксилофон конкретно относится к хроматическому инструменту с несколько более высоким диапазоном высоты тона и более сухим тембром, чем маримба, и эти два инструмента должны не путайте. Человек, играющий на ксилофоне, известен как ксилофонист или просто ксилофон.

Этот термин также широко используется для обозначения аналогичных инструментов литофона и металлофона Типы. Например, Pixiphone и многие аналогичные игрушки, описанные производителями как ксилофоны, имеют стержни из металла, а не из дерева, и поэтому в органологии рассматриваются как глокеншпиль а не как ксилофоны.

Содержание
  • 1 Конструкция ксилофона
  • 2 Молоток
  • 3 История
    • 3.1 Азиатский ксилофон
    • 3.2 Африканский ксилофон
      • 3.2.1 Мбила
      • 3.2.2 Гил
      • 3.2.3 Силимба
      • 3.2.4 Акадинда, амадинда и мбаире
      • 3.2.5 Бало
    • 3.3 Западный ксилофон
  • 4 Использование в начальном образовании
  • 5 Известные сольные произведения
  • 6 Известные оркестровые отрывки
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительные источники
  • 10 Внешние ссылки
Создание ксилофонов
Камерун, ~ 1914 г.

В современном западном ксилофоне есть полосы палисандр, падук или различные синтетические материалы, такие как стекловолокно или пластик, армированный стекловолокном, что обеспечивает более громкий звук. Некоторые из них могут иметь диапазон 2 ⁄ 2 октавы, но концертные ксилофоны обычно имеют 3 ⁄ 2 или 4 октавы. Как и глокеншпиль, ксилофон - это транспонирующий инструмент : его части записываются на октаву ниже звучащих нот.

Концертные ксилофоны имеют трубчатые резонаторы под полосами для усиления звука. тон и сустейн. Рамы изготавливаются из дерева или дешевых стальных трубок: более дорогие ксилофоны имеют регулировку по высоте и большую устойчивость в стойке. В других музыкальных культурах некоторые версии имеют тыквы, которые действуют как резонаторы Гельмгольца. Другие представляют собой «желобные» ксилофоны с единственным полым корпусом, который действует как резонатор для всех стержней. Старые методы заключались в расположении решеток на связанных пучках соломы и, как это практикуется до сих пор, в размещении решеток рядом друг с другом в виде лестницы. Древние молотки были сделаны из ивового дерева с ложечками на концах.

Молотки

В ксилофоны нужно играть очень твердыми резиновыми, полибольными или акриловыми молотками. Иногда для более мягкого эффекта используются резиновые молотки средней и твердой твердости, очень твердые стержни или молотки для пряжи. Более светлые тона можно создать на ксилофонах, используя молотки с деревянными головками из розового, черного, березового или других твердых пород дерева.

История
Кулинтанг а Кайо, филиппинский ксилофон

Этот инструмент имеет неясное древнее происхождение. Неттл предположил, что он возник в Юго-Восточной Азии и попал в Африку c. 500 г. н.э., когда группа малайско-полинезийских народов мигрировала в Африку, и сравнивали восточноафриканские ксилофонные оркестры и яванские и балийские оркестры гамелана. Позднее это было оспорено этномузыковедом и лингвистом Роджером Бленчем, который постулирует независимое происхождение ксилофона в Африке, ссылаясь, среди свидетельств местного изобретения, на отличительные особенности африканских ксилофонов и большее разнообразие типов ксилофонов и протоксилофонов. инструменты в Африке.

Азиатский ксилофон

Самые ранние свидетельства существования настоящего ксилофона относятся к 9 веку в Юго-Восточной Азии, в то время как аналогичный подвесной деревянный инструмент, тип гармоникон, по утверждениям Венской симфонической библиотеки, существовал в 2000 году до нашей эры на территории нынешней части Китая. Ксилофоноподобный ранат использовался в индуистских регионах (кашта тхаранг). В Индонезии лишь несколько регионов имеют свои собственные ксилофоны. В Северной Суматре люди Тоба Батак используют деревянные ксилофоны, известные как (пишется: «гараттунг»). Ява и Бали используют ксилофоны (называемые гамбанг и) в ансамблях гамелан. Они по-прежнему имеют традиционное значение в Малайзии, Меланезии, Индонезии, Таиланде, Мьянме и регионах Америки. В Мьянме ксилофон известен как Паттала и обычно изготавливается из бамбука.

Африканский ксилофон

Термин маримба также применяется к различным традиционным народным инструментам, таким как западноафриканский балафон. Ранние формы были построены из брусков на тыкве. Древесина сначала обжаривается на огне, а затем формируется ключ для достижения желаемого тона. Резонатор настраивается на ключ путем тщательного выбора размера резонатора, регулировки диаметра устья резонатора с помощью воска и регулировки высоты ключа над резонатором. Опытный производитель может произвести поразительное усиление. Головки молотков, используемых для игры в дибинду и мбилу, сделаны из натурального каучука, взятого из дикого ползучего растения. «Переплетение» или чередование ритмов в восточноафриканской ксилофонной музыке, такой как маконд димбила, яо манголонгондо или ширима мангвило, в которых на опачеру, первоначального вызывающего, отвечает другой игрок, вакулела. Обычно это удваивает и без того частый ритмический пульс, который также может сосуществовать с контр-ритмом.

Timbila

Mbila

mbila (множественное число «тимбила») связан с народом чопи из провинции Иньямбане на юге Мозамбика. Не следует путать с mbira. стиль музыки, исполняемой на нем, считается наиболее изощренным методом композиции, который когда-либо встречался у дописьменных народов. Вызванная тыквой, равноправная гептатоническая настроенная мбила Мозамбика обычно исполняется большими ансамблями в хореографическом танце, возможно, изображающем историческую драму. Ансамбли состоят из примерно десяти ксилофонов трех или четырех размеров. Полный оркестр имел бы два басовых инструмента, называемых гулу, с тремя или четырьмя деревянными клавишами, на которых играли стоя, используя тяжелые молотки с твердыми резиновыми головками, три тенор дибинда, с десятью клавишами и играли сидя, и сам мбила, который имеет до девятнадцати клавиш в которые можно играть до восьми одновременно. Гулу использует тыкву и яблочные оболочки мбила и дибинда масала в качестве резонаторов. Они сопровождают танец длинными композициями, называемыми нгоми или мгодо, и состоят из примерно 10 музыкальных произведений, сгруппированных в 4 отдельных движения, с увертюрой, в различных темпе и стилях. Руководитель ансамбля выступает в роли поэта, композитора, дирижера и исполнителя, создавая текст, импровизируя мелодию, частично основываясь на особенностях тонального языка Chopi и сочиняя вторая строка countrapuntal. Музыканты ансамбля частично импровизируют свои партии. Затем композитор консультируется с хореографом церемонии и вносятся коррективы. Самая длинная и самая важная из них - «Мзено», в которую войдет песня, в которой рассказывается о проблеме местного значения или даже высмеивается видный деятель сообщества! Среди исполнителей - Эдуардо Дурао и Венансио Мбанде.

Гил

The gyil (английский: ) является пентатоническим инструментом, общим для гур говорящего населения в Гане, Буркина-Фасо, Мали и Кот-д'Ивуар в Западной Африке. Гьил - основной традиционный инструмент народа дагара в северной Гане и Буркина-Фасо, и лоби в Гане, южной части Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуара. На гыле обычно играют парами в сопровождении барабана из тыквы, называемого куор. На нем также может играть один человек с партией барабана и палочки в качестве аккомпанемента или солист. Гыл дуэты - традиционная музыка на похоронах Дагары. На этом инструменте обычно играют мужчины, которые учатся играть в молодом возрасте, однако ограничений по полу нет.

Дизайн Гьиля похож на Балабу или Балафон, используемый манде говорящим Бамбарой, Дьюлой и Соссо народы дальше на запад в южном Мали и западном Буркина-Фасо, регионе, который имеет много музыкальных традиций с традициями северной части Кот-д'Ивуара и Ганы. Он сделан из 14 деревянных ключей из африканской твердой древесины, называемой лигой, прикрепленных к деревянной раме, под которой висят калебаши тыквы. Шелк паутины покрывает маленькие дырочки в тыквах, чтобы издавать жужжащий звук, а для застежек используются сухожилия антилопы и кожа. На инструменте играют деревянными молотками с резиновыми головками.

Силимба

Силимба на рынке Замбии

Силимба - это ксилофон, разработанный народом лози в Баротселанде, западный Замбия. Настроенные ключи привязаны к резонирующей тыкве. Силимба, или синдзимба, используется народом нкойя Западной Замбии на традиционных королевских церемониях, таких как Казанга Нкойя. Шилимба сейчас используется на большей части территории Замбии.

акадинда, амадинда и мбаире

акадинда и амадинда - это ксилофоноподобные инструменты, появившиеся в Буганда в современный Уганда. Амадинда состоит из двенадцати бревен, настроенных в пентатонике. В основном в нее играют три игрока. Два игрока сидят напротив друг друга и играют в одинаковые бревна, используя технику сцепления, в быстром темпе. У него нет тыквенных резонаторов или жужжащего тона, двух характеристик многих других африканских ксилофонов.

Амадинда был важным инструментом при королевском дворе Буганды, угандийского королевства. Для этого ксилофона теперь используется специальный тип нотации, состоящий из чисел и точек. как и в случае с embaire, типом ксилофона, происходящего из южной Уганды.

Бало

balo (balenjeh, behlanjeh ) используется среди народа мандинка Западной Африки. Его ключи установлены на тыквах и ударяются молотками с резиновыми наконечниками. Игроки обычно носят железные цилиндры и кольца на руках, так что они звенят во время игры.

Западный ксилофон

Оркестровый ксилофон (слева) и маримба (справа)

Самое раннее упоминание о ксилофоне в Европе был в «Spiegel der Orgelmacher und Organisten» Арнольта Шлика (1511 г.), где он называется hültze glechter («деревянный стук»). Далее следуют другие описания инструмента, хотя термин «ксилофон» не использовался до 1860-х годов. Инструмент был в основном связан с народной музыкой Восточной Европы, особенно Польши и Восточной Германии. Ранняя версия появилась в Словакии, а самое раннее упоминание о подобном инструменте относится к XIV веку.

Первое использование европейского оркестрового ксилофона было в Камиле Сен-Сансе 'Danse Macabre, 1874 год. К тому времени инструмент уже был в некоторой степени популяризирован Михаилом Йозефом Гусиковым, чьим инструментом был пятирядный ксилофон из 28 грубые деревянные бруски, расположенные полутонами в виде трапеции и опирающиеся на соломенные опоры. Резонаторов не было, и играли быстро ложкообразными палочками. По словам музыковеда Курта Сакса, Гусиков выступал на садовых концертах, в варьете, а в качестве новинки - на симфонических концертах.

Западный ксилофон использовался ранними джазовыми группами и в водевиле. Его яркое, живое звучание хорошо сочеталось с синкопированной танцевальной музыкой 1920-х и 1930-х годов. Ред Норво, Джордж Кэри, Джордж Гамильтон Грин, Тедди Браун и были хорошо известными пользователями. Со временем популярность ксилофона превзошла популярность вибрафона с металлическими клавишами , который был разработан в 1920-х годах. Ксилофон с диапазоном, простирающимся вниз в диапазон маримбы, называется ксилоримба.

. В оркестровых партитурах ксилофон может обозначаться французским claquebois, немецким Holzharmonika (буквально «деревянная гармоника») или итальянским силофоно. 179>Шостакович особенно любил инструмент; он играет выдающиеся роли во многих его работах, включая большинство его симфоний и его Концерт для виолончели № 2. Среди современных ксилофонистов: Эвелин Гленни и Ян Финкель.

В Соединенных Штатах есть группы зимбабвийской маримбы с особенно высокой концентрацией на северо-западе Тихого океана, в Колорадо и Нью-Мексико, но группы существуют от Восточного побережья через Калифорнию и даже до Гавайев и Аляски. Главное событие этого сообщества - ZimFest, ежегодный Зимбабвийский музыкальный фестиваль. Группы состоят из инструментов от высокого сопрано до нижнего сопрано, тенора, баритона и баса. Резонаторы обычно делают с отверстиями, покрытыми тонким целлофаном (по аналогии с балафоном ) для получения характерного жужжащего звука. Репертуары американских групп имеют тенденцию к большому совпадению из-за общего источника - зимбабвийского музыканта Думисани Марэр, который был ключевым человеком, который первым принес зимбавскую музыку на Запад, приехав в Вашингтонский университет. в 1968 году.

Использование в начальном образовании
Три ксилофона Орфа-Шульверка разного диапазона.

Многие преподаватели музыки используют ксилофоны в качестве учебного материала для помощи в музыкальном развитии детей. Одним из методов использования ксилофонов является Орф-Шульверк, который сочетает в себе использование инструментов, движения, пения и речи для развития музыкальных способностей детей. Ксилофоны, используемые в американских классах общей музыки, меньше, примерно на 1 ⁄ 2 октавы, чем 2 ⁄ 2 или более октавных диапазонов исполнения ксилофонов. Диапазоны басового ксилофона записываются от среднего до до ля на октаву выше, но звучат на октаву ниже написанного. Диапазоны альта записываются от среднего до до ля на октаву выше и звучат так, как написано. Диапазоны сопрано записываются от середины до до ля на октаву выше, но звучат на октаву выше, чем написано.

Согласно Эндрю Трейси, маримбы были завезены в Зимбабве в 1960 году. Зимбабвийская маримба основана на Музыка шона также стала популярной на Западе, который принял первоначальное использование этих инструментов для воспроизведения транскрипций музыки мбира дзавадзиму (а также ньюнга ньюнга и матепе). Первая из этих транскрипций первоначально использовалась для музыкального образования в Зимбабве. Зимбабвийские инструменты часто имеют диатоническую до-мажорную гамму, что позволяет на них играть с мбира (Gnyamaropa), настроенной на запад, иногда с добавленной клавишей F♯, помещенной в линию.

Известные сольные произведения
  • «Концертино для ксилофона» Маюзуми
  • «Скерцо для ксилофона и фортепиано» Птадсиндкса
  • «Робин Гарри» Иннса
  • «Тамбурин китайский» Крейслера
Известные оркестровые отрывки
См. Также
Ссылки
Дополнительные источники
  • Пако, Сельсо (2000). "A Luta Continua". В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; МакКонначи, Джеймс; Дуэйн, Орла (ред.). Мировая музыка, Vol. 1: Африка, Европа и Ближний Восток. Rough Guides Ltd., Penguin Books. С. 579–584. ISBN 1-85828-636-0.
  • Трейси, Хью (1948). Музыканты Чопи: их музыка, поэзия и инструменты (изд. 1970). Лондон: Международный африканский институт и издательство Оксфордского университета. ISBN 9780197241820.
  • Холлис, Рон; Халлис, Офера (1987). Chopi Music of Mozambique (видео 16 мм; 28 минут). Архивировано из оригинала 20 июля 2011 года.
  • Мгодо Ва Мбангузи. Деревня Чопи на юге Мозамбика: Гей Занцингер и Эндрю Трейси. В Cite пустой неизвестный параметр: | 1 =()
Внешние ссылки
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с ксилофон.
Последняя правка сделана 2021-06-22 08:38:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте