Берлинский филармонический оркестр

редактировать

Берлинский филармонический оркестр
Оркестр
Логотип Berliner Philharmoniker.svg
Родное имяБерлинский филармонический оркестр
Прежнее имяFrühere Bilsesche Kapelle
Основана1882
МестоположениеБерлин, Германия
Концертный зал
Главный дирижерКирилл Петренко
Сайтberliner-philharmoniker.de

Берлинская филармония (немецкий: Berliner Philharmoniker ) - немецкий оркестр, базирующийся в Берлине, неизменно входит в число лучших оркестров мира, выделяется среди аналогов своей виртуозностью и неотразимым звучанием. История оркестра всегда была связана с его главными дирижерами, многие из которых были авторитетными и неоднозначными, например Вильгельм Фуртвенглер и Герберт фон Караян.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Концертные залы
  • 3 Главные дирижеры
  • 4 Почетные члены
  • 5 Награды и признание
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
История

Берлинский филармонический оркестр был основан в Берлине в 1882 году 54 музыкантами под именем Frühere Bilsesche Kapelle (буквально «оркестр бывшего Бильсе»); группа отделилась от своего предыдущего дирижера Бенджамина Билсе после того, как он объявил о своем намерении отвезти группу на поезде четвертого класса в Варшаву на концерт. Оркестр был переименован и реорганизован под финансовым управлением Германа Вольфа в 1882 году. Их новым дирижером стал Людвиг фон Бреннер ; в 1887 г. Ганс фон Бюлов, дирижер оркестра Майнингенского двора и один из самых известных виртуозов фортепиано того времени, занял этот пост. Это помогло установить международную репутацию оркестра, и гости Ганс Рихтер, Феликс фон Вайнгартнер, Рихард Штраус, Густав Малер, Иоганнес Брамс и Эдвард Григ дирижировали оркестром в течение следующих нескольких лет. В 1887 году пианистка и композитор Мэри Вурм стала первой женщиной, которая дирижировала оркестром. Программы этого периода показывают, что в оркестре было всего 46 струн, что намного меньше, чем вагнеровский идеал, равный 64.

В 1895 году Артур Никиш стал главным дирижером, и его сменил в 1923 году Вильгельм Фуртвенглер. Несмотря на несколько смен в руководстве, оркестр продолжал выступать на протяжении Второй мировой войны. После того как Фуртвенглер (который лично был противником нацистского режима) бежал в Швейцарию, спасаясь от ареста гестапо в январе 1945 года, Лео Борчард стал главным дирижером. Последний концерт военного времени состоялся 12 апреля 1945 года, незадолго до начала битвы за Берлин. Программа включала в себя последнюю арию Брунгильды и финал из оперы Вагнера Götterdämmerung (Сумерки богов). Сообщается о Hitler Youth раздавать публике цианистые таблетки для тех, кто хотел своей смертью избежать неминуемого прибытия Красной армии.

Борхард был случайно застрелен позднее в 1945 году американскими войсками, оккупировавшими Берлин. Серджиу Челибидаке затем стал главным дирижером на семь лет, с 1945 по 1952 год. Фуртвенглер вернулся в 1952 году и дирижировал оркестром до своей смерти в 1954 году.

Его преемником стал Герберт фон Караян, который руководил оркестром с 1955 года до своей отставки в апреле 1989 года, всего за несколько месяцев до своей смерти. Под его руководством оркестр сделал огромное количество записей и много гастролировал, становясь все более популярными. Оркестр нанял свою первую женщину-музыканта, скрипачку Мадлен Карруццо, в 1982 году. Однако найм Караяном в сентябре 1982 года Сабины Мейер, первой духовой певицы в оркестре, вызвал разногласия, когда оркестр проголосовал 73 за 4 не допускать ее в оркестр. Впоследствии Мейер покинул оркестр. После того, как Караян ушел из оркестра в 1989 году, оркестр предложил главным дирижером Карлоса Клейбера, но он отказался.

В 1989 году оркестр избрал Клаудио Аббадо своим следующим главным дирижером. Впервые филармония прибегла к демократическому голосованию после падения Берлинской стены в 1989 году. Известно, что он был юмором в первые месяцы своей работы в филармонии. Он расширил репертуар оркестра за пределы основных классических и романтических произведений в более современные произведения ХХ века. Аббадо ушел с поста главного дирижера оркестра в 2002 году. В период после объединения оркестр столкнулся с финансовыми проблемами, вызванными нехваткой бюджетных средств в Берлине. В 2006 году Академия оркестра Берлинской филармонии учредила Композиционную премию Клаудио Аббадо в честь Аббадо.

Сэр Саймон Рэттл, дирижер Берлинский филармонический оркестр в 2006 году

В июне 1999 года музыканты выбрали сэра Саймона Рэттла в качестве их следующего главного дирижера. Рэттл поставил условием своего подписания с Берлинским филармоническим оркестром превращение его в самоуправляемый общественный фонд, наделенный полномочиями принимать собственные художественные и финансовые решения. Это потребовало внесения изменений в закон штата, который был одобрен в 2001 году, что позволило ему присоединиться к организации в 2002 году. В своем первом сезоне он инициировал общественные проекты, такие как выступление Стравинского Le Sacre du printemps danced. 250 детских государственных школ, задокументированных в Rhythm Is It!. Контракт Рэттла с оркестром первоначально действовал до 2012 года. В апреле 2008 года музыканты BPO проголосовали за сохранение Рэттла своим главным дирижером до 2018 года. С 2006 по 2010 год генеральным менеджером оркестра была Памела Розенберг. В сентябре 2010 года новым интендантом оркестра стал Мартин Хоффманн. Хоффманн покинул пост его интенданта после закрытия сезона 2016/2017. Андреа Цицшманн заняла этот пост в качестве его преемника.

В 2006 году оркестр объявил, что будет исследовать свою роль во время нацистского режима. В 2007 году Миша Астер опубликовал «Оркестр Рейха», свое исследование отношений Берлинской филармонии с правителями Третьего Рейха. Также в 2007 году был выпущен документальный фильм «Рейхсорчестер» Энрике Санчеса Ланша.

ЮНИСЕФ назначил Берлинский филармонический оркестр и Рэттл послами доброй воли в ноябре 2007 года. 10 января 2013 года оркестр объявил о прекращении полномочий Рэттла на посту художественного руководителя и главного дирижера в 2018 году. В 2014 году оркестр основал собственный лейбл «Berliner Philharmoniker Recordings».

После неудачной первой попытки 11 мая 2015 года оркестр 21 июня 2015 года избрал Кирилла Петренко своим следующим художественным руководителем и главным дирижером. В октябре 2015 года оркестр объявил, что Петренко официально приступит к исполнению контракта главного дирижера сезона 2019/20. Через год после этой новости, в октябре 2016 года, оркестр более точно определил начало пребывания Петренко в должности - 19 августа 2019 года.

Нынешний интендант (управляющий директор) оркестра - Андреа Цицшманн, сменивший Мартина Хоффманна, который ушел в отставку. из сообщения в 2017 году.

Концертные залы
Берлинская филармония, дом оркестра

Первый концертный зал оркестра, Филармония, расположенная на Бернбургерштрассе в Берлин Кройцберг, был открыт в 1882 году в здании, ранее использовавшемся катком и преобразованном архитектором Францем Швехтеном. В 1899 году был открыт меньший концертный зал Beethovensaal на Köthener Straße для камерной музыки и камерных ансамблей. Первая филармония использовалась до тех пор, пока британские бомбардировщики не разрушили ее 30 января 1944 года, в годовщину назначения Гитлера канцлером. Оркестр играл до конца войны в Staatsoper, Unter den Linden. Государственная опера также была разрушена 3 февраля 1945 года. Берлинская филармония, нуждающаяся в помещении, играла в годы после войны в Титании-Паласт, старом кинотеатре, преобразованном в концертный зал, и до сих пор использовала Бетховенсал для небольших концертов.. В 1950-е годы оркестр перенес свои концерты в Musikhochschule (ныне часть Берлинского университета искусств ), в Концертный зал им. Йозефа Иоахима. Тем не менее, большая часть записей была сделана в церкви Иисуса Христа в Берлине Далем, известной своей акустикой.

Потребность в новой филармонии возникла с 1949 года, когда Gesellschaft der Freunde der Berliner Philharmonie e.V. (Друзья Берлинского филармонического общества) был создан для сбора средств. Строительство новой филармонии началось в 1961 году по проекту архитектора Ганса Шаруна, и оно было открыто 15 октября 1963 года с выступления Бетховена Девятого Симфония, дирижер Герберт фон Караян. Его расположение сделало его частью Kulturforum, а большой зал (2440 мест) был дополнен залом камерной музыки, Kammermusiksaal (1180 мест), построенным в 1987 году по проекту архитектора Эдгар Вишневски, по проекту Ганса Шаруна.

Берлинская филармония с тех пор была домом Берлинской филармонии и ее символом. Логотип оркестра основан на форме пятиугольника концертного зала.

Вальдбюне, место ежегодного летнего концерта

20 мая 2008 г. в филармонии произошел пожар. Четверть крыши сильно пострадала, когда пожарные вырезали отверстия, чтобы достичь пламени под крышей. Интерьер зала также пострадал от воды, но в остальном «в целом не пострадал». Пожарные ограничили ущерб, применив пену. Оркестру было запрещено использовать зал для проведения концертов до июня 2008 года.

18 декабря 2008 года оркестр объявил об официальном создании Digital Concert Hall. Эта уникальная до сих пор интернет-платформа BPO позволяет людям с доступом к компьютеру по всему миру видеть и слышать концерты филармонии, живые или по запросу, не только под управлением недавних дирижеров, но даже с предыдущих концертов, проводимых, например, Клаудио Аббадо. С июля 2014 года Цифровой концертный зал дополнительно предлагает прямых трансляций, снятых на основе HD-фильмов концертов Герберта фон Караяна в 1960-х и начале 1970-х годов. С 2010 года избранные концерты Берлинской филармонии транслируются в прямом эфире в кинотеатры Германии и Европы.

Главные дирижеры
Почетные члены

оркестр удостоил почетных званий дирижеров Даниэль Баренбойм (он же первый и единственный почетный дирижер), Бернар Хейтинк, Николаус Харнонкур, Сейджи Одзава, Марисс Янсонс и Зубин Мета.

Награды и признание

Classical BRIT Awards

  • 2001 - «Ансамблевой / оркестровый альбом года» - Сэр Саймон Рэттл, Малер: Симфония № 10 (EMI, 2000)
  • 2003 - «Ансамблевый / оркестровый альбом года» - сэр Саймон Рэттл, Малер: Симфония №. 5 (EMI, 2002)

Grammy Awards

Gramophone Awards

ECHO (ранее Deutscher Schallplattenpreis ) Deutsche Phono-Akademie

ICMA (International Classical Music Awards )

Timbre de Platine (Платиновая марка), присужденный Opéra International журнал

Журнал Diapason

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Аннемари Кляйнерт : Музыка в лучшем виде: Берлинский филармонический оркестр. От Караяна до Рэттла, BoD Publishing Company, Norderstedt 2009, ISBN 978-3-8370-6361-5
  • Анджела Хартвиг: Погремушка у двери - сэр Саймон Рэттл и Берлинская филармония с 2002 по 2008 год, издательство Evrei, 2009, ISBN 978-3-0002-8093-1, Kindle Edition ASIN B00K001W6G
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 13:08:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте