В музыке итальянский термин stretch [ˈStretto] (множественное число: stretch ) имеет два различных значения:
Термин « stretch» происходит от итальянского причастия прошедшего времени Stringere и означает «узкий», «плотный» или «закрытый». Он применяется в тесной последовательности утверждений субъекта фуги, особенно в заключительной части. В стретто субъект представлен одним голосом, а затем имитируется одним или несколькими другими голосами, причем имитация начинается до того, как субъект закончил. Таким образом, субъект контрапункционально накладывается на себя. Стретто обычно используется ближе к концу фуги, где «нагромождение» двух или более временно смещенных высказываний субъекта сигнализирует о прибытии завершения фуги кульминационным образом.
Например, C-мажорная фуга из И.С.Баха «S Хорошо темперированный клавир, Книга 1 (BWV 846) начинается с начальной последовательностью высказываний субъекта, каждый на расстоянии шести ударов:
Фуга Баха in C WTC1, такты открытия Бах Фуга до C BWV 846 вступительные тактыПо мере развития музыкального спора разрыв между записями сокращается до двух долей:
Фуга Баха до мажор WTC, 1 такт 14ff Фуга Баха до мажор BWV846 такты 14-16В последних тактах записи еще ближе, два верхних голоса следуют на расстоянии всего одного удара:
Фуга Баха до мажор WTC, 1 такт, 24 конца Фуга Баха до мажор BWV846 заключительные тактыЗдесь можно услышать полную фугу до мажор:
В других случаях стретто служит для демонстрации контрапунктического мастерства, как в фуге № 9 ми мажор, BWV 878, где Бах следует традиционной экспозиции (субъект сопровождается контрсубъектом ) с контрэкспозицией, в которой субъект сопровождает себя в растяжке, сопровождаемый сопровождающим сам контрпредметом.
Fugal методы Stretto также могут быть найдены в части, которые сами по себе не фуги, такие как шумного финале Гайдна «s квартет бемоль, соч. 76 № 6. В следующем отрывке, такты 119–132, тема первой скрипки излагается с простым сопровождающим аккордом исходных долей (такты 119–122). При повторении в тактах 127–132 партия альта и виолончели сопровождается темой, а скрипки следуют за ними на расстоянии одного удара. Это имеет эффект «вечного обмана слушателя относительно того, где находится основной ритм».
Квартет Гайдна Op.76 No. 6, финальные такты 119-132 Квартет Гайдна Op.76 No. 6, финальные такты 119-132